Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лексическое значение. Этимология



 

                      

 

 

                             Марафон «Красная книга русского языка»                                                                                                                                            

Работу выполнила: Итяксова Виктория ,ученица 5«А» класса МОУ «Гимназия №34» г. Саратова.

Руководитель: Абахина Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

Задремал костёр в рассветном мороке.
Отзвенела звёздная капель.                                                                                                  Слышу в полумраке вздохи-шорохи -
Обронил опять жалейку Лель...
Прикоснусь душой озябшей к дереву.
Поклонюсь три раза на восток...                                                                                  Отыщу в траве жалейку Лельеву,
Чтобы Лель жалеть и дальше мог...                                                     

И.Шумилов «Жалейка»

Лексическое значение

ЖАЛЕ́ЙКА, - и, род. мн. -леек, дат. -лейкам, ж. Русский и украинский народный музыкальный инструмент, представляющий собой дудку с небольшим раструбом.( Словарь русского языка А. П. Евгеньевой)

ЖАЛЕ'ЙКА, и, ж. (обл.). Русский крестьянский музыкальный инструмент, состоящий из коровьего рога со вставленными в него двумя rамышевыми дудками и с несколькими отверстиями; дудка из тростника, из выдолбленного тонкого деревца. (Толковый словарь русского языка                      Д. Н. Ушакова)

ЖАЛЕ́ЙКА -. духовой язычковый музыкальный инструмент у восточных славян — деревянная, тростниковая, рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты (Викисловарь)

Этимология

Жале́йка (пищик, брёл­ка) — ду­хо­вой языч­ко­вый му­зы­каль­ный ин­стру­мент, рас­про­стра­нён­ный среди сла­вян­ских на­ро­дов. Жа­лей­ка на­ря­ду с ша­лю­мо и вен­гер­ским та­ро­га­то счи­та­ет­ся пред­вест­ни­ком со­вре­мен­но­го клар­не­та.

    Один из самых ярких музыкальных инструментов России – это жалейка. Она относится к духовым, пользовалась большой популярностью среди славянских племен. Бытует мнение, что прародительницей кларнета (язычковый инструмент с одинарной тростью) была именно жалейка. Первые упоминания о деревянной трубке встречаются в конце восемнадцатого века.                                                                           Музыкальный инструмент жалейка представляет собой тростниковую или камышовую трубочку, оснащенную на конце раструбом, выполненным из верхнего слоя березовой коры или рога животного. Некоторые мастера в качестве основы использовали иву или бузину.                                                                                                                  

    Жалейка отличается по конфигурации, делится на раздвоенные и однотрубчатые. Длина инструмента варьируется от десяти до двадцати сантиметров. Количество отверстий, которые используют для извлечения мелодии колеблется от трех до семи штук. В некоторых южных поселениях России местные аборигены прикрепляли к трубке колокольчик.                                                                                             Жалейка проста в обращении, справиться с ней под силу даже начинающим музыкантам. Поскольку для извлечения мелодии не требуется натренированное дыхание или какие-то особые навыки. Инструмент используется для сольной программы, нагревания мотивов в дуэте либо применяют в ансамбле.                                                                     Изначально деревянная трубка позиционировалась как пастуший рожок, поскольку чаще всего её применяли для привлечения внимания и сбора скота. Инструмент получил широкое распространение во многих регионах России, Беларуси, Литвы и Украины. В наши дни жалейка часто встречается в народных ансамблях. Услышать ее звучание можно практически на любом фольклорном концерте. Русская жалейка имеет «псевдоним» жаломейка. Писатель Владимир Михневич отыскал схожесть в корнях двух слов «жальник» и «жалейка». Первый термин применяли в Новгороде для определения древнего языческого могильника по типу кургана. Иное значение слова ассоциировалось с погостом. В связи с этим Михневич предполагал, что инструмент часто использовали в процессе проведения обрядов, проводившихся в память об умершем после похорон либо в определенные моменты поминовения. Также жалейка пользовалась популярностью у скоморохов. Однако в семнадцатом веке царь Алексей Романов подверг их гонениям из-за едких выпадов в сторону советской власти. Инструменты артистов были уничтожены, что нанесло большой урон по национальной музыкальной культуре страны.                                                                                                                                                                                             

    Инструмент состоит из основы, мундштука и раструба. Первая деталь длиной до двадцати сантиметров имеет форму цилиндра. Раньше пастухи для изготовления основы брали бузину, клен, тростник. Современные мастера используют разнообразные материалы, от красного дерева до эбонита. На стволе размещают от трех до семи дырочек для извлечения звука.Раструб выполняет роль резонатора, его крепят к нижнему концу основного элемента. Чаще всего для изготовления берут бересту или рога. Место соединения раструба и основы декорируют кольцом, выполненным из латуни.Мундштук или пищик располагается в верхней части жалейки. Представляет собой трубку определенного размера и формы. Для создания мундштука берут дерево, металл или пластмассу. К пищику с помощью двух кембриков крепят одинарную трость (язычок), выполненную из камыша или пластика.Музыкальный инструмент представлен в широком ассортименте. В его «семейство» входят изделия, отличающиеся по размеру, конструкции, звучанию. По устройству жалейка классифицируется на одинарную и двухсоставную.Звук из них извлекается по идентичному принципу, суть которого заключается в вибрации язычка. Инструмент обладает семизвуковой системой, имеется воспроизведение высоких нот «ре», «соль», «ля».Двухсоставная жалейка представляет собой спаренные трубочки одинакового размера. Каждая имеет собственные звуковые отверстия, их количество может отличаться. Одна трубка является ведущей, вторая выполняет роль «помощницы». Соответственно, у «примы» отверстий на стволе больше. Стволы вставлены в один раструб. Извлекать мелодию их двухсоставной жалейке можно по очереди либо одновременно. На инструменте обычно исполняют двухголосные мотивы.                                                                                               

    Жалейка неспроста получила такое название. Инструмент выдает громкий, пронзительный и напористый звук. Можно сказать, что он кричит. В трубке практически нет обертонов, поэтому динамические оттенки ей не под силу. Тембральный окрас жалейки характеризуется как жалостливый и слегка гнусавый. Звучание инструмента – это результат постоянной вибрации язычка, которая возникает под воздействием воздуха, вдуваемого исполнителем. Жалейка в основном имеет диатонический звукоряд, но встречается и хроматические. Диапазон мелодии зависит от количества отверстий на стволе. В большинстве своем звуки, издаваемые жалейкой грустные. Но при должном умении из нее можно извлечь веселый мотив.Двухсоставный инструмент по звучанию напоминает волынку. Их нижние тона находятся на одинаковой волне, исполняя роль бурдона. Есть мнение, что эти два инструмента являются дальними родственниками. Ведь они похожи не только в плане конструкции, но и по типу звучания.

Богатая история старинного духового инструмента наполнена занимательными событиями и фактами:

    Жалейка – одно из немногих изделий, имеющих множество разнообразных наименований. Как только ее не называли: дуда, сиповка, пищик, брелка, рожок. Звук инструмента настолько громкий и резкий, что слышен на расстоянии шести километров. На Руси чабанов считали важными людьми, к ним относились с почётом. Пастух поднимался с постели раньше всех и играл на жалейке сигнал к пробуждению. Проходя мимо избы, он исполнял определенную мелодию. Хозяйка, услышав звук, знала, что пора выгонять скот. Чабан простой мелодией на жалейке легко собирал стадо. Даже отбившаяся корова находила путь домой, ориентируясь на звук инструмента.                                                                                             Лучшими исполнителями на трубочке в России испокон веков считались именно пастухи, а не профессиональные музыканты. Многие ценители народного искусства до сих пор помнят и чтят певицу Валентину Толкунову. Так вот, в её разнообразном репертуаре было две популярные песни, в которых жалейка отражается крайне поэтично.

В каждом регионе необъятной России имеется собственная разновидность жалейки. Например, в Курске – рожок, в Пензенской области – сиповка. Раздвоенный инструмент в Рязанской губернии именовали жаланка.                                  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.