Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

РЕФЕРАТ

Структура педагогических способностей.

 

Выполнил обучающийся 3 курса

Маковская Лилия Анатольевна

направление подготовки 44.03.02.

Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования

заочной формы обучения

 

Проверила: Сенкевич И.А.

                                                          кандидат педагогических наук, доцент

 

Мурманск

 

 

Содержание

                                                                    

Введение……………………………………………………………….………..3

                                                                              

Понятие способностей………………………………………………...….….…4

 

Структура педагогических способностей………………………………….….5

Исследование педагогических способностей…………………………………9

                                                                                                             

Заключение………………………………………………………...……….…...11

Список использованной литературы…………………………………….….....13

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Отцом - основателем психологии способностей можно считать Ф. Гальтона. Он выдвинул идею наследственности таланта. Гальтон пытался объяснить влиянием наследственности различия, между людьми (применив впервые с этой целью близнецовый метод). Ф. Гальтон был убежден, что представители социальной элиты и биологически, и интеллектуально превосходят представителей социальных низов, а женщины гораздо менее талантливы и умны, чем мужчины. Дж. Рензулли рассматривал педагогическую способность не только как исключительное явление, но и как потенциал, имеющийся у каждого человека.

На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей. Наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками, Особое  внимание он уделял включению трех обязательных признаков способностей: под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Педагогические способности - это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения.

 

ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Способности понимаются как свойства функциональных систем, реализующие отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в степени успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Способности - индивидуально-психологическое свойство личности, являющееся условием успешности выполнения какой-либо деятельности. Способность - живая развивающаяся система, функционирование и развитие которой обусловлено существующими в культуре нормами и образцами деятельности.

Способности - развиваются на основе задатков, обусловливаются, но не предопределяются ими. 

Задатки - предпосылки развития способностей. Задатки - это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности.

Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других. Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не «требуют», чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

 

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Основной элемент структуры педагогического мастерства - способность к педагогической деятельности. Она указывает на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Важно отобрать ведущие способности, без которых учитель, как мастер своего дела не состоится.

Педагогические способности - это такое психическое свойство личности, которое проявляется в чувствительности к принятым требованиям педагогической системы, к специфике их отражения соответствующими учащимися и к возможным способам воздействия на учащихся для получения желаемого результата.

Мера соответствия требований индивидуальной деятельности учителя, соответствие реальных результатов его деятельности планируемым, - главный показатель педагогических способностей. Таким образом, можно выделить следующие признаки педагогических способностей: целостность, взаимосвязанность, связь со средой.

Структура педагогических способностей

Существует множество подходов, раскрывающих структуру педагогических способностей. Подход Н.В. Кузьминой состоит в том, что, во-первых, все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Во-вторых, они определены, в отличие от всех предыдущих определений, как проявления особой специфической чувствительности педагога. В-третьих, они представлены некоторой структурной организацией этой чувствительности, а не только их набором, совокупностью. В-четвертых, выделена уровневость педагогических способностей. В-пятых, в этой трактовке определена связь общих и специальных педагогических способностей, с одной стороны, и специальных педагогических и других специальных способностей – с другой.

 

В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов (цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги) и пять функциональных элементов: исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский. Эти же элементы являются функциональными компонентами индивидуальной педагогической деятельности, что позволяет говорить о пяти больших группах общих одноименных способностей, лежащих в их основе. Кузьмина Н.Н. выделяет следующую структуру:

Перцептивно-рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими. Перцептивно-рефлексивные способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является «ядерной», малокомпенсируемой в случае её отсутствия. Она характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика.

Второй уровень педагогических способностей – проективные способности – способности к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.

Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности, по Н.В. Кузьминой, обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе.

Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач.

Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося.

Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений. Эти способности обеспечиваются, по Н.В. Кузьминой, четырьмя факторами: способностью к идентификации, чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитой интуицией, суггестивными (способность к внушению) свойствами. Добавим ещё фактор речевой культуры (содержательность, обращённость, воздейственность).

Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.

По мнению Клюевой Н.В. в  структуру педагогических способностей входят следующие качества: умение передачи детям знаний в краткой и интересной форме; умение понимать учеников, базирующееся на наблюдательности; творческий склад мышления; находчивость; организаторские качества.

Ф. Н. Гоноболин (1901 – 1975), отечественный психолог, специалист в области психологии учителя и учительского труда, называет уже двенадцать способностей, объединенные в группы. Способность делать учебный материал доступным ученикам и способность связывать учебный материал с жизнью образуют дидактическую группу способностей, соотносимых с более общей способностью «передачи знаний в краткой и интересной форме». Понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к детям – это вторая группа способностей – рефлексивно-гностические. Педагогически волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовать детский коллектив – это интерактивно-коммуникативные способности. В четвертую группу способностей вошли способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя – вербально-экспрессивные способности.

Крутецкий В.А. наиболее полно и чётко разграничил все составляющие педагогических способностей:

1. Дидактические способности - способности передавать учебный материал, делая его доступным, преподносить проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать активную самостоятельную мысль.

2. Академические способности - способности к соответствующей области наук.

3. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир обучающегося, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием его личности и психических состояний.

4. Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности - способность организовать взаимодействие обучающихся, воодушевить их на решение важных задач, а также способность правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности - способность к общению, умение найти правильный подход к обучающимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности обучающегося, умение прогнозировать развитие их качеств и творческого потенциала.

Нельзя отделять и такие личностные качества:

1. педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к обучающихся;

2. наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства обучающихся;

3. уважительное и чуткое отношение к обучающимся;

4. потребность в передаче знаний обучающимся;

5. вспомогательные свойства личности, благоприятно влияющие на профессиональную деятельность педагога.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В целом можно утверждать, что в структуру педагогических способностей входит целый ряд компонентов. Но как взаимосвязаны теоретические выкладки с реальным существованием педагогов. В связи с этим интересно проведённое исследование компонентов способностей педагогов дошкольной образовательной организации и специфики их профессиональной деятельности в 2016 году в ДОУ Пермского края. В нем приняли участие воспитатели, имеющие различный стаж педагогической деятельности (от 1 года до 30 лет, всего 115 человек).

Проведенное исследование позволило сформулировать общие выводы:

1. Для педагогов с педагогическим стажем от 1 до 5 лет характерны проявления коммуникативных способностей (в меньшей степени проявляются педагогический такт и педагогическая культура); специальных способностей (биологические, математические, художественно-графические и склонность к русскому языку); факторов личностного развития (общительность, высокий самоконтроль); психодинамических свойств (коммуникативная эргичность, коммуникативная эмоциональность, эмоциональность психомоторная, пластичность психомоторная).

2. Для специалистов со стажем педагогической деятельности от б до 10 лет характерны коммуникативные способности, высокий уровень развития, эмпатии; специальные способности (биологические и литературные); личностные качества (высокая нормативность поведения и дипломатичность); свойства темперамента (коммуникативная эмоциональность, интеллектуальная эргичность, коммуникативная скорость, психомоторная пластичность).

3. Для педагогов со стажем профессиональной деятельности от 1 1 до 15 лет свойственны коммуникативные способности; специальные способности (математические способности и склонность к русскому языку); факторы развития личности (высокая нормативность поведения, общительность, интеллект, дипломатичность, доверчивость).

4. Специалисты с педагогическим стажем от 16 до 20 лет отличаются высоким уровнем развития педагогической культуры, педагогического такта, высокой нормативностью поведения; высоким уровнем развития специальных способностей (математических, биологических и склонности к русскому языку); наличием личностных факторов (экспрессивность, высокая нормативность поведения, смелость, интеллект); особенностями темперамента (психомоторная пластичность, коммуникативная эмоциональность).

5. Педагогов со стажем профессиональной деятельности более 20 лет характеризуют высокие показатели по критериям общепедагогических способностей (педагогическая культура, коммуникативные способности, педагогический такт, эмпатия); специальных способностей (биологические, художественно-графические, математические и лингвистические); факторам развития личности (экспрессивность, доверчивость, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль, дипломатичность) (рис.1).

 

Рис.1 Зависимость развития компонентов педагогических способностей от стажа работы педагогов.

 

Анализируя данные можно утверждать, что высокая культура, педагогический такт, умение говорить мало, но ёмко, а также высокий уровень специальных способностей характерны для педагогов с большим стажем, свыше 15 лет. Для педагогов начинающих свой профессиональный путь характерны: развитость коммуникативных и личностных способностей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая всё выше перечисленное можно утверждать, что педагогические способности относятся к специальным способностям и чаще всего определяют как совокупность таких индивидуально психологических особенностей и профессионально значимых качеств педагога, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности. В структуру педагогических способностей входят неотъемлемые составляющие:

- Дидактические способности проявляются в умении: ясно и выразительно излагать материал, организовывать активную деятельность своих слушателей, пробуждать интерес к предмету, использовать разные методы и приемы обучения, предвосхищать возможные трудности в учебном материале, создавать условия для их преодоления.

- Речевые способности связаны с общением посредством слова. В.А. Сухомлинский отмечал, что слово педагога, «ничем незаменимый инструмент воздействия на душу воспитанника». К требования к речи педагога относят: правильность, точность, ясность, богатство, образность, эмоциональность.

- Перцептивные способности - способность к целостному восприятию объекта (в педагогической деятельности - другого человека), проявляющееся в психологической тонкости, наблюдательности педагога, в его способности понимать внутренний мир другого человека.

- Академические способности проявляются в умении учиться, творческом отношении к изучаемому предмету.

Кроме того, в структуру входят:

1. Педагогическая наблюдательность.

2. Педагогическое воображение.

3. Требовательность как черту характера.

4. Педагогический такт.

5. Организаторские способности.

6. Простота, ясность и убедительность речи.

Важно помнить, что педагогические способности имеют профессиональную направленность тогда, когда они способствуют развитию, как учащихся, так и самого педагога. Слабое развитие какой-либо педагогической способности не является препятствием к выполнению педагогической деятельности: во-первых, ее можно развить, и, во-вторых, компенсировать развитием другого профессионального качества личности.

Педагогические способности проявляются в динамике овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности.

 

 

Список литературы:

 

1. Вяткина Л. Б., Богданов С. А. Педагогические способности и их взаимосвязь с деятельностью [Электронный ресурс] // Пермский педагогический журнал. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-sposobnosti-i-ih-vzaimosvyaz-s-deyatelnostyu (дата обращения: 23.05.2020).

2. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. [Текст] Полный курс: ил. учебное пособие для студентов / Б.Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 829 с.

3. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2015. - 639 c.

4. Палецкая Т. В. Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. 2017. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-pedagogicheskih-sposobnostey-studentov-na-zanyatiyah-v-pedagogicheskom-vuze-1 (дата обращения: 15.05.2020).

5. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

6. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 317 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10232-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456503 (дата обращения: 11.05.2020).

7. Симановский, А. Э. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 203 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06004-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454799 (дата обращения: 08.05.2020).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.