Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автономное образовательное учреждение высшего образования



Автономное образовательное учреждение высшего образования

Ленинградской области

«Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»

 

Кафедра: Социально-правовых и гуманитарных дисциплин

 

Дисциплина: Сервисная деятельность

 

 

Курсовая работа

На тему:

«Особенности регионального рынка спортивных услуг

в Санкт-Петербурге»

Направление подготовки:

43.03.02 Туризм

Выполнила студентка 1 курса

295 группы

Курочкина А.С.

Научный руководитель:

 к.э.н., доцент Танина А.В.

 

Гатчина

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы предоставления спортивных услуг…………….5

1.1.Основные понятия и виды спортивных услуг…………………………..5

1.2.Отечественное и зарубежное развитие спортивных услуг…………….7

Глава 2. Анализ спортивных услуг в районах Санкт-Петербурга………………13

2.1. Анализ развития спортивных услуг на примере трёх районов Санкт-Петербурга…………………………………………………………………...13

2.2. Проблемы и перспективы развития спортивных услуг в Санкт-Петербурге……………….…………………………………………………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

 

абзацВведение

 Город Санкт-Петербург является вторым по численности городом России с населением около 5 392 992 человек. Одной из важнейших особенностей данного города является наличие современной инфраструктуры, необходимой для полноценного развития всех видов спорта на территории мегаполиса.  В культурной столице развит как любительский, так и профессиональный спорт. В частности: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол, фигурное катание, спорт, гребля, лыжный спорт и другие виды. В городе функционирует несколько профессиональных спортивных клубов. Стоит также отметить, что гордостью Северной столицы является Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, получивший всемирное признание благодаря своим выпускникам, подготовившим бесчисленное количество олимпийских чемпионов и чемпионов мира в различных спортивных дисциплинах.  Исследование регионального рынка спортивных услуг дает возможность использовать полученную информацию в качестве высокоэффективного инструмента устойчивого развития данного сегмента, решения социальных и экономических задач, обеспечения населения необходимыми спортивными услугами, увеличения числа занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью. 

Объект исследования – спортивные услуги

Предмет исследования – особенности развития регионального рынка спортивных услуг в Санкт-Петербурге.

Целью данной работы является изучение деятельности спортивных организаций при разработке спортивных услуг на территории Санкт-Петербурга. Просто анализ не может быть целью

В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи теоретического характера:

¾ рассмотреть историю развития спортивно-оздоровительных услуг;

¾ изучить разновидности спортивных услуг;

¾ выявить индивидуальные черты рынка региональных спортивных 1,25 для 1 строки услуг;

¾ проанализировать наличие спортивных услуг в районах Санкт-Петербурга;

¾ рассмотреть массовые и популярные виды спортивных услуг в России и за рубежом;

¾ выявить основные преимущества и недостатки в региональном развитии рынка спортивных услуг;

Актуальность данной темы в том, что значение предоставления спортивных услуг в современном обществе с каждым днём возрастает, сфера спорта является одной из важнейших составляющих развития социально-культурной индустрии. Ведь развитие той или иной деятельности, напрямую зависит от общества и его желаний.

Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета курсового исследования были проанализированы самые популярные фитнес-центры, расположенные в Санкт-Петербурге; применены методы классификации спортивных услуг, метод обобщения развитии необходимой инфраструктуры в городе Санкт-Петербург и метод сравнительного анализа, при исследовании организации спортивной сферы услуг в районах Санкт-Петербурга.

Курсовая работа изложена на 46 страницах печатного текста. Она включает введение, содержание, 2 главы, заключение. В списке используемой литературы приведено 33 источника.

 

 

          

 

Глава 1. Теоретические основы предоставления спортивных услуг.

1.1. Основные понятия и виды спортивных услуг.

Рынок услуг представляет собой взаимодействие производителя услуги и его потребителя, предложения и спроса. Сфера спортивных товаров, где объектом купли-продажи представляются физкультурно-спортивные услуги, не является здесь исключением. Основным законом, регламентирующим занятие спортом в России является Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1].

Рассмотрим понятие «Спорт» в узком и широком смыслах:

 - в узком: «Спорт – это соревновательная деятельность, направленная на сравнение и оценку человеческих возмжностей, достижение наивысшего результата»

 - в широком: «Спорт – это игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в этой сфере»

Спорт рассматривается в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества, так как он является неотъемлемой составляющей жизни человека, которая обеспечивает необходимую активность, как в течение дня , так и на протяжении всей жизни – «спорт - это жизнь». Сфера спортивных услуг включает в себя деятельность спортивно-соревновательных состязаний, физкультурно-оздоровительную и учебную деятельность.

Виды физкультурно-спортивных услуг:

1) Организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом в виде урочных занятий, спортивных и оздоровительных секций, спортивных команд и клубов

2)   Спортивные зрелища

3) Разработка методик, методических комплексов физкультурно-            оздоровительных занятий, программ физического воспитания и систем подготовки спортсменов

Также услуги в сфере физической культуры и спорта можно классифицировать по следующим признакам:

1) по мотивации производителей физкультурно-спортивных услуг (развитие физкультуры и спорта среди молодежи, инвалидов и других категорий населения);

2) по мотивации потребителей услуг (коллективные занятия физической культурой и спортом, самостоятельные занятия, аренда бассейна для проведения соревнований);

3) по характеру удовлетворяемой потребности (ДЮСШ, футбольный матч);

4) по форме распределения общественных фондов (занятия в коммерческих спортивных центрах и занятия физкультурой в образовательных учреждениях);

5) по степени важности спортивных услуг (оздоровление с помощью разных видов массажа, бань и т.п.).

Спортивные сервисные организации подразделяются на профессиональные и потребительские. Профессиональные сервисные компании гарантируют безграничный диапазон услуг массами высококлассных сотрудников и,

в большинстве случаев, адресуют их персональному клиенту. У потребительских организаций чаше всего сервис организует непрофессиональный персонал. В настоящее время, в современном мире, спорт подразделяется на массовый, который повторяет задачи физической культуры, и в большинстве случаев применяется в учебных заведениях, и спорт высших достижений, когда человек стремится завоевать победы на масштабном уровне, например. Олимпийские игры.

Любой рынок, в том числе и рынок спортивных услуг, принято разделять по следующим группам: (таблица 1)

 

Таблица 1 – группы рынков спортивных услуг читайте требования к оформлению, дальше проверять не буду

группы потребителей группы продуктов (товаров, услуг) предприятия (конкуренты)

Региональный рынок спортивных услуг имеет несколько своих индивидуальных черт, которые формируются исходя из географических и климатических условий на территории, численности и структуры населения, наличия спортивной инфраструктуры и особенностей потребительского спроса.

1.2. Отечественное и зарубежное развитие спортивных услуг

Спортивные мероприятия являются значимыми событиями в жизни городов, регионов и стран, в которых они проходят. Спорт – это один из основных элементов российской культуры. Начало российского спорта можно встретить в таких традиционных русских забавах, как лапта, кулачные бои, катания на санях, занятия на лыжах.Регулярные занятия спортом требует выдержки, силы воли, тем самым, они воспитывают в людях дисциплину, способность контролировать себя и свои эмоции. Спортивные состязания формируют в личности такие качества , как самообладание, решительность, настойчивость, формируют уважение к сопернику. Все это оказывает положительное влияние на личность и помогает определить свое предназначение в жизни.

Государство активно влияет также на развитие спортивной индустрии, тем самым вызывая интерес со стороны населения. В нашей стране спортивно-оздоровительные услуги стали набирать популярность среди жителей последние 10 лет. Ежегодно российские спортсмены участвуют в соревнованиях в различных видах спорта, занимают призовые места, что имеет немаловажное значение для поднятия авторитета страны. Также в стране проходят соревнования международного уровня – в 2016 году прошли три чемпионата мира и два чемпионата Европы, а в 2018 году состоялся легендарный Чемпионат мира по футболу, охвативший 11 российских городов, где Россия проявила себя на фантастическом уровне. Россия впервые принимала чемпионат мира на своей территории.

На международной арене 6-18 октября 2018 г. проведены очередные Летние юношеские олимпийские игры в г. Буэнос-Айресе (Аргентина). Спортивная сборная команда Российской Федерации (спортсмены в возрасте 15-18 лет) завоевала 59 медалей (29 золотых, 18 серебряных и 12 бронзовых) и заняла первое место в неофициальном командном зачёте.

Проведение соревнований  –  это каждый раз огромный вклад денежных средств на то, чтобы организовать и начать масштабную подготовку развития города соответствующей инфраструктурой (строительство спортивных комплексов,  развитие предприятий торговли, общественного питания и сервиса гостиничного хозяйства). «Совет Международной федерации футбола (фр. Fédération Internationale de Football Association, сокращённо FIFA, в русской транслитерации — ФИФА́) признал этот чемпионат лучшим в истории. Согласно финансовому отчёту ФИФА за 2018 год, чемпионат стал самым прибыльным за всю историю проведения и принёс организации 5,357 миллиардов долларов выручки и 3,533 миллиардов долларов чистого дохода.»

Еще одной из важных составляющих развития спортивной сферы является программа физического воспитания на территории нашей страны, в виде проведения ежегодного спортивного мероприятия «Готов к труду и обороне» («ГТО»), с целью развития массового спорта. Данный комплекс предусмотрен для жителей в возрасте от 6 лет и старше. Для каждой возрастной ступени предусмотрены определенные нормативы, и они меняются в зависимости от возраста и пола людей. ГТО – это отличный способ проверить свою силу, способность быть выносливым, четкость и уверенность своих действий, поэтому некоторые готовятся к сдаче заранее, оттачивают координацию, становятся более целеустремленными, чтобы выполнить упражнения на максимум. Данное мероприятие проводится как в школах, университетах, так и на временных площадках в рамках городских фестивалей или праздников. По завершении выполнения комплекса участникам вручаются знаки отличия. Существует 3 вида знаков различного достоинства : бронзовый, серебряный и золотой.

Популярными и массовыми видами спорта в России являются: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, лыжные гонки, бокс, фигурное катание, теннис, шахматы. В Российской Федерации, в настоящий момент, создаются благоприятные условия для спортивно-массовой работы. По приблизительным подсчетам специалистов Росстата , более 10 млн. человек систематично занимаются физической культурой и спортом.

Безусловно, футбол – это самый яркий вид спорта в России. Можно практически в любом населенном пункте, даже в маленьком посёлке или городке встретить ребят, которые активно занимаются физической культурой. Как правило, где есть Администрация сельского поселения, проще всего набрать группу именно в футболе, так как он является самым массовым и популярным видом спорта, и  там, где есть Спортивная Федерация по футболу – занятия проходят на бесплатной основе. Также обстоят дела и с другими видами спорта,  но чаще тенденция идёт к тому,  что даже в небольших городах секции становятся платными. Причиной этого, на мой взгляд, являтся то, что ставка на спортивных федерациях для тренеров очень низкая, зарплаты маленькие и они вынуждены идти на то, чтобы брать деньги со своих учеников, точнее с их родителей. Соответственно, мы не можем все кадры проверить, так как не все имеют возможность заниматься платно. И это не может не влиять отрицательно на развитие спорта, так как не у всех детей есть возможность оплачивать занятия, и немалое количество талантливых ребят из-за этого не занимаются и находят занятия, которые могут негативно отразиться на их дальнейшей судьбе. В тех видах спорта, где, в основном, сохраняется бесплатная основа обучения, ученики добиваются больших успехов, например, в боксе. Наши спортсмены больше всего забирают медалей на чемпионатах мира, олимпийских играх, потому что практически у каждого ребёнка есть возможность заниматься, проявлять свою силу и развиваться для завоевания медалей в дальнейших соревнованиях.

Что касается детского спорта, то он присутствует в основном только в крупных городах-мегаполисах, так как на данный момент система отбора в нашей стране отсутствует повсеместно и выделяется недостаточное финансирование, чтобы обеспечить занятия детей необходимым инвентарём [Бобровский].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что процесс усовершенствования индустрии спорта во многом подвержен внешним факторам и очень сильно зависит от экономической ситуации в стране.

Многочисленный спорт за границей ставит перед собой целью создать  механизм  оздоровления населения, увеличение качеств для самореализации, самовыражения и развития, а также средств борьбы против асоциальных явлений с поддержкой в виде занятий физической культурой. Каждая страна старается заботиться о том, чтобы как можно больше людей было вовлечено в занятия массовым спортом. Наиболее важными параметрами процессов развития массового спорта являются: углубление внимания государства в спортивно-оздоровительной сфере, а также всех форм организации деятельности в данной сфере, применение многочисленного спорта в профилактических и лечебных мероприятиях, сокращение неблагоприятных общественных явлений, применение спорта в моральном, эстетическом и умственном формировании молодежи.

Например, развитие физической формы, спортивного духа и силы воли имеет немаловажное значение в развитие физического воспитания школ Финляндии. Здесь акцент ставится на то, чтобы в людях формировалась установка активного стиля жизни, с целью развития здорового поколения. Самым традиционным видом спорта в Финляндии являются лыжи, так как это не только улучшает состояние здоровья, но и даёт возможность дышать свежим воздухом, окунуться в бескрайние красоты окружающей природы. Недаром Финляндия является северной страной - распространенным видом спорта является хоккей, он довольно хорошо развит. Сборная команда страны регулярно занимает высокие позиции на чемпионатах мира, часто пробиваясь даже на призовые места.

В Бразилии национальным видом спорта считается «Капуэйра» - бразильское боевое искусство, которое включает в себя национальную музыку, танцы, акробатику и элементы игры. Интересный факт : танец капоэйра считался демонстрацией юноши перед племенем, что пора бы его в статус мужчины переводить. В момент танца они демонстрировали свои боевые навыки, выносливость и ловкость. Также Бразилию можно считать страной футбола,там находится уникальный стадион - в гopоде Мaрапа центральная линия стадиона «Эстадио Милтон Корреа» проxодит по экваторy, так что за матч футболисты несколько раз пересекают экватор. Футбол – это своеобразная религия Бразилии, а не только простой вид спорта, потому что уже сложно представить бразильца, который бы не увлекался этим заxватывающим видом спорта. Интересуется футболом и женщины. В кaждoм бpазильском населенном пyнкте, даже самом маленьком, есть футбольный стадион или поле. По этому показателю страна опережает другие страны планеты, где также любят футбол.

В Стране Восходящего Солнца – Японии популяризованы боевые искусства. Япония положила начало многим видам спорта: айкидо, дзюдо, кэндо, но особого внимания заслуживает сумо – главный национальный спорт. Интересный факт: сумо раньше не считалось основным спортивным состязанием, так как японцы признавали его за религиозный обряд, проводимый в храмах.

Таким образом, в каждой стране есть свой популяный, национальный вид спорта. Большинство семей предпочитают с маленького возраста отводить детей в различного рода секции: танцы, борьба, занятия прикладного характера, боевые искусства и т.д. - приучают к дисциплине, к умению владеть своими эмоциями. Эти занятия воспитывают в человеке личностные качества уже с малых лет, тем самым, дают хороший толчок в развитии физического, эмоционального, этического, морально-нравственного характера. Спорт закаляет людей, даёт понять, что мы способны на многое, главное поставить цель, не жалеть себя, и постепенно двигаться в ее направлении.

 

Глава 2. Анализ спортивных услуг в районах Санкт-Петербурга

2.1.Анализ рынка развития спортивных услуг на примере трёх районов Санкт-Петербурга.

Для социально-экономического развития Санкт-Петербурга одним из важнейших этапов является развитие спортивных услуг на рынке, что позволяет укрепить здоровье населения города и повысить качество их жизни.

Благодаря развитию спортивной инфраструктуры, Санкт-Петербург стал привлекательным местом для проведения масштабных соревнований мирового, международного и всероссийского уровня. Каждый год, Санкт Петербург принимает более 80 крупных спортивных соревнований – мировые и европейские чемпионаты, этапы гран-при, российские соревнования, матчи футбольной и хоккейной лиги и др.

На основании статистических данных по становлению и развитию спорта в Санкт-Петербурге можно сделать вывод о положительной тенденции его развития. Это связано с увеличением числа людей всех возрастов (мужчины и женщины, пенсионеры, дети и подростки), занимающихся спортом на профессиональном и любительском уровне, в том числе профессиональных спортсменов, числящихся в спортивных школах города [11].

Кроме того, наблюдается рост числа спортивных сооружений – открываются новые фитнес клубы, бассейны, строятся ледовые арены, футбольные поля, оборудуются тренажерные площадки на открытом воздухе и др. Проведем анализ основных показателей развития спортивных услуг на рынке г.Санкт-Петербург за 2017-2019 годы. Данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Анализ основных показателей развития спортивных услуг на рынке Санкт-Петербурга за 2017-2019 гг.

Показатель
Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом, чел.

 

Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом, % 32,1 35,8 39,5
Численность занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, чел.
Количество работников отрасли физической культуры и спорта, чел.
Количество спортивных сооружений, всего, из них:
плоскостных спортивных сооружений
плавательных бассейнов, чаш

Продолжение таблицы 2

На основании данных представленных в таблице, можно сделать следующие выводы. В 2019 году показатель численности систематически занимающихся спортом человек составил 1929256 тыс. чел. (39,5%). При этом на протяжении всего анализируемого периода мы наблюдаем динамику роста обоих показателей. Это связано с развитием спортивной отрасли в Санкт-Петербурге – строительством и открытие новых спортивных сооружений. Об этом свидетельствует увеличение в динамике показателя наличия спортивных сооружений в Санкт-Петербурге. Так, данный показатель в 2019 году составил 7479 единиц, из них 2821 сооружений – плоскостные спортивные сооружения и 312 чаш плавательных бассейнов.

Стоит так же отметить, что, несмотря на рост числа населения, систематически занимающихся спортом, стало меньше человек, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях. В 2017 г. данный показатель был равен 82880 человек, а в 2019 году снизился до 78845 человек.

Далее на диаграмме представлены данные по спросу населения Санкт-Петербурга в разрезе спортивных предпочтений (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 - Динамика спроса потребителей на фитнес-услуги

 

Из данных диаграммы видно, что максимальный спрос у населения г. Санкт-Петербург на услуги плавания (31,1%), фитнеса или бодибилдинга (22,0%). Это связано с тем, что в городе открыто большое количество фитнес-клубов, где жители города могут не только воспользоваться услугами тренажерного зала, занимаясь бодибилдингом и фитнесом, но и поплавать в бассейне. Минимальный спрос у жителей Санкт-Петербурга - на занятия горным лыжами (1,5%), это связано с особенностью городской местности и далеким расположением горных склонов. Так же высокий процент жителей города предпочитают заниматься спортом на коньках (12,6%), сюда можно отнести фигуристов, хоккеистов, керлингистов. Это связано с большим количеством катков в городе.

Для того чтобы более полно рассмотреть ситуацию развития спортивных услуг в Санкт-Петербурге, проанализируем наличие необходимого оборудования, инвентаря и места для занятия в центральном (Адмиралтейский, Василеостровский), окраинном (Кронштадский) и в Приморском районе.

Таблица 3 - Численность населения Санкт-Петербурга, систематически занимающегося физической культурой и спортом в районах Санкт-Петербурга, по итогам 2019 года

Район Санкт-Петербурга Численность населения района на 2019 год, человек Количество занимающихся физической культурой и спортом, человек % к населению района
Адмиралтейский 63,50
Василеостровский 37,00
Кронштадский 34,91
Приморский 42,38

 

На основании таблицы, можно сделать вывод, что наиболее высокий показатель достигнут в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга – 63,5 %; а наименьший - в Кронштадтском районе - 34,91%.

В указанных районах Санкт-Петербурга высокая доля численности занимающихся спортом достигается за счет большого количества учебных учреждений, расположенных на территориях районов Санкт-Петербурга, и количества занимающихся в них физической культурой и спортом учащихся и студентов. Численность населения, занимающегося физической культурой и спортом в 2019 году по возрастам, представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Численность населения, занимающегося физической культурой и спортом в 2019 году по возрасту

Возрастная категория, лет Численность занимающихся, человек
3-14 лет
15-18 лет
19-29 лет

Продолжение таблицы 4

30-54 лет (женщины) 30-59 лет (мужчины)
55-79 лет (женщины) 60-79 лет (мужчины)
80 лет и старше

 

С каждым годом вырастает популярность спортивно-массовых мероприятий районного, городского и всероссийского уровней, в которых принимают участие большое количество граждан, а также увеличивается количество спортивных мероприятий, проводимых в районах Санкт-Петербурга для различных слоев и групп населения [5].

Организация различных спортивных мероприятий предусматривает проведение спортивных соревнований для детей как дошкольного возраста, школьников, учащейся молодежи, так и для трудящихся, лиц с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов. (таблица 5) Физкультурно-спортивные состязания проводятся также по видам спорта, входящим в Единую всероссийскую спортивную классификацию по олимпийским, неолимпийским и техническим видам спорта.

Таблица 5 - Количество спортивных мероприятий и количество участников районных спортивных мероприятий за 2018-2019 годы [2].

Район Санкт-Петербурга

2018 год

2019 год

Количество соревнований, единиц Количество участников, человек Количество соревнований, единиц Количество участников, человек
Адмиралтейский
Василеостровский
Кронштадтский
Приморский

 

На основании таблицы, можно сделать следующие выводы. Большая часть спортивных мероприятий проведено в Приморском районе города 1114 единиц. Количество участников составило 101553 человека.

По состоянию на 01 января 2020 в Санкт-Петербурге находится 7479 единиц спортивных сооружений различной направленности и форм собственности: 30 крытых спортивных сооружения с искусственным льдом, 23 манежа (в том числе:  9 – легкоатлетических и 5 – футбольных), 1 велотрек, 312 бассейнов (чаш для плавания) из них 9 – 50-метровых и 167 – 25-метровых, 8 стадионов с трибунами на 1 500 мест и более, 12 лыжных баз, 8 гребных баз и каналов, 67 сооружений для стрелковых видов спорта, 2821 плоскостное спортивное сооружение (в том числе 471 школьный стадион с искусственным покрытием), 1845 спортивных залов, 2131 помещение, приспособленное для занятий физической культурой и спортом, 221 объект рекреационной инфраструктуры[16].

Из них: 493 относятся к федеральной собственности, 4738 – в собственности Санкт-Петербурга, 577 – в муниципальной собственности, 1671 – в частной собственности.

Единовременная пропускная способность спортивных сооружений составляет 191,6 тыс. человек.

Не смотря на то, что в Санкт-Петербурге продолжается строительство спортивных комплексов, все же их недостаточно. На сегодняшний день спортивному населению города не хватает фитнес залов, бассейнов, плоскостных спортивных сооружений, ледовых площадок и другой спортивной инфраструктуры.

Определим уровень обеспеченности некоторых районов г. Санкт-Петербург спортивными сооружениями. Данные представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Обеспеченность районов г. Санкт-Петербурга спортивными залами

 

 

Район Санкт-Петербург Количество спортивных залов, ед. Общая площадь, кв.м Тыс. кв. м на 10 тыс. жителей
Адмиралтейский 2,23
Василеостровский 1,19
Кронштадтский 1,09
Приморский 1,77

 

На основании приведенных данных видно, что, общее количество спортивных залов Санкт-Петербурга - 1845 единиц. Общая площадь, которых составляет 657499 кв. м.

В 2019 году увеличилась площадь плоскостных спортивных сооружений до 4,1 млн. кв. м (в 2018 году – 4,0 млн. кв. м). Благодаря строительству новых спортивных площадок на территории Санкт-Петербурга и, несмотря на увеличение численности населения Санкт-Петербурга, указанный показатель находится в положительной динамике к предыдущему году.

Таблица 7 - Обеспеченность районов Санкт-Петербурга плоскостными спортивными сооружениями

Район Санкт-Петербург Количество плоскостных спортивных сооружений, ед. Общая площадь, кв.м Тыс. кв. м на 10 тыс. жителей
Адмиралтейский 5,06
Василеостровский 6,14
Кронштадтский 15,20
Приморский 6,73

 

Общее количество плоскостных спортивных сооружений составляет 2 821 единиц. Общая площадь – 4 104 089 кв. м

Увеличилась обеспеченность жителей Санкт-Петербурга плавательными бассейнами. Площадь зеркала воды в 2019 году увеличилась до 75,6 тыс. кв. м. (в 2018 году – 73,5 тыс. кв. м). Далее проведем анализ обеспеченности районов Санкт-Петербурга плавательными бассейнами. Данные представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Обеспеченность районов Санкт-Петербурга плавательными бассейнами (кв. м зеркала воды)

Район Санкт-Петербург Количество бассейнов (чаш для плавания) Площадь зеркала воды, кв. м Тыс. кв. м на 10 тыс. жителей
Адмиралтейский 161,81
Василеостровский 145,29
Кронштадтский 182,12
Приморский 180,84

 

Общее количество бассейнов (чаш для плавания) на 01.01.2020 составляет 311 единиц [2].

Далее проведем анализ наличия спортивных услуг в фитнес клубах г. Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге работают фитнес-центры, у которых есть несколько точек в городе, а также они могут быть представлены на рынке единично. Несетевые клубы занимают большую часть доли рынка спортивных услуг, а сетевые рынки занимают лишь треть, но активно развиваются.

В течение последних лет увеличение значимости и авторитета  рынка фитнес клубов происходит также за счет выхода на рынок сетевых клубов, которые были сформированы изначально в Москве – это World Class, ALEX Fitness, и пр., однако по итогам 2019 года можно сделать вывод о том, что конкуренция в данном сегменте возрастает быстрее, чем спрос на услуги. Это, в свою очередь приводит к увеличению набора услуг фитнес-клубами, в том числе вложения значительных средств в строительство бассейнов. Помимо указанных тенденций, наблюдается крупное количество предлагаемых скидок и акций, стимулирующих покупки абонементов [13].

В настоящее время в Санкт-Петербурге представлено около 250 фитнес клубов. Однако рынок еще не достиг насыщения, обладая потенциалом увеличения открываемых фитнес клубов. Это связано с выгодными условиями фитнес услуг, представленными в отдаленных спальных районах и среднего ценового сегмента.

Раньше спортивные клубы старались открывать в центральных районах города, однако, из-за того, что большинство жителей посещают фитнес-клубы , находящиеся рядом с домом, владельцы стали открывать их в разных спальных районах города, что позволяло увеличить спрос на спортивные услуги.

Также, одним из особо важных условий расположения тренажерного зала является близкое расстояние к дороге, это позволяет удобно добираться до фитнес-клуба, что создаёт положительное мнение у клиента о комплексе. Существуют и некоторые фитнес-клубы, которые расположены в торговых центрах города или бизнес центрах на последнем этаже, что тем самым увеличивает их среднюю проходимость за месяц. 

Рассмотрим ценовые категории, на которые подразделяются услуги, предоставленные в фитнес-клубах: (таблица 10)

Таблица 10 – Категория ценового сегмента рынка фитнес-услуг в Санкт-Петербурге.

Категория Характеристика категории
1. Занятия от 5 000 р./мес. или более 60 000 р./год. Потребители данного сектора характеризуются нестабильностью и нелояльным отношением.
2. Занятия от 3 000 – 4 000 р./мес. или 15 000 – 25 000 р./год. Эластичность и емкость данного сегмента довольно высокая. В данном секторе и представлена основная борьба за потребителя, это связано с выгодной ценовой категорией, которая позволяет расширить представленный бизнес.
3.Занятия от 1 000 – 2 000 р./мес. или 12 000 – 24 000 р./год. Потребители заинтересованы в данной услуге за данную цену, желание посетить фитнес-клуб также увеличится.

 

Представим данные по ценовому сегменту рынка фитнес услуг г. Санкт-Петербурга (таблица 9).

Таблица 9 - Ценовой сегмент рынка фитнес услуг г. Санкт-Петербург

Сегмент Ценовые рамки, стоимость занятий в месяц, руб. Насыщенность в % от потенциала
Верхний ценовой более 5000 более 80
Средний ценовой 3000-4000 50-60
Нижний ценовой 1000-2000 70-80

 

На основании таблицы видно, что средний ценовой сегмент насыщен лишь на 50% от потенциала. Соответственно, перспективным направлением развития фитнес услуг является строительство не дорогих вип-центров, а именно более доступных фитнес клубов. Где цены варьируются не от 5000 рублей в месяц, или 60 000 рублей в год, а до 3000 рублей в месяц.

Одной из особенностей российского рынка фитнес-услуг является изменение возрастной аудитории и фитнес клубов. Большое количество людей среднего и пожилого возраста испытывают потребность в поддержании своего здоровья и физической формы. Такая тенденция предполагает вовлечение в занятия фитнесом людей данной возрастной категории. Это значит, что в фитнес-индустрии всё большей популярностью будут пользоваться программы, направленные на сохранение здоровья. Почти в каждом фитнес клубе потребителям предлагается проходить специальное медицинское тестирование, что позволяет сократить риск получить травмы и способствует более грамотному составлению программы тренировочного процесса.

В настоящее время фитнес услуги развиваются по пути индивидуального подбора необходимых услуг для каждого клиента в отдельности. Так, на дополнительные услуги и тренировки, которые не входят в стоимость абонемента, клиенты готовы тратить дополнительные средства [30].

В г.Санкт Петербург все фитнес клубы можно разделить на три ценовых сегментам:

- ценовой сегмент премиум класса, с ценами выше средних по городу;

- ценовой сегмент средней категории, со средними ценам по городу;

-ценовой сегмент эконом класса, с ценами ниже средних по городу.

Разделение на представленные категории происходит на основании следующих факторов, см.таблицу 10:

Таблица 10 – Факторы разделения фитнес-клубов по ценовым категориям.

Ценовой фактор деления Характеристика ценового фактора
1.Средняя стоимость абонемента фитнес клуба с учетом возможных скидок и подарочных предложений. Стоит отметить, что стоимость абонемента складывается, прежде всего, из инвестиционных вложений в сам фитнес клуб. Сюда можно отнести арендную плату за помещение, обслуживание оборудования, издержками, связанными с оплатами труда работникам клуба, оплатой дополнительных услуг клуба для нормального его функционирования. Так, в центрах с ценовой категорией премиум класса стоимость абонемента варьируется от 30 до 60 тыс. руб. в год; в фитнес-клубах среднего ценовой категории - 15 - 30 тыс. руб.; в клубах сегмента эконом класса - менее 15 тыс. руб.  
2. Средняя стоимость абонемента фитнес клуба, количество посетителей на 1 кв. м общей площади фитнес-клуба. Например, в фитнес клубах премиум категории на одного клиента


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.