|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автономное образовательное учреждение высшего образованияАвтономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
Кафедра: Социально-правовых и гуманитарных дисциплин
Дисциплина: Сервисная деятельность
Курсовая работа На тему: «Особенности регионального рынка спортивных услуг в Санкт-Петербурге» Направление подготовки: 43.03.02 Туризм Выполнила студентка 1 курса 295 группы Курочкина А.С. Научный руководитель: к.э.н., доцент Танина А.В.
Гатчина СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы предоставления спортивных услуг…………….5 1.1.Основные понятия и виды спортивных услуг…………………………..5 1.2.Отечественное и зарубежное развитие спортивных услуг…………….7 Глава 2. Анализ спортивных услуг в районах Санкт-Петербурга………………13 2.1. Анализ развития спортивных услуг на примере трёх районов Санкт-Петербурга…………………………………………………………………...13 2.2. Проблемы и перспективы развития спортивных услуг в Санкт-Петербурге……………….…………………………………………………..32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42
абзацВведение Город Санкт-Петербург является вторым по численности городом России с населением около 5 392 992 человек. Одной из важнейших особенностей данного города является наличие современной инфраструктуры, необходимой для полноценного развития всех видов спорта на территории мегаполиса. В культурной столице развит как любительский, так и профессиональный спорт. В частности: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол, фигурное катание, спорт, гребля, лыжный спорт и другие виды. В городе функционирует несколько профессиональных спортивных клубов. Стоит также отметить, что гордостью Северной столицы является Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, получивший всемирное признание благодаря своим выпускникам, подготовившим бесчисленное количество олимпийских чемпионов и чемпионов мира в различных спортивных дисциплинах. Исследование регионального рынка спортивных услуг дает возможность использовать полученную информацию в качестве высокоэффективного инструмента устойчивого развития данного сегмента, решения социальных и экономических задач, обеспечения населения необходимыми спортивными услугами, увеличения числа занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью. Объект исследования – спортивные услуги Предмет исследования – особенности развития регионального рынка спортивных услуг в Санкт-Петербурге. Целью данной работы является изучение деятельности спортивных организаций при разработке спортивных услуг на территории Санкт-Петербурга. Просто анализ не может быть целью В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи теоретического характера: ¾ рассмотреть историю развития спортивно-оздоровительных услуг; ¾ изучить разновидности спортивных услуг; ¾ выявить индивидуальные черты рынка региональных спортивных 1,25 для 1 строки услуг; ¾ проанализировать наличие спортивных услуг в районах Санкт-Петербурга; ¾ рассмотреть массовые и популярные виды спортивных услуг в России и за рубежом; ¾ выявить основные преимущества и недостатки в региональном развитии рынка спортивных услуг; Актуальность данной темы в том, что значение предоставления спортивных услуг в современном обществе с каждым днём возрастает, сфера спорта является одной из важнейших составляющих развития социально-культурной индустрии. Ведь развитие той или иной деятельности, напрямую зависит от общества и его желаний. Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета курсового исследования были проанализированы самые популярные фитнес-центры, расположенные в Санкт-Петербурге; применены методы классификации спортивных услуг, метод обобщения развитии необходимой инфраструктуры в городе Санкт-Петербург и метод сравнительного анализа, при исследовании организации спортивной сферы услуг в районах Санкт-Петербурга. Курсовая работа изложена на 46 страницах печатного текста. Она включает введение, содержание, 2 главы, заключение. В списке используемой литературы приведено 33 источника.
Глава 1. Теоретические основы предоставления спортивных услуг. 1.1. Основные понятия и виды спортивных услуг. Рынок услуг представляет собой взаимодействие производителя услуги и его потребителя, предложения и спроса. Сфера спортивных товаров, где объектом купли-продажи представляются физкультурно-спортивные услуги, не является здесь исключением. Основным законом, регламентирующим занятие спортом в России является Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1]. Рассмотрим понятие «Спорт» в узком и широком смыслах: - в узком: «Спорт – это соревновательная деятельность, направленная на сравнение и оценку человеческих возмжностей, достижение наивысшего результата» - в широком: «Спорт – это игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в этой сфере» Спорт рассматривается в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества, так как он является неотъемлемой составляющей жизни человека, которая обеспечивает необходимую активность, как в течение дня , так и на протяжении всей жизни – «спорт - это жизнь». Сфера спортивных услуг включает в себя деятельность спортивно-соревновательных состязаний, физкультурно-оздоровительную и учебную деятельность. Виды физкультурно-спортивных услуг: 1) Организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом в виде урочных занятий, спортивных и оздоровительных секций, спортивных команд и клубов 2) Спортивные зрелища 3) Разработка методик, методических комплексов физкультурно- оздоровительных занятий, программ физического воспитания и систем подготовки спортсменов Также услуги в сфере физической культуры и спорта можно классифицировать по следующим признакам: 1) по мотивации производителей физкультурно-спортивных услуг (развитие физкультуры и спорта среди молодежи, инвалидов и других категорий населения); 2) по мотивации потребителей услуг (коллективные занятия физической культурой и спортом, самостоятельные занятия, аренда бассейна для проведения соревнований); 3) по характеру удовлетворяемой потребности (ДЮСШ, футбольный матч); 4) по форме распределения общественных фондов (занятия в коммерческих спортивных центрах и занятия физкультурой в образовательных учреждениях); 5) по степени важности спортивных услуг (оздоровление с помощью разных видов массажа, бань и т.п.). Спортивные сервисные организации подразделяются на профессиональные и потребительские. Профессиональные сервисные компании гарантируют безграничный диапазон услуг массами высококлассных сотрудников и, в большинстве случаев, адресуют их персональному клиенту. У потребительских организаций чаше всего сервис организует непрофессиональный персонал. В настоящее время, в современном мире, спорт подразделяется на массовый, который повторяет задачи физической культуры, и в большинстве случаев применяется в учебных заведениях, и спорт высших достижений, когда человек стремится завоевать победы на масштабном уровне, например. Олимпийские игры. Любой рынок, в том числе и рынок спортивных услуг, принято разделять по следующим группам: (таблица 1)
Таблица 1 – группы рынков спортивных услуг читайте требования к оформлению, дальше проверять не буду
Региональный рынок спортивных услуг имеет несколько своих индивидуальных черт, которые формируются исходя из географических и климатических условий на территории, численности и структуры населения, наличия спортивной инфраструктуры и особенностей потребительского спроса. 1.2. Отечественное и зарубежное развитие спортивных услуг Спортивные мероприятия являются значимыми событиями в жизни городов, регионов и стран, в которых они проходят. Спорт – это один из основных элементов российской культуры. Начало российского спорта можно встретить в таких традиционных русских забавах, как лапта, кулачные бои, катания на санях, занятия на лыжах.Регулярные занятия спортом требует выдержки, силы воли, тем самым, они воспитывают в людях дисциплину, способность контролировать себя и свои эмоции. Спортивные состязания формируют в личности такие качества , как самообладание, решительность, настойчивость, формируют уважение к сопернику. Все это оказывает положительное влияние на личность и помогает определить свое предназначение в жизни. Государство активно влияет также на развитие спортивной индустрии, тем самым вызывая интерес со стороны населения. В нашей стране спортивно-оздоровительные услуги стали набирать популярность среди жителей последние 10 лет. Ежегодно российские спортсмены участвуют в соревнованиях в различных видах спорта, занимают призовые места, что имеет немаловажное значение для поднятия авторитета страны. Также в стране проходят соревнования международного уровня – в 2016 году прошли три чемпионата мира и два чемпионата Европы, а в 2018 году состоялся легендарный Чемпионат мира по футболу, охвативший 11 российских городов, где Россия проявила себя на фантастическом уровне. Россия впервые принимала чемпионат мира на своей территории. На международной арене 6-18 октября 2018 г. проведены очередные Летние юношеские олимпийские игры в г. Буэнос-Айресе (Аргентина). Спортивная сборная команда Российской Федерации (спортсмены в возрасте 15-18 лет) завоевала 59 медалей (29 золотых, 18 серебряных и 12 бронзовых) и заняла первое место в неофициальном командном зачёте. Проведение соревнований – это каждый раз огромный вклад денежных средств на то, чтобы организовать и начать масштабную подготовку развития города соответствующей инфраструктурой (строительство спортивных комплексов, развитие предприятий торговли, общественного питания и сервиса гостиничного хозяйства). «Совет Международной федерации футбола (фр. Fédération Internationale de Football Association, сокращённо FIFA, в русской транслитерации — ФИФА́) признал этот чемпионат лучшим в истории. Согласно финансовому отчёту ФИФА за 2018 год, чемпионат стал самым прибыльным за всю историю проведения и принёс организации 5,357 миллиардов долларов выручки и 3,533 миллиардов долларов чистого дохода.» Еще одной из важных составляющих развития спортивной сферы является программа физического воспитания на территории нашей страны, в виде проведения ежегодного спортивного мероприятия «Готов к труду и обороне» («ГТО»), с целью развития массового спорта. Данный комплекс предусмотрен для жителей в возрасте от 6 лет и старше. Для каждой возрастной ступени предусмотрены определенные нормативы, и они меняются в зависимости от возраста и пола людей. ГТО – это отличный способ проверить свою силу, способность быть выносливым, четкость и уверенность своих действий, поэтому некоторые готовятся к сдаче заранее, оттачивают координацию, становятся более целеустремленными, чтобы выполнить упражнения на максимум. Данное мероприятие проводится как в школах, университетах, так и на временных площадках в рамках городских фестивалей или праздников. По завершении выполнения комплекса участникам вручаются знаки отличия. Существует 3 вида знаков различного достоинства : бронзовый, серебряный и золотой. Популярными и массовыми видами спорта в России являются: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, лыжные гонки, бокс, фигурное катание, теннис, шахматы. В Российской Федерации, в настоящий момент, создаются благоприятные условия для спортивно-массовой работы. По приблизительным подсчетам специалистов Росстата , более 10 млн. человек систематично занимаются физической культурой и спортом. Безусловно, футбол – это самый яркий вид спорта в России. Можно практически в любом населенном пункте, даже в маленьком посёлке или городке встретить ребят, которые активно занимаются физической культурой. Как правило, где есть Администрация сельского поселения, проще всего набрать группу именно в футболе, так как он является самым массовым и популярным видом спорта, и там, где есть Спортивная Федерация по футболу – занятия проходят на бесплатной основе. Также обстоят дела и с другими видами спорта, но чаще тенденция идёт к тому, что даже в небольших городах секции становятся платными. Причиной этого, на мой взгляд, являтся то, что ставка на спортивных федерациях для тренеров очень низкая, зарплаты маленькие и они вынуждены идти на то, чтобы брать деньги со своих учеников, точнее с их родителей. Соответственно, мы не можем все кадры проверить, так как не все имеют возможность заниматься платно. И это не может не влиять отрицательно на развитие спорта, так как не у всех детей есть возможность оплачивать занятия, и немалое количество талантливых ребят из-за этого не занимаются и находят занятия, которые могут негативно отразиться на их дальнейшей судьбе. В тех видах спорта, где, в основном, сохраняется бесплатная основа обучения, ученики добиваются больших успехов, например, в боксе. Наши спортсмены больше всего забирают медалей на чемпионатах мира, олимпийских играх, потому что практически у каждого ребёнка есть возможность заниматься, проявлять свою силу и развиваться для завоевания медалей в дальнейших соревнованиях. Что касается детского спорта, то он присутствует в основном только в крупных городах-мегаполисах, так как на данный момент система отбора в нашей стране отсутствует повсеместно и выделяется недостаточное финансирование, чтобы обеспечить занятия детей необходимым инвентарём [Бобровский]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что процесс усовершенствования индустрии спорта во многом подвержен внешним факторам и очень сильно зависит от экономической ситуации в стране. Многочисленный спорт за границей ставит перед собой целью создать механизм оздоровления населения, увеличение качеств для самореализации, самовыражения и развития, а также средств борьбы против асоциальных явлений с поддержкой в виде занятий физической культурой. Каждая страна старается заботиться о том, чтобы как можно больше людей было вовлечено в занятия массовым спортом. Наиболее важными параметрами процессов развития массового спорта являются: углубление внимания государства в спортивно-оздоровительной сфере, а также всех форм организации деятельности в данной сфере, применение многочисленного спорта в профилактических и лечебных мероприятиях, сокращение неблагоприятных общественных явлений, применение спорта в моральном, эстетическом и умственном формировании молодежи. Например, развитие физической формы, спортивного духа и силы воли имеет немаловажное значение в развитие физического воспитания школ Финляндии. Здесь акцент ставится на то, чтобы в людях формировалась установка активного стиля жизни, с целью развития здорового поколения. Самым традиционным видом спорта в Финляндии являются лыжи, так как это не только улучшает состояние здоровья, но и даёт возможность дышать свежим воздухом, окунуться в бескрайние красоты окружающей природы. Недаром Финляндия является северной страной - распространенным видом спорта является хоккей, он довольно хорошо развит. Сборная команда страны регулярно занимает высокие позиции на чемпионатах мира, часто пробиваясь даже на призовые места. В Бразилии национальным видом спорта считается «Капуэйра» - бразильское боевое искусство, которое включает в себя национальную музыку, танцы, акробатику и элементы игры. Интересный факт : танец капоэйра считался демонстрацией юноши перед племенем, что пора бы его в статус мужчины переводить. В момент танца они демонстрировали свои боевые навыки, выносливость и ловкость. Также Бразилию можно считать страной футбола,там находится уникальный стадион - в гopоде Мaрапа центральная линия стадиона «Эстадио Милтон Корреа» проxодит по экваторy, так что за матч футболисты несколько раз пересекают экватор. Футбол – это своеобразная религия Бразилии, а не только простой вид спорта, потому что уже сложно представить бразильца, который бы не увлекался этим заxватывающим видом спорта. Интересуется футболом и женщины. В кaждoм бpазильском населенном пyнкте, даже самом маленьком, есть футбольный стадион или поле. По этому показателю страна опережает другие страны планеты, где также любят футбол. В Стране Восходящего Солнца – Японии популяризованы боевые искусства. Япония положила начало многим видам спорта: айкидо, дзюдо, кэндо, но особого внимания заслуживает сумо – главный национальный спорт. Интересный факт: сумо раньше не считалось основным спортивным состязанием, так как японцы признавали его за религиозный обряд, проводимый в храмах. Таким образом, в каждой стране есть свой популяный, национальный вид спорта. Большинство семей предпочитают с маленького возраста отводить детей в различного рода секции: танцы, борьба, занятия прикладного характера, боевые искусства и т.д. - приучают к дисциплине, к умению владеть своими эмоциями. Эти занятия воспитывают в человеке личностные качества уже с малых лет, тем самым, дают хороший толчок в развитии физического, эмоционального, этического, морально-нравственного характера. Спорт закаляет людей, даёт понять, что мы способны на многое, главное поставить цель, не жалеть себя, и постепенно двигаться в ее направлении.
Глава 2. Анализ спортивных услуг в районах Санкт-Петербурга 2.1.Анализ рынка развития спортивных услуг на примере трёх районов Санкт-Петербурга. Для социально-экономического развития Санкт-Петербурга одним из важнейших этапов является развитие спортивных услуг на рынке, что позволяет укрепить здоровье населения города и повысить качество их жизни. Благодаря развитию спортивной инфраструктуры, Санкт-Петербург стал привлекательным местом для проведения масштабных соревнований мирового, международного и всероссийского уровня. Каждый год, Санкт Петербург принимает более 80 крупных спортивных соревнований – мировые и европейские чемпионаты, этапы гран-при, российские соревнования, матчи футбольной и хоккейной лиги и др. На основании статистических данных по становлению и развитию спорта в Санкт-Петербурге можно сделать вывод о положительной тенденции его развития. Это связано с увеличением числа людей всех возрастов (мужчины и женщины, пенсионеры, дети и подростки), занимающихся спортом на профессиональном и любительском уровне, в том числе профессиональных спортсменов, числящихся в спортивных школах города [11]. Кроме того, наблюдается рост числа спортивных сооружений – открываются новые фитнес клубы, бассейны, строятся ледовые арены, футбольные поля, оборудуются тренажерные площадки на открытом воздухе и др. Проведем анализ основных показателей развития спортивных услуг на рынке г.Санкт-Петербург за 2017-2019 годы. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ основных показателей развития спортивных услуг на рынке Санкт-Петербурга за 2017-2019 гг.
На основании данных представленных в таблице, можно сделать следующие выводы. В 2019 году показатель численности систематически занимающихся спортом человек составил 1929256 тыс. чел. (39,5%). При этом на протяжении всего анализируемого периода мы наблюдаем динамику роста обоих показателей. Это связано с развитием спортивной отрасли в Санкт-Петербурге – строительством и открытие новых спортивных сооружений. Об этом свидетельствует увеличение в динамике показателя наличия спортивных сооружений в Санкт-Петербурге. Так, данный показатель в 2019 году составил 7479 единиц, из них 2821 сооружений – плоскостные спортивные сооружения и 312 чаш плавательных бассейнов. Стоит так же отметить, что, несмотря на рост числа населения, систематически занимающихся спортом, стало меньше человек, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях. В 2017 г. данный показатель был равен 82880 человек, а в 2019 году снизился до 78845 человек. Далее на диаграмме представлены данные по спросу населения Санкт-Петербурга в разрезе спортивных предпочтений (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика спроса потребителей на фитнес-услуги
Из данных диаграммы видно, что максимальный спрос у населения г. Санкт-Петербург на услуги плавания (31,1%), фитнеса или бодибилдинга (22,0%). Это связано с тем, что в городе открыто большое количество фитнес-клубов, где жители города могут не только воспользоваться услугами тренажерного зала, занимаясь бодибилдингом и фитнесом, но и поплавать в бассейне. Минимальный спрос у жителей Санкт-Петербурга - на занятия горным лыжами (1,5%), это связано с особенностью городской местности и далеким расположением горных склонов. Так же высокий процент жителей города предпочитают заниматься спортом на коньках (12,6%), сюда можно отнести фигуристов, хоккеистов, керлингистов. Это связано с большим количеством катков в городе. Для того чтобы более полно рассмотреть ситуацию развития спортивных услуг в Санкт-Петербурге, проанализируем наличие необходимого оборудования, инвентаря и места для занятия в центральном (Адмиралтейский, Василеостровский), окраинном (Кронштадский) и в Приморском районе. Таблица 3 - Численность населения Санкт-Петербурга, систематически занимающегося физической культурой и спортом в районах Санкт-Петербурга, по итогам 2019 года
На основании таблицы, можно сделать вывод, что наиболее высокий показатель достигнут в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга – 63,5 %; а наименьший - в Кронштадтском районе - 34,91%. В указанных районах Санкт-Петербурга высокая доля численности занимающихся спортом достигается за счет большого количества учебных учреждений, расположенных на территориях районов Санкт-Петербурга, и количества занимающихся в них физической культурой и спортом учащихся и студентов. Численность населения, занимающегося физической культурой и спортом в 2019 году по возрастам, представлена в таблице 4. Таблица 4 - Численность населения, занимающегося физической культурой и спортом в 2019 году по возрасту
С каждым годом вырастает популярность спортивно-массовых мероприятий районного, городского и всероссийского уровней, в которых принимают участие большое количество граждан, а также увеличивается количество спортивных мероприятий, проводимых в районах Санкт-Петербурга для различных слоев и групп населения [5]. Организация различных спортивных мероприятий предусматривает проведение спортивных соревнований для детей как дошкольного возраста, школьников, учащейся молодежи, так и для трудящихся, лиц с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов. (таблица 5) Физкультурно-спортивные состязания проводятся также по видам спорта, входящим в Единую всероссийскую спортивную классификацию по олимпийским, неолимпийским и техническим видам спорта. Таблица 5 - Количество спортивных мероприятий и количество участников районных спортивных мероприятий за 2018-2019 годы [2].
На основании таблицы, можно сделать следующие выводы. Большая часть спортивных мероприятий проведено в Приморском районе города 1114 единиц. Количество участников составило 101553 человека. По состоянию на 01 января 2020 в Санкт-Петербурге находится 7479 единиц спортивных сооружений различной направленности и форм собственности: 30 крытых спортивных сооружения с искусственным льдом, 23 манежа (в том числе: 9 – легкоатлетических и 5 – футбольных), 1 велотрек, 312 бассейнов (чаш для плавания) из них 9 – 50-метровых и 167 – 25-метровых, 8 стадионов с трибунами на 1 500 мест и более, 12 лыжных баз, 8 гребных баз и каналов, 67 сооружений для стрелковых видов спорта, 2821 плоскостное спортивное сооружение (в том числе 471 школьный стадион с искусственным покрытием), 1845 спортивных залов, 2131 помещение, приспособленное для занятий физической культурой и спортом, 221 объект рекреационной инфраструктуры[16]. Из них: 493 относятся к федеральной собственности, 4738 – в собственности Санкт-Петербурга, 577 – в муниципальной собственности, 1671 – в частной собственности. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений составляет 191,6 тыс. человек. Не смотря на то, что в Санкт-Петербурге продолжается строительство спортивных комплексов, все же их недостаточно. На сегодняшний день спортивному населению города не хватает фитнес залов, бассейнов, плоскостных спортивных сооружений, ледовых площадок и другой спортивной инфраструктуры. Определим уровень обеспеченности некоторых районов г. Санкт-Петербург спортивными сооружениями. Данные представлены в таблице 6. Таблица 6 – Обеспеченность районов г. Санкт-Петербурга спортивными залами
На основании приведенных данных видно, что, общее количество спортивных залов Санкт-Петербурга - 1845 единиц. Общая площадь, которых составляет 657499 кв. м. В 2019 году увеличилась площадь плоскостных спортивных сооружений до 4,1 млн. кв. м (в 2018 году – 4,0 млн. кв. м). Благодаря строительству новых спортивных площадок на территории Санкт-Петербурга и, несмотря на увеличение численности населения Санкт-Петербурга, указанный показатель находится в положительной динамике к предыдущему году. Таблица 7 - Обеспеченность районов Санкт-Петербурга плоскостными спортивными сооружениями
Общее количество плоскостных спортивных сооружений составляет 2 821 единиц. Общая площадь – 4 104 089 кв. м Увеличилась обеспеченность жителей Санкт-Петербурга плавательными бассейнами. Площадь зеркала воды в 2019 году увеличилась до 75,6 тыс. кв. м. (в 2018 году – 73,5 тыс. кв. м). Далее проведем анализ обеспеченности районов Санкт-Петербурга плавательными бассейнами. Данные представлены в таблице 8. Таблица 8 - Обеспеченность районов Санкт-Петербурга плавательными бассейнами (кв. м зеркала воды)
Общее количество бассейнов (чаш для плавания) на 01.01.2020 составляет 311 единиц [2]. Далее проведем анализ наличия спортивных услуг в фитнес клубах г. Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге работают фитнес-центры, у которых есть несколько точек в городе, а также они могут быть представлены на рынке единично. Несетевые клубы занимают большую часть доли рынка спортивных услуг, а сетевые рынки занимают лишь треть, но активно развиваются. В течение последних лет увеличение значимости и авторитета рынка фитнес клубов происходит также за счет выхода на рынок сетевых клубов, которые были сформированы изначально в Москве – это World Class, ALEX Fitness, и пр., однако по итогам 2019 года можно сделать вывод о том, что конкуренция в данном сегменте возрастает быстрее, чем спрос на услуги. Это, в свою очередь приводит к увеличению набора услуг фитнес-клубами, в том числе вложения значительных средств в строительство бассейнов. Помимо указанных тенденций, наблюдается крупное количество предлагаемых скидок и акций, стимулирующих покупки абонементов [13]. В настоящее время в Санкт-Петербурге представлено около 250 фитнес клубов. Однако рынок еще не достиг насыщения, обладая потенциалом увеличения открываемых фитнес клубов. Это связано с выгодными условиями фитнес услуг, представленными в отдаленных спальных районах и среднего ценового сегмента. Раньше спортивные клубы старались открывать в центральных районах города, однако, из-за того, что большинство жителей посещают фитнес-клубы , находящиеся рядом с домом, владельцы стали открывать их в разных спальных районах города, что позволяло увеличить спрос на спортивные услуги. Также, одним из особо важных условий расположения тренажерного зала является близкое расстояние к дороге, это позволяет удобно добираться до фитнес-клуба, что создаёт положительное мнение у клиента о комплексе. Существуют и некоторые фитнес-клубы, которые расположены в торговых центрах города или бизнес центрах на последнем этаже, что тем самым увеличивает их среднюю проходимость за месяц. Рассмотрим ценовые категории, на которые подразделяются услуги, предоставленные в фитнес-клубах: (таблица 10) Таблица 10 – Категория ценового сегмента рынка фитнес-услуг в Санкт-Петербурге.
Представим данные по ценовому сегменту рынка фитнес услуг г. Санкт-Петербурга (таблица 9). Таблица 9 - Ценовой сегмент рынка фитнес услуг г. Санкт-Петербург
На основании таблицы видно, что средний ценовой сегмент насыщен лишь на 50% от потенциала. Соответственно, перспективным направлением развития фитнес услуг является строительство не дорогих вип-центров, а именно более доступных фитнес клубов. Где цены варьируются не от 5000 рублей в месяц, или 60 000 рублей в год, а до 3000 рублей в месяц. Одной из особенностей российского рынка фитнес-услуг является изменение возрастной аудитории и фитнес клубов. Большое количество людей среднего и пожилого возраста испытывают потребность в поддержании своего здоровья и физической формы. Такая тенденция предполагает вовлечение в занятия фитнесом людей данной возрастной категории. Это значит, что в фитнес-индустрии всё большей популярностью будут пользоваться программы, направленные на сохранение здоровья. Почти в каждом фитнес клубе потребителям предлагается проходить специальное медицинское тестирование, что позволяет сократить риск получить травмы и способствует более грамотному составлению программы тренировочного процесса. В настоящее время фитнес услуги развиваются по пути индивидуального подбора необходимых услуг для каждого клиента в отдельности. Так, на дополнительные услуги и тренировки, которые не входят в стоимость абонемента, клиенты готовы тратить дополнительные средства [30]. В г.Санкт Петербург все фитнес клубы можно разделить на три ценовых сегментам: - ценовой сегмент премиум класса, с ценами выше средних по городу; - ценовой сегмент средней категории, со средними ценам по городу; -ценовой сегмент эконом класса, с ценами ниже средних по городу. Разделение на представленные категории происходит на основании следующих факторов, см.таблицу 10: Таблица 10 – Факторы разделения фитнес-клубов по ценовым категориям.
|