Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ кредитного портфеля банка на примере ОАО Сбербанк России



2.2 Анализ кредитного портфеля банка на примере ОАО "Сбербанк России"

Оптимальный кредитный портфель коммерческого банка -- это такой кредитный портфель, при котором аккумулирование и распределение кредитных ресурсов происходят таким образом, что выданные ссуды соответствуют имеющимся кредитным ресурсам по срокам и суммам, уровень доходности по ним является максимально возможным в данных условиях, а степень риска сводится к минимально допустимому уровню. Формирование оптимального кредитного портфеля -- одна из ключевых задач и главных проблем деятельности банка.

Аннотация. В статье раскрываются основные понятия кредитного портфеля, проводится анализ портфеля по категориям заемщиков, по срокам предоставления и по категориям качества. ?

Кредитный портфель коммерческого банка представляет собой совокупность всех размещенных кредитов среди всех категорий заемщиков.

С учетом того, что для подавляющего большинства банков кредиты выступают основным видом операций, ориентированных на получение дохода, кредитный портфель принято структурировать для удобства учета, анализа и прогнозирования кредитной деятельности.

В зависимости от особенностей поставленных задач анализа кредитный портфель может быть структурирован:

- по категориям заемщиков: кредитные учреждения, корпоративные клиенты и граждане;

- в разрезе сроков размещения: краткосрочные, среднесрочные, а также долгосрочные кредиты;

- по видам валюты кредита: в национальной или иностранной валютах;

- по порядку погашения, начисления процентов, порядку предоставления кредитов, уровню качества обслуживания долга или каким –либо другим характеристикам, которые к конкретной ситуации могут сформировать представление по вопросам, касающимся совокупности всех размещенных банком кредитов.

ПАО «Сбербанк», являясь универсальным и крупнейшим банком Российской Федерации, обладает очень объемным кредитным портфелем.

В качестве заемщиков в банке присутствуют все, ранее перечисленные категории клиентов: юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, другие банковские учреждения.

Приведем данные о структуре кредитного портфеля банка в разрезе категорий заемщиков по состоянию на последние три отчетные даты.

Таблица 1 почему 1?– Кредитный портфель в разрезе категорий заемщиков (млрд.руб.)

Категория заемщика

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

Банки

1 503

1 789

1 590

Юридические лица

10 339

10 750

12 170

Индивидуальные предприниматели

Физические лица

4 096

4 677

5 897

Как видно из данных, приведенных в таблице, основным заемщиком в ПАО «Сбербанк» выступают юридические лица, второй по величине сегмент – граждане.

Кредитование является срочной операцией, которая к тому же в большей степени осуществляется за счет привлеченным банком средств (банковских вкладов). Т.е. анализ портфеля обязательно требует учет в разрезе сроков предоставленных кредитов.

Таблица 2 – Кредитный портфель в разрезе сроков предоставления (млрд.руб.)

Срок кредитования

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

менее 30 дней

1 290

1 351

1 822

менее 180 дней

1 046

менее 1 года

1 149

1 644

1 852

менее 3 лет

2 580

2 960

3 473

Более 3 лет

10 906

11 006

12 787

Просроченные

(Таблица 2 составлена без учета сформированных резервов по кредитам).

Мы видим, что наибольшая доля кредитов, размещенных банкам, предоставлена на срок, превышающий три года, т.е. в большей части кредиты предоставляются долгосрочные.

Также обращает на себя внимание самый последний пункт в таблице – просроченные кредиты. Они представляют из себя такую задолженность, которая не была погашена заемщиками в срок. В свою очередь просроченные кредиты также делятся по срокам (периоду от даты, когда должен был быть совершен платеж до даты, на которую происходит анализ портфеля), что позволяет банку принимать решения в части мер, направленных на возмещение подобной задолженности.

Если рассчитать удельный вес просроченной задолженности в совокупной массе кредитов, то мы получим, что по итогам 2016 года доля просроченной задолженности составляла 2,41%, в 2017 году – 2,57%, а к началу 2019 года – 2,25%., т.е. уровень просроченной задолженности невелик, а также просматривается некоторая тенденция к его снижению.

Все банки при анализе кредитного портфеля используют структурирование по категориям качества задолженности, при чем первая категория консолидирует наиболее качественные кредиты с великолепным обслуживанием и минимальным уровнем риска, а в последнюю обычно относятся самые проблемные и безнадежные ссуды.

Приведем структуру кредитного портфеля в разрезе категорий качества ссуд.

Таблица 3 – кредитный портфель в разрезе категорий качества (млрд.руб.)

Категории кредитов

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

Банкам

1 596

1 540

1 636

1 485

1 461

1 570

-

-

Юридическим лицам

11 328

11 770

13 572

6 512

6 899

7 346

3 332

3 429

4 547

Физическим лицам

4 337

4 926

6 171

3 959

4 487

5 521

Итого

17 261

18 236

21 378

(суммы в таблице 3 приведены без учета резервов на возможные потери).

Мы видим, что большая часть кредитов, предоставленных банком, относится к высшим категориям качества – 1 и 2, однако ссудная задолженность с низкими категориями качества в банке тоже присутствует, что касается всех категорий заемщиков.

На основании проведенного анализа в целом можно сделать следующие выводы:

- в целом кредитный портфель банка демонстрирует устойчивый рост;

- приоритетным направлением кредитования выступает кредитование корпоративных клиентов (юридических лиц), а также граждан;

- наиболее востребованными являются кредиты на срок, превышающий три года, т.е. долгосрочное кредитование;

- уровень качества кредитного портфеля достаточно высок, большая часть кредитов относится к первой и второй категориям качества, однако в банке наличествуют также кредиты с низкими категориями качества, в т.ч. самой низкой – пятой категории, что относится ко всем категориям заемщиков;

- уровень просроченной задолженности немного превышает 2% от совокупного кредитного портфеля, просматривается определенная тенденция к его снижению.


Анализ структуры кредитного портфеля является одним из способов оценки его качества. В мировой и российской банковской практике известно много критериев сегментации кредитного портфеля.

 Среди них:

- субъекты кредитования;

- объекты и назначение кредита;

- сроки кредитования;

- размер ссуды;

- наличие и характер обеспечения, источники и методы погашения кредитов, кредитоспособность заемщика;

- цена кредита;

- отраслевая принадлежность заемщика и т.д.

 

Структурный анализ проводится для выявления излишней концентрации кредитных операций в одном сегменте, доли крупных ссуд и ссуд, предоставленных заемщикам с низкой степенью кредитоспособности, что повышает степень совокупного кредитного риска.

 

Субъектом кредитования с позиции классического банковского дела являются юридические или физические лица, дееспособные и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки. Субъект получения кредита может быть самого разного уровня, начиная от отдельного частного лица, предприятия, фирмы вплоть до государства.

 

По субъектам ссуды банка можно разделить на три большие группы:

1) ссуды, выданные юридическим лицам для кредитования текущей производственной деятельности (корпоративные ссуды);

2) ссуды, предоставленные физическим лицам для удовлетворения личных потребностей (потребительские ссуды);

3) ссуды, выдаваемые банкам для поддержания ликвидности их баланса (межбанковские ссуды).

 

Банк предпочитает выдавать среднесрочные и долгосрочные ссуды.

 

 

Мероприятия по повышению качества кредитных портфелей коммерческих банков в России.

 

Проблемы управления качеством кредитного портфеля в банковском секторе экономики России и способы их решения:

Рассматривая проблему улучшения качества кредитного портфеля важно понимать, что во многом качество кредитной деятельности зависит от качества управления кредитными рисками.

 

Основной проблемой управления кредитными рисками в современных условиях являются отсутствие системы всестороннего и глубокого анализа кредитного процесса, солидной методологической базы и принятие неправильных управленческих решений в условиях неполной информации.

 

Из-за потенциально опасных для кредитной организации последствий кредитного риска важно регулярно осуществлять всесторонний анализ процессов оценки, администрирования, наблюдения, контроля, возврата кредитов, авансов, гарантий и прочих инструментов, особенно это касается инвестиционного кредитования.

 

Поэтому основное содержание процесса управления совокупными кредитными рисками включает в себя оценку и анализ политики и практики работы кредитной организации и принятия ею необходимых мер по следующим направлениям:

- управление совокупным риском кредитного портфеля;

- управление организацией кредитного процесса и операциями;

- управление неработающим кредитным портфелем;

- оценка политики управления кредитными рисками;

- оценка политики по ограничению кредитных рисков и лимитам;

- оценка классификации и реклассификации активов;

- оценка политики по резервированию возможных потерь по кредитным рискам.

 

Важное качество системы управления рисками кредитования - это ее стабильность. Ежемесячная, ежеквартальная и ежегодная воспроизводимость, анализ и сопоставимость данных о ходе кредитного процесса и работе соответствующих банковских служб для оценки эффективности их деятельности и участия в кредитовании.

 

Обязательное требование к системе управления рисками кредитования - наблюдаемость, т. е. возможность фиксации конкретных результатов, методов, приемов мониторинга, дополнительных мер воздействия с целью минимизации потерь; использование теоретических и методических разработок в практической деятельности кредитных организаций; разработка специальных показателей для оценки эффективности хода кредитного процесса и функционирования кредитного управления, управления рисками и служб внутреннего контроля банка в направлении достижения минимизации рисков кредитования.

 

К основным недостаткам и внутренним рискам процесса кредитования на современном этапе развития банковского дела и кредитной системы в России можно отнести неразработанность научно-обоснованной методологической базы и отсутствие внутрибанковских методик по определению:

- потребностей клиента в кредитовании;

- размера обеспечения кредитного процесса средствами гарантов, спонсоров и поручителей;

- объема и ликвидности залога;

- степени достоверности получаемой информации;

- производственного риска кредитуемой сделки (риска нехватки сырья, ненадежности приобретенного оборудования, неэффективности выбранной технологии и др.);

- коммерческого риска кредитуемого клиента (риска получения некачественной продукции, отсутствия рынков сбыта новой продукции, ее устаревания, отказа покупателей от приобретения некачественного товара);

- финансового риска (риска неправильного определения прогнозных потоков наличности, прибыли, балансовых рисков кредитуемого клиента);

- риска неликвидности и недостаточности обеспечения по кредиту;

- риска невозможности осуществления мероприятий по пере-

смотру условий кредитования (изменений условий кредитования, обеспечения, пересмотра прав собственности на сделку, отмены льготных условий кредитования, переоценки кредитов и т.д.);

- качества самой кредитуемой сделки.

 

К крупным рискам и финансовым потерям, а следовательно к ухудшению качества кредитного портфеля, со стороны кредитных организаций приводят:

- неправильный выбор и оценка деловых, финансовых и производственных рисков заемщика, спонсора и гаранта;

- отсутствие ответственности служб финансового консультирования за принятые кредитной организацией решения;

- невозможность прибегнуть к международным кредитам из-за отсутствия официально признанного кредитного рейтинга предприятия - потенциального заемщика;

- недостаточность долгосрочных ресурсов для кредитования крупного проекта и боязнь кредитных организаций нарушить нормативы экономической деятельности;

- отсутствие прогрессивного положительного опыта по сочетанию различных видов краткосрочного и долгосрочного кредитования для достижения инвестиционных целей;

- неправильно выбранные отраслевые и региональные приоритеты;

- неудачно подобранные графики использования и погашения заемных средств без учета действительных потребностей производственного или строительного процесса;

- некачественный и непрофессиональный анализ вероятности возвращения кредита в срок, рисков реализации продукции заемщика на рынке, а также возможности появления новых конкурентов, доли нелегального бизнеса и непредвиденных расходов заемщика.

 

Исходя из изложенного можно выделить основные направления снижения рисков кредитования и как следствие улучшения качества кредитного портфеля:

- введение обязательного требования со стороны Банка России о включении государственных направлений денежно-кредитной политики в кредитную политику каждой кредитной организации (каких, например?);

- создание и обеспечение единой для всех банков нормативной базы(а разве она не едина для всех?);

- организация помощи со стороны Банка России и других государственных структур в разработке обязательных нормативных требований к методологическому обеспечению различных видов и форм кредитования обязательные нормативные требования давно разработаны и изложены в Инструкции Банка России от 29 ноября 2019 г. N 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией" ;

- введение соответствующего обязательного коэффициента совокупного кредитного риска с разработкой предельных его значений при кредитовании отдельных отраслей промышленности и народного хозяйства. Для его выведения могут быть использованы такие показатели как коэффициент внутренней рентабельности сделки и нормы прибыли, точка безубыточности и окупаемости кредитуемой сделки, дисконтирование денежного потока и расчет чистого потока денежных средств от реализации кредитуемой сделки и определение ее чистой стоимости, измерение и оценка социальных последствий кредитования, (например, в рамках потребительских кредитов и ипотечного кредитования), расчет внутренней нормы возвратности средств банка и это уже изложили в ПОЛОЖЕНИИ БАНКА РОССИИ ОТ 28 ИЮНЯ 2017 Г. N 590-П "О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ, ССУДНОЙ И ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ";

- установление постоянного целесообразного взаимодействия между руководством кредитуемого заемщика и соответствующими службами кредитной организации: кредитным управлением, управлением рисками и службами внутреннего контроля кредитной организации, а также перечисленными службами кредитной организации друг с другом

 

 

                                                     

 

 

                                                  Заключение

Проведенное нами исследование качества кредитных портфелей коммерческих банков в современных условиях позволяет вынести в заключении следующие обобщенные положения и выводы.

 

Банк по своему назначению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представлять основу стабильности экономической системы. В современных условиях неустойчивой правовой и экономической среды банки должны не только сохранять, но и приумножать средства своих клиентов практически самостоятельно, ввиду отсутствия государственной поддержки и опоры. В этих условиях профессиональное управление банковскими рисками, оперативная идентификация и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают первостепенное значение.

 

В современном мире сохраняется высокий уровень уязвимости банковского сектора, недоверие клиентов к кредитным организациям. Сохраняются также высокие риски кредитования, обусловленные неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих предприятий.

 

Кредитные операции - основа банковского бизнеса, поскольку являются главной статьей доходов банка. Но эти операции связаны с риском невозврата ссуды (кредитным риском), которому в той или иной мере подвержены банки в процессе кредитования клиентов. Именно поэтому кредитный риск как один из видов банковских рисков является главным объектом внимания банков.

 

Качеством кредитного портфеля банка можно управлять путем проведения комплекса мероприятий, направленных на ужесточение требований к заемщику и повышению диверсифицированности кредитного портфеля банка.

 

Главной целью Сбербанка России является укрепление ведущих позиций в основных сегментах российского финансового рынка, прежде всего на рынках банковского обслуживания населения и корпоративных клиентов. Основными инструментами достижения данной цели Сбербанк считает разработку и реализацию четкой клиентской политики, учитывающей потребности различных групп клиентов, внедрение модели ведения бизнеса, ориентированной в первую очередь на клиентов, с целью улучшения условий и повышения качества обслуживания клиентов, расширения спектра продуктов и услуг. В частности, предполагается повысить информационную прозрачность Банка

 

 

                           



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.