Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Что такое для меня музыка Бетховена».



«Что такое для меня музыка Бетховена».

 

 

1) 1782-1792 – Боннский период. Начало творческого пути – родился предположительно 16 декабря 1770 года в городе Бонн. Занимался с Кристианом Готлобом Нефе. В 12 лет стал помощником органиста при дворе. Было написано 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько фортепианных сонат, 3 фортепианных квартета, 2 трио.

1792-1802 – Ранний венский период. Переезд в Вену. Занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Писал фортепианную и камерную музыку: 3 фортепианных концерта и 2 десятка фортепианных сонат, 9скрипичных сонат(в т. ч. № 9 – «Крейцерова»),2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов, ряд ансамблей для различных инструментов, балет «Творения Прометея». В 1800 закончил Первую симфонию, в 1802 – Вторую. Появились признаки прогрессирующей глухоты, написание завещания.

 

1802-1812 – Центральный период. Время творческого расцвета. Идеи преодоления страданий силой духа воплотились в 3-й «Героической» и Пятой симфониях, в опере «Фиделио», в музыке к «Эгмонту». В 23 сонате.

 

1812-1815 – Переходные годы. Стиль классицизма уступает место романтизму. Бетховен создает эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение». Написаны виолончельные № 4, 5 и фортепианные №27, 28 сонаты. Вокальный цикл «К далекой возлюбленной».

 

1816-1827 – Поздний период. Бетховен полностью оглох. Композитор пользовался «разговорными тетрадями». Принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла. К позднему периоду относятся 5 последних фортепианных сонат (№№28-32), 5 последних квартетов (№№ 12-16), «33 вариации на вальс Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126, две сонаты для виолончели ор.102, фуга для струнного квартета. «Торжественная месса» - 1823. В Венне состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором прозвучала его итоговая Девятая симфония.

2) Симфония № 3

Первая часть, возможно, была задумана Бетховеном как своего рода портрет Наполеона, совсем непохожего на оригинал, но такого, каким его рисовало воображение и каким он хотел бы видеть Наполеона в действительности, то есть как гения революции. Это колоссальное сонатное аллегро открывают два мощных аккорда всего оркестра, в котором Бетховен использовал три, а не две, как обычно, валторны. Главная тема очерчивает мажорное трезвучие и внезапно останавливается на чужеродном, диссонирующем звуке, но, преодолев препятствие, продолжает свое героическое развитие. Наряду с героическими возникают светлые лирические образы: в ласковых репликах связующей партии; в сопоставлении мажора — минора, деревянных — струнных побочной; в начинающемся здесь же, в экспозиции, мотивном развитии. Но особенно ярко развитие, столкновения, борьба воплощены в разработке, впервые разрастающейся до грандиозных размеров.

Контраст образует вторая часть. Место певучего мажорного анданте занимает похоронный марш. Этот жанр превращается у Бетховена в грандиозную эпопею, вечный памятник героической эпохе борьбы за свободу

Третья часть.Была задумана как менуэт. Многие видели в ней воскрешение античной традиции – игра на могиле героя. Трио скерцо открывается зовом трех валторн, рождающих ощущение романтики леса.

Финал. Открывает финал размашистые пассажи и аккорды всего оркестра. Загадочная тема, победное ликование, праздник мира. Завершается аккордами тутти.

Симфония №5

Первая часть. Тема судьбы, упорная и бескомпромиссная борьба. Первая часть не дает ответа на исход борьбы.

Вторая часть. Приобретает героические черты. Затаенно и тревожно звучит мотив судьбы. К концу обе темы становятся еще более величавыми и торжественными.

Третья часть. В этой части возвращается тревожное настроение. Представляет собой диалог – затаенному вопросу отвечает задумчивая и печальная мелодия скрипок и альтов. В дальнейшем диалогическая тема звучит неуверенно. Завязывается борьба. Кульминация утверждает победу судьбы.

Финал. Торжество победы, ликующий характер, не нарушающийся в разработке, пока не вторгается мотив судьбы. Он служит как напоминание о прошлой борьбе.

Симфония №6

Первая часть. Незамысловатая, многократно повторяющаяся главная близка народным хороводным мелодиям. Разработка лишена резких контрастов. Красочные сопоставления тональностей и смена оркестровых тембров.

Вторая часть. Проникнута безмятежными чувствами. Имитация перекличек птиц.

Третья часть. Наиболее жизнерадостна и беззаботна, с комическими оттенками. Грубоватая попевка с резкими акцентами, в громком звучании, словно деревенские музыканты разыгрались вовсю.

Четвертая часть. Резкий контраст всему предшествовавшему. Буря, но она не представлена, как уничтожающее все стихия.

Финал. Радостные и благодарные чувства после бури. Переклички инструментов замирают вдали.

 Симфония №9.

Первая часть. Героическая тема главной партии утверждается постепенно, рождаясь из таинственного, отдаленного, неоформленного гула, словно из бездны хаоса. Подобно отблескам молний, мелькают краткие, приглушенные мотивы струнных, которые постепенно крепнут, собираясь в энергичную суровую тему по тонам нисходящего минорного трезвучия, с пунктирным ритмом, провозглашаемую, наконец, всем оркестром в унисон. Словно бушующие волны безбрежного океана вздымается и опадает музыкальная стихия, живописуя грандиозные картины суровой битвы с тяжкими поражениями, страшными жертвами. Иногда кажется, что светлые силы изнемогают и воцаряется могильная тьма. И все же дух не сломлен — часть завершается мощным звучанием героической главной темы.

Вторая часть. Скерцо, полное столь же упорной борьбы.

Третья часть. Медленная часть. Проникновенное, философски углубленное адажио. Чередуются две темы просветленно-мажорные, неторопливые. Резким контрастом врываются героические призывные фанфары, словно напоминая, что борьба не завершена.

Финал. Открывается трагической «фанфарой ужаса». Возникает призрачный фон начала симфонии, затем мотив скерцо и три такта певучего адажио. Песенная тема, близкая народной, но преображенная гением Бетховена в обобщенно-гимническую, строгую и сдержанную, развивается в цепи вариаций. Разрастаясь до грандиозного ликующего звучания, тема радости на кульминации внезапно обрывается новым вторжением «фанфары ужаса». И только после этого последнего напоминания о трагической борьбе вступает слово. Ничто не омрачает картины торжества, но Бетховен избегает однообразия, расцвечивая финал различными эпизодами. С уникальным мастерством композитор полифонически объединяет и разрабатывает обе темы — тему радости и тему хорала, еще сильнее подчеркивая величие празднества единения человечества.

3) 3 симфония – 4 части

5 симфония – 4 части

6 симфония – 5 частей

9 симфония – 4 части

4) 1 часть 3 симфонии

 1, 4 части 5 симфонии

 1, 2 части 6 симфонии

1 часть 9 симфонии

5) Соната №8 – одна из лучших фортепианных сонат Бетховена. Драматический характер. Как писал Толстой : «…что-то грустное, тяжелое и мрачное... казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было».

Соната №14 – Первая часть. спокойная созерцательность, и грусть, и моменты светлой веры, и горестные сомнения, и сдержанные порывы, и тяжелые предчувствия. Все это гениально выражено Бетховеном в общих границах сосредоточенного раздумья. Таково начало всякого

глубокого и требовательного чувства — оно надеется, тревожится, с трепетом вникает в собственную полноту, во власть переживания над душою. Признание самому себе и взволнованная мысль о том, как быть, что делать.

Вторая часть. В Allegretto «лунной» создан на редкость жизненный образ, сочетающий обаяние с легкомыслием, кажущуюся сердечность с равнодушным кокетством.

Финал. Финал чрезвычайно сильно завершает «лунную» сонату, давая не снижение, а большой рост напряженности и драматизма.

Соната №17. Начинается борьбой, напряженность и страстность которой весьма превышают соответственные качества финала «лунной». Но дальнейшее развитие музыки, по сравнению с «лунной», иное. Во второй части драме противопоставлено мудрое, сосредоточенное спокойствие, а финал, несмотря на свою стремительность и тревожность, носит уже гораздо более объективный характер.

Соната №21. Пианистическая перегруженность, которая покрывает его блестящей сеткой виртуозности, часто мешает уловить его интимность. Эта белая соната в до-мажоре, текущая, как чистая вода, опьянительнейшее восхищение природой, подчиненное разуму. Воплощение природы тут уже принципиально иное, чем в сонате ор. 28. На место созерцательности приходит действенность. Бетховен претворяет самую динамику природных явлений. Развитие бетховенского реализма, стремящегося преодолеть старую противоположность пасторального и героического.

Соната №23. Если первые эскизы «аппассионаты» свидетельствуют о преобладании трагического начала, то затем великий композитор и человек обретает в самой трагедии победу воли, энергии, неистребимой силы борьбы со злом. Музыка «аппассионаты» настолько эмоциональна, настолько насыщена страстными переживаниями от первой до последней ноты, что понимание ее образов представляет особые трудности. Сильнейшее волнение композитора передается слушателю, исполнителю, исследователю и, порой, даже отнимает у него потребность трезвого анализа

6) Первая часть патетической сонаты дает обобщенную характеристику всего круга образов уже в начальных тактах. Вступление патетической сонаты — шедевр глубины и логической мощи мышления Бетховена. Вместе с тем, интонации этого вступления так выразительны, так выпуклы, что, кажется, скрывают за собой слова, служат пластическими музыкальными формами душевных движений.

7) Adagio. Двухчастность усложняется внесением развитых элементов разработки и обширной подготовкой репризы. Это приближает Adagio к сонатной форме.

8) Увертюрам Бетховена присуща яркая театральность в отличии от симфоний. Увертюра наполнена контрастами. Симфония имеет более сложное развитие, более развернута драматургически. Симфония не лишена контрастов, в этом их сходство. Также сходством является непрерывность развития.

9) И Аппассионата и Патетическая сонаты трагичны, в них преодолевается отчаяние, борьба. Однако они имеют разный финал. В Аппассионате драматизм стремительно накапливается и достигает высшей точки. В Патетической финал не столь драматичен. Формы вторых частей различны.

10) У Моцарта экспозиция сонаты, несмотря на своеобразие его связующего, представляет собой уже что-то законченное. В противоположность этому с его разработкой дело обстоит совсем иначе. То, что у Бетховена является лишь вступлениемк разработке и почти всегда без исключения тематически связано с экспозицией, у Моцарта может в большинстве случаев иметь значение, идущее довольно часто до поглощения почти всего пространства разработки, без того, притом, чтобы оно было связано тематически с экспозицией. Сонаты Бетховена ближе к народной музыке. Его сонаты более контрастны.

11) Скрипичные сонаты. Уже в первых скрипичных сонатах Бетховен порывает с устоявшейся традицией дивертисмента-сюиты: его сонатные аллегро целеустремленны, полны активного действия, медленные части глубоки и «по-шубертовски» песенны. Скрипичные сонаты столь же разнообразны по настроению, как симфонии или фортепианные сонаты Бетховена. Бурный и страстный характер скрипичной партии; фортепиано, клокочущее яростью — всё в Сонате до минор, соч. 30, № 2 предвещает «Аппассионату».

Сонаты для виолончели. Для виолончели Бетховен собирался написать целый концерт и предложил своему другу, композитору Бернхарду Ромбергу, стать его первым исполнителем. Но Ромберг отказался. Поэтому у Бетховена нет ни одного концерта для виолончели, зато есть пять виолончельных сонат .

Сонаты эти отражают три больших этапа творчества композитора.

В первых двух сонатах можно услышать огромное количество тем: помимо основных, возникают эпизодические — и тут же затухают. Уже в этих ранних произведе­ниях Бетховен отходит от традиции: первая и вторая сонаты очень необычны по форме.

Во второй есть медленная часть, которая одновременно становится вступлением к быстрой части.

В третьей сонате видна работа человека в самом расцвете творческих сил, большого мастера, не утратившего свежести и любви к жизни.

К четвертой-пятой сонатам язык Бетховена становится аскетичнее, а музыка — более экспериментальной.

Последняя часть пятой сонаты — это фуга, которая совершенно опережает свое время.

Сонаты для фортепиано. Бетховен трактовал фортепианную сонату как всеобъемлющий жанр, способный отразить все разнообразие музыкальных стилей современности. Огромный диапазон обра­зов и настроений — от мягкой пасторали до патетической торжест­венности, от лирического излияния до революционного апофеоза, от высот философской мысли до народных жанровых моментов, от трагедии до шутки — характеризуют тридцать две фортепианные сонаты Бетховена, созданные им на протяжении четверти столе­тия.

12) По моему мнению каждый композитор, независимо от того, стал ли он известным или незамеченным широкими массами вносит большой вклад в развитие мировой музыки. Бетховен стал известным благодаря своему таланту, отличному музыкальному вкусу, и упорству, ведь одного таланта не достаточно, чтобы добиться определенных высот. Меня восхищает то, что он продолжил сочинять гениальную музыку полностью оглохнув.

Я считаю, что Бетховен один из ярчайших композиторов своего времени. Его произведения популярны и сейчас, например, Соната № 14. Его сочинения, на мой взгляд, звучат современно, хоть и прошло несколько веков с момента его рождения.

Мне особо нравятся его 6 и 9 симфонии. 4 часть Пасторальной симфонии ненадолго ввела меня в состояние аффекта, ведь ничего не предвещало бури, она началась внезапно. В 9 потрясает грандиозность композиции.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.