|
|||
Классный час. Экология начинается с человека». Ход классного часа. Введение.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ГБУ РК «Центр профессиональной реабилитации инвалидов»
Классный час « Экология начинается с человека» Цель: - дать понятие о глобальном загрязнении окружающей среды, «экологическая этика» («экологическая культура»); влияние на здоровье человека, экологической безопасности населения, воспитание бережного отношения к здоровью, природе; - развивать у слушателей познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Мастер производственного обучения Левачков А.О.
Евпатория 2020 г. Ход классного часа 1.Введение. Вопрос: Как часто можно услышать фразу «человек-царь природы»? Что имеется в виду? Куратор учебной группы: человека повсюду окружает природа. Человечество в целом активно использует окружающий мир. Вопрос: Какими ресурсами пользуется человек? Куратор учебной группы: пользуясь всеми дарами природы, человечество изменяет до неузнаваемости нашу природу. Вопрос: Подумайте, как именно изменяет мир человечество? (загрязнение окружающей среды, ухудшение экологии, изменение ландшафтов, истребление лесов и водоёмов, создание искусственных водоёмов, исчезновение видов растений и животных и др.) Куратор учебной группы: в эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Вопрос: Как называется данное бедствие? Куратор учебной группы:экологическим кризисом. В начале XXI века человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис, который однозначно указывает на загрязненность нашей планеты. К наиболее опасным загрязнителям окружающей среды относят многие неорганические и органические вещества. Их постоянное воздействие вызывает серьёзные нарушения деятельности основных жизненных функций организма. Вопрос: Можно ли говорить о том, что люди и планета в целом находится на грани экологической катастрофы? Куратор учебной группы: вероятно, человек перешел допустимые экологические пределы, что в конечном итоге поставило под угрозу существование современной цивилизации. Можно сказать, что человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество «сорвётся» в пропасть. Одно необдуманное движение, и человечество может исчезнуть с лица земли. Поэтому не случайно тема нашего классного часа звучит как «Экология начинается с человека». Вопрос: Так как же сохранить нашу Землю? Может ли отдельный человек оказывать своё влияние на окружающий мир? Вопрос: Каким бывает воздействие отдельных людей: положительным или отрицательным? От чего или от кого зависит это воздействие? (подвести слушателей к мысли, что каждому человеку диктует поведение его культурный уровень, уровень воспитанности). Куратор учебной группы: человек и природа – это одна семья. Нет живых организмов красивых и безобразных, вредных и полезных. Все в природе взаимосвязано, потеря одного звена может привести к непредсказуемым последствиям: - горят леса, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда растения и животные; - каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид; - каждую неделю мы теряем один вид растений; - 5 млрд. т углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли; - на грани превращения в пустыню 200 млрд. кв. км пахотных земель. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым жителем планеты. Только факты: Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его. Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов. Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как дёготь, нефтью и безнадёжно связанные в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ. В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детёнышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и большие деревья. Во многих религиях животных даже обожествляли. В Индии были священными такие животные, как корова, слон, обезьяны. В Египте это были кошки, орлы, жуки-скарабеи. В современном мире люди относятся к природе небрежно, не задумываясь, что наступит момент, когда от яркой живой планеты Земля останется пустыня. Перед человечеством сегодня стоит много экологических проблем. Они частично связаны с жизнедеятельностью человека. Куратор учебной группы: давайте попробуем перечислить наиболее главные и охарактеризуем эти проблемы. Итак, 1.Вырубка леса. Лес, как известно, дает нам чистый кислород, древесину, ягоды и грибы. Но сейчас довольно часто происходит вырубка лесов в России, Африке и Латинской Америке. Данные леса отличает высокое качество растущей там древесины. Вырубка лесов идет большими темпами, чем их посадка. Сегодня довольно много браконьеров, охотящихся за ценными породами деревьев. И если темпы вырубки сохранятся на сегодняшнем уровне и дальше, то скоро многие крупные страны просто лишатся такого богатства, как лес. 2.Истощение почвы. Почва – это объект, еще медленнее восстанавливающийся, чем лес. Неправильное применение сельскохозяйственных приемов приводит к тому, что почвы со временем истощаются. Плохо влияет применение ядохимикатов, которые используют для борьбы с жуками - вредителями. Еще одной серьезной проблемой остается довольно высокое использование пастбищ, вследствие чего они превращаются в пустыни. Здесь необходимо принимать правильные меры рекультивации земель. 3.Опустынивание земель. Вырубка леса, неправильные методы ведения сельского хозяйства приводят к тому, что появляется опустынивание. Так, например, в Африке пустыни наступают со скоростью 100 тыс. га в год. Проблема эта актуальна и в других странах, таких как Индия, Пакистан, Аргентина, Мексика. 5. Формирование твердых отходов. Сегодня питание, быт людей невозможны без таких вещей, как консервные банки, полиэтилен и многое другое. Проблема в том, где и как хранить эти предметы после использования, так как зачастую страдает экология. Такие отходы довольно не просто утилизировать, потому, что ещё не разработаны технологии по утилизации. 6. Вода. Вырубка лесов приводит и к еще одной проблеме - это проблема нарушения водного баланса Земли. Уже сегодня Азия и Африка находятся в таком месте, где мало выпадает осадков, а люди в таких странах испытывают острую нехватку простой питьевой воды. Недостаточно продуманная и организованная оросительная система приводит к потере воды при ее транспортировке, испарению и неравномерному распределению. Резко актуальна проблема потребления воды жителями больших городов, на каждого из которых приходится 300-400 л воды в день. Да и экология самих рек не особо хорошая, потому что зачастую их загрязняют промышленные предприятия и не только. Многие реки и озера находятся под запретом купания и вылова рыбы из-за неблагоприятных условий, загрязнения. 7. Загрязнения воздуха. Бурное развитие промышленности во многих интенсивно развивающихся странах приводит к проблеме загрязнения воздуха. Из-за устаревшего очистительного оборудования, выхлопов машин и автотранспорта, сжигания отходов может загрязниться воздух. Конечно, надо принимать меры, помогать природе - бороться за очистку. Но не везде данная проблема выносится на обсуждение, где-то ее просто игнорируют. Существует такое понятие, как «экологическая культура» или «экологическая этика». Вопрос: Кто знает, что обозначает это понятие? Куратор учебной группы:экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как партнёра, равноправии и равноценности всего живого, а так же прав и потребностей человека. Как научное направление экологическая этика сформировалась в 80-х г.г. двадцатого века. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы - первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования. За живыми существами признаются следующие права: -право на жизнь; -право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания; -право на необходимую для жизни долю земных благ; -право на защиту законом. Природные экосистемы имеют следующие права: -право на существование; -право на свободу от человеческого контроля и управления; -право на защиту законом. Принципы: -не навреди; -не вмешивайся; -будь порядочным; -соблюдай права природы; -компенсируй ущерб.
|
|||
|