Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классный час. Экология начинается с человека». Ход классного часа. Введение.



 

ГБУ РК «Центр профессиональной реабилитации инвалидов»

 

Классный час

« Экология начинается с человека»

Цель:

- дать понятие о глобальном загрязнении окружающей среды, «экологическая этика» («экологическая культура»); влияние на здоровье человека, экологической безопасности населения, воспитание бережного отношения к здоровью, природе;                                                                                                                                       - развивать у слушателей познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

 

 

                                                                             

 

Мастер производственного обучения                Левачков А.О.

 

Евпатория 2020 г.

Ход классного часа

1.Введение.

Вопрос: Как часто можно услышать фразу «человек-царь природы»? Что имеется в виду?

Куратор учебной группы: человека повсюду окружает природа. Человечество в целом активно использует окружающий мир.

Вопрос:  Какими ресурсами пользуется человек?

Куратор учебной группы: пользуясь всеми дарами природы, человечество изменяет до неузнаваемости нашу природу.

Вопрос: Подумайте, как именно изменяет мир человечество? (загрязнение окружающей среды, ухудшение экологии, изменение ландшафтов, истребление лесов и водоёмов, создание искусственных водоёмов, исчезновение видов растений и животных и др.)

Куратор учебной группы:  в эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения.

Вопрос: Как называется данное бедствие?

Куратор учебной группы:экологическим  кризисом. В начале XXI века человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис, который однозначно указывает на загрязненность нашей планеты. К наиболее опасным загрязнителям окружающей среды относят многие неорганические и органические вещества. Их постоянное воздействие вызывает серьёзные нарушения деятельности основных жизненных функций организма.

Вопрос: Можно ли говорить о том, что люди и планета в целом находится на грани экологической катастрофы?

Куратор учебной группы: вероятно, человек перешел допустимые экологические пределы, что в конечном итоге поставило под угрозу существование современной цивилизации. Можно сказать, что человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество «сорвётся» в пропасть. Одно необдуманное движение, и человечество может исчезнуть с лица земли. Поэтому не случайно тема нашего классного часа звучит как «Экология начинается с человека».       

Вопрос: Так как же сохранить нашу Землю? Может ли отдельный человек оказывать своё влияние на окружающий мир?

Вопрос: Каким бывает воздействие отдельных людей: положительным или отрицательным? От чего или от кого зависит это воздействие? (подвести слушателей к мысли, что каждому человеку диктует поведение его культурный уровень, уровень воспитанности).

Куратор учебной группы: человек и природа – это одна семья. Нет живых организмов красивых и безобразных, вредных и полезных. Все в природе взаимосвязано, потеря одного звена может привести к непредсказуемым последствиям:

- горят леса, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда растения и животные;

- каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид;

- каждую неделю мы теряем один вид растений;

- 5 млрд. т углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли;

- на грани превращения в пустыню 200 млрд. кв. км пахотных земель.       Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым жителем планеты.

Только факты:

Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.  

Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.   Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как дёготь, нефтью и безнадёжно связанные в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детёнышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и большие деревья.

Во многих религиях животных даже обожествляли. В Индии были священными такие животные, как корова, слон, обезьяны. В Египте это были кошки, орлы, жуки-скарабеи.

В современном мире люди относятся к природе небрежно, не задумываясь, что наступит момент, когда от яркой живой планеты Земля останется пустыня.

Перед человечеством сегодня стоит много экологических проблем. Они частично связаны с жизнедеятельностью человека.

Куратор учебной группы: давайте попробуем перечислить наиболее главные и охарактеризуем эти проблемы.

Итак,

1.Вырубка леса. Лес, как известно, дает нам чистый кислород, древесину, ягоды и грибы. Но сейчас довольно часто происходит вырубка лесов в России, Африке и Латинской Америке. Данные леса отличает высокое качество растущей там древесины. Вырубка лесов идет большими темпами, чем их посадка. Сегодня довольно много браконьеров, охотящихся за ценными породами деревьев. И если темпы вырубки сохранятся на сегодняшнем уровне и дальше, то скоро многие крупные страны просто лишатся такого богатства, как лес.

2.Истощение почвы. Почва – это объект, еще медленнее восстанавливающийся, чем лес. Неправильное применение сельскохозяйственных приемов приводит к тому, что почвы со временем истощаются. Плохо влияет применение ядохимикатов, которые используют для борьбы с жуками - вредителями. Еще одной серьезной проблемой остается довольно высокое использование пастбищ, вследствие чего они превращаются в пустыни. Здесь необходимо принимать правильные меры рекультивации земель.

3.Опустынивание земель. Вырубка леса, неправильные методы ведения сельского хозяйства приводят к тому, что появляется опустынивание. Так, например, в Африке пустыни наступают со скоростью 100 тыс. га в год. Проблема эта актуальна и в других странах, таких как Индия, Пакистан, Аргентина, Мексика.

4. Истребление животных.
Вырубаемые леса влияют на разновидность и жизнедеятельность многих животных. Сокращение мест обитания для диких животных приводит к их уничтожению, сокращению многих видов. Еще одна проблема - это браконьерство или нелегальная охота. Любовь людей к красивым шкурам наблюдается еще с древних времен. Привычка эта, надо сказать, осталась. Сегодня охота идет на тигров, крокодилов из-за их кожи, слонов из-за их бивней, носорогов из-за рогов. Уже и так достаточно много животных, занесенных в Красную книгу. Если не остановить истребление, мы скоро забудем, даже как выглядят некоторые виды животных.

5. Формирование твердых отходов. Сегодня питание, быт людей невозможны без таких вещей, как консервные банки, полиэтилен и многое другое. Проблема в том, где и как хранить эти предметы после использования, так как зачастую  страдает экология. Такие отходы довольно не просто утилизировать, потому, что ещё не разработаны технологии по утилизации.

6. Вода. Вырубка лесов приводит и к еще одной проблеме - это проблема нарушения водного баланса Земли. Уже сегодня Азия и Африка находятся в таком месте, где мало выпадает осадков, а люди в таких странах испытывают острую нехватку  простой питьевой воды.

Недостаточно продуманная и организованная  оросительная система приводит к потере воды при ее транспортировке, испарению и неравномерному распределению. Резко актуальна проблема потребления воды жителями больших городов, на каждого из которых приходится 300-400 л воды в день. Да и экология самих рек не особо хорошая, потому что зачастую  их загрязняют промышленные предприятия и не только. Многие реки и озера находятся под запретом купания и вылова рыбы из-за неблагоприятных условий, загрязнения.

7. Загрязнения воздуха. Бурное развитие промышленности во многих интенсивно развивающихся странах приводит к проблеме загрязнения воздуха. Из-за устаревшего очистительного оборудования, выхлопов машин и автотранспорта, сжигания отходов может загрязниться воздух.

Конечно, надо принимать меры, помогать природе - бороться за очистку. Но не везде данная проблема выносится на обсуждение, где-то ее просто игнорируют.
Вот такие главные проблемы. Конечно, есть и другие, но эти проблемы влияют на развитие и жизнедеятельность всего человечества в целом.

    Существует такое понятие, как «экологическая культура» или «экологическая этика».

Вопрос: Кто знает, что обозначает это понятие?

Куратор учебной группы:экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как партнёра, равноправии и равноценности всего живого, а так же прав и потребностей человека.

    Как научное направление экологическая этика сформировалась в 80-х г.г. двадцатого века. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы - первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

За живыми существами признаются следующие права:

-право на жизнь;

-право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания;

-право на необходимую для жизни долю земных благ;

-право на защиту законом.

Природные экосистемы имеют следующие права:

-право на существование;

-право на свободу от человеческого контроля и управления;

-право на защиту законом.

Принципы:

-не навреди;

-не вмешивайся;

-будь порядочным;

-соблюдай права природы;

-компенсируй ущерб.


В мире существуеткалендарь экологических дат и праздников.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.