Инструментарий каждого стиля
Управленческие навыки. Лидерство.
|
Лидерство — это процесс организации работы в группе, где лидером выступает человек, к которому прислушиваются, доверяют. Лидер может быть как назначенным (формальный лидер), так и выбранным группой (неформальный лидер). Последний не имеет никаких полномочий, он равноправный участник группы, к мнению которого по той или иной причине прислушивается коллектив.
| Следующим шагом исследователей стала ситуационная теория лидерства.Согласно ей, лидер порождается сложившейся ситуацией. В зависимости от задачи лидер может меняться. Руководитель может ориентироваться на решение задачи или на отношения в коллективе. Ф.Фиддер провел ряд исследований по этому вопросу и выявил зависимость стиля лидерства от ситуации в коллективе. Если в коллективе благоприятная ситуация, доброжелательные отношения и сотрудники воспринимают лидера, уважают и слушают его, эффективным будет лидер, ориентированный на задачу. Он сможет ставить точные задачи и быть требовательным. Слаженный коллектив работает быстрее. Та же схема работает и в неблагоприятной ситуации, где лидера не воспринимают, не уважают. Лидер, ориентированный на решение задачи, также будет эффективен.
| Теория лидерства берет свое начало в 20-х годах ХХ века, когда впервые начал появляться интерес к управлению как к науке. Первое, на что обратили внимание исследователи, это на возможное наличие общих черт характера у различных известных лидеров. Так появилась теория черт, или «Теория великих людей». К сожалению, теория не была успешной. Оказалось, выявить общие черты очень трудно. Конечно, встречалось много общего. Такие черты, как высокий интеллект, большой багаж знаний, яркая внешность, уверенность в себе и прочее. Но создать общий портрет лидера не получалось. Люди, не обладающие вышеперечисленными качествами, тоже были выдающимися лидерами.
|
По теории ситуативного лидерства существует 4 стиля руководства:
Стиль
| Характеристика
| S1: директивный
| · высокая ориентация на задачу и низкая — на людей.
Лидер дает конкретные указания и следит за выполнением заданий. Основной способ лидерства — жесткая постановка целей и приказы.
| S2: наставнический
| · совмещение высокой ориентированности на задачу и на людей.
Руководитель продолжает давать указания и следить за выполнением заданий, но при этом объясняет принятые решения подчинённому, предлагает высказывать свои идеи и предложения.
| S3: поддерживающий
| · высокая ориентация на людей и низкая — на задачу.
Лидер поддерживает и помогает своим подчиненным в их работе. Лидер участвует в процессе принятия решений, но решения принимаются в большей степени подчиненными.
| S4: делегирующий
| · низкая ориентация и на людей, и на задачу.
Лидер передает полномочия, права и ответственность другим членам команды.
|
Инструментарий каждого стиля
S1
| S2
| S3
| S4
| Давать четкие инструкции
Указывать
Направлять
| Объяснять
Вовлекать
Поддерживать ритуалами
| Вовлекать
Поощрять
Дать проявить себя
Сотрудничать
| Делегировать
Наблюдать
Отслеживать
Завершать
|
Стили подчиненных
ХОЧУ
| Р1: не способен, но настроен
| Р4: способен и настроен
| Р2: не способен и не настроен
| Р3: способен, но не настроен
| МОГУ
|