Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Модест Петрович Мусоргский. «Картинки с выставки»



 

 

Тема урока: Музыкальная драматургия: О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

 

Прочитай текст:

       Музыкальная форма, выбранная композитором, «служит» раскрытию содержания, развитию образов произведения. Сегодня мы приведем пример соответствия формы и драматургии в музыке.

 

Модест Петрович Мусоргский. «Картинки с выставки»

       Фортепианный цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года.

       В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого художника, архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана. На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.

       Говоря об истории написания «Картинок с выставки», нельзя не упомянуть и о том, что при жизни В.А. Гартман был дружен с М.П. Мусоргским, и смерть товарища и творца близкого к идеям «Могучей кучки», стала серьезным ударом для композитора.

Описание произведений

       «Картинки с выставки» открывает интермедия «Прогулка». По задумке автора эта пьеса изображает композитора, ходящего по выставке картин, она несколько раз повторяется в течение цикла.

 

       1.Зарисовка «Гном» исполняется в тональности ми-бемоль минор, ее отличает динамика, ломанность линий, смена моментов напряжения и спокойствия. Эскиз Гартмана, послуживший основой для этой мелодии, не сохранился, однако известно, что на нем была изображена елочная игрушка-щелкунчик.

 

       2.Медленная, поэтичная, глубокая мелодия пьесы «Старый замок» в тональности соль-диез минор, напоминающая живое пение под аккомпанемент старинного инструмента, приглашает нас на прогулку по итальянскому замку, изображенному на акварели художника. В каталоге выставки эта картина Гартмана не значилась.

 

       3.На смену «Старому замку» приходит легкая, солнечная, подвижная, светлая мелодия «Тюильрийского сада» в тональности си мажор. К середине она становится более спокойной, как будто среди играющих ребят появляются няни. Завершается композиция смешиванием двух тем. По воспоминаниям соратников художника на рисунке был изображен дворец Тюльири, наполненный гуляющими детьми.

 

       4Быдло» - это мрачная, тяжелая мелодия, передающая медленный ход повозки, запряженной волами, в ее музыкальную канву вплетены славянские народные напевы. Зарисовка ярко рисует музыкальными средствами безрадостную жизнь простого народа, исполняется в тональности соль-диез минор.

 

       5.В основе пьесы «Балет невылупившихся птенцов» лежат эскизы к костюмам, которые Гартман разрабатывал для постановки в Большом театре. Пьеса написана в тональности фа мажор, это легкая, чрезвычайно динамичная мелодия, изображающая смешной, хаотичный танец, который к концу произведения становится более упорядоченным.

 

Выполни задания:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.