Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура учебно – исследовательской работы.



Структура учебно – исследовательской работы.

    На основании практических исследований были выработаны следующие рекомендации для педагога и учащихся, которые можно использовать при планировании и проведении исследовательской работы.

    Структура работы её содержание представлены вводной, основной и заключительной частями.

    Вводная часть

Название. Оно должно точно и чётко отражать сущность проделанной работы (содержать в себе предмет и название метода исследования). Следует всячески избегать очень широких названий обобщающего характера либо отвлечённых поэтических фраз. Заявленная тема должна целиком и полностью соответствовать содержанию работы, т.е. быть обоснованной.

    Характеристика работы.Следует указать, является ли работа чисто теоретической или носит практический характер. Если работа практическая, то уточнить, на протяжении какого времени проводились эспериментальные работы.

    Обоснование целей и задач работы. Цель – это польза, которую получает общество от использования результатов исследования. Это относится к прикладным работам. В фундаментальных же исследованиях целью является получение какой-либо новой информации общего характера, обнаружение в изучаемых объектах ранее неизвестных свойств, явлений, закономерностей.

    Задача – это указание на один из возможных путей достижения цели.

    Научная работа даёт новый результат, если она решает новую задачу известными методами или решает новыми методами известную задачу. В очень редких случаях поставленную новую задачу решают новыми методами. Обычно это приводит к научному открытию.

    Если в работе известную задачу решали известными методами, то здесь элементы новизны отсутствуют. Такая работа, может оказаться, весьма полезна для её автора, который только начинает свой путь в науку, но представлять её на рассмотрение конференции не стоит.

    Обзор литературы. Обзор должен быть кратким. В нём нужно указать источники, в которых описано изучение того же вопроса, что и в представляемом докладе. В конце обзора следует отметить, в чём состоит новизна представляемой работы по сравнению с рассмотренными; какой эффект можно ожидать от использования полученных результатов. Каждая ссылка на тот или иной источник должна сопровождаться номером, соответствующим порядковому номеру источника в списке литературы.

    Основная часть

    Объём исследования.Здесь необходимо указать, какие объекты исследовались и почему именно они, сколько их было и чем это количество обосновано (пробы, образцы, детали и т.д.), какие серии опытов были выполнены и сколько раз. В работе должно быть описано не только, какие эксперименты проводились и сколько раз, но и при каких условиях и в каких временных рамках. Работы, содержащие единичные опыты, не дают статистически значимых результатов и не могут быть признаны научными.

    Использованные методики. Прежде чем говорить об экспериментальных данных, нужно кратко описать методики, которые использовались в каждой из серий. Общеизвестные приемы достаточно только упомянуть. Однако если в такой приём автор внёс какое-то усовершенствование, то нужно обязательно указать, в чём оно состояло.

    Результаты исследования. Это главная часть доклада. Необходимо четко и последовательно изложить полученные результаты. Здесь не требуются никакие рассуждения. Только изложение фактов в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков или описательно. Все цифровые данные необходимо тщательно проверить, желательно провести статистическую обработку этих данных.

    Обсуждение результатов. В этом разделе следует указать, что автор считает наиболее важным в выполненной работе, как можно объяснить те или иные особенности полученных данных, каковы перспективы дальнейшего развития работы в связи с полученными результатами. Хорошо было бы описать, насколько теоретический прогноз результатов работы сочетается с практическими данными.

    Заключительная часть

    Заключение. Если в докладе есть раздел «Обсуждение результатов», то заключительная часть по своему содержанию будет представлена только выводами, приложениями и списком использованной литературы. В другом случае заключение будет содержать описание результатов и их обсуждение, но в более сжатом виде.

    Выводы. Они кратко и конкретно отражают полученные результаты исследований. Никаких общих рассуждений, мнения автора по тем или иным вопросам и т.п. в выводах быть не должно. Только то, что получено, обнаружено, доказано.

    Приложения. В случае необходимости в конце текста можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.п., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

    Список использованной литературы. В список следует включить все источники, на которые имеются ссылки в тексте доклада, лишних источников содержаться не должно, так же как и основных учебников по данному предмету. Список составляется в алфавитном порядке авторов работ сначала на русском языке, а затем иностранных.

    Успешность применения предлагаемой структуры работы состоит в том, что разработанная и апробированная на практике технология работы с учащимися по проведению творческих исследовательских работ позволяет не только научиться проводить творческие научные изыскания, но и стать им более успешными в самостоятельной организации и проведении исследовательской деятельности, нацеливает на самообучение через творческий поиск.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.