Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Понятие о социальной и школьной дезадаптации



Понятие о социальной и школьной дезадаптации

Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

Социальная дезадаптация - это нарушение процесса социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации

– нарушение норм морали и права,

– асоциальные формы поведения,

– дромомания (бродяжничество),

– утрата социальных связей с семьей и школой,

– резкое ухудшение нервно-психического здоровья,

– увеличение ранней подростковой алкоголизации,

– токсикомания и наркомания,

– венерические заболевания,

– склонность к суициду.

Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей

малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими

родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием.

Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят:

Наследственный (психофизическая, социальная, социокульгурная),

Индивидуальные - действуют на уровне психобиологических предпосылок, затрудняют

социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания,

врожденные уродства, нарушения двигательной сферы

Психолого-педагогические факторы - проявляются в дефектах школьного и семейного

воспитания.

Социально-психологические факторы - раскрывающие неблагоприятные особенности

взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе.

Личностные факторы - проявляются в активном избирательном отношении индивида к

предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Социальные факторы - неблагоприятные материально-бытовые условия жизни

определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества.

Ресоциализация — организованный социально-педагогический процесс,

направленный на:

- восстановление социального статуса, утраченных, либо несформированных социальных

навыков дезадаптированных несовершеннолетних,

- переориентацию их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения

в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически

организованной среды

- реализацию своих возможностей и способностей

Выделяют  стадии социальной дезадаптации:

– стадия школьной дезадаптации, которая характеризуется социальными нарушениями, связанными с учебно-воспитательным процессом (сквернословие, курение, пропуски уроков, конфликты с учителями и сверстниками);

– стадия социальной запущенности, характеризуемая глубоким отчуждением от семьи и школы и различными асоциальными отклонениями (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, аморальное поведение и т.д.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.