|
|||
Понятие о социальной и школьной дезадаптацииСтр 1 из 2Следующая ⇒ Понятие о социальной и школьной дезадаптации Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация - это нарушение процесса социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, – асоциальные формы поведения, – дромомания (бродяжничество), – утрата социальных связей с семьей и школой, – резкое ухудшение нервно-психического здоровья, – увеличение ранней подростковой алкоголизации, – токсикомания и наркомания, – венерические заболевания, – склонность к суициду. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием. Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят: Наследственный (психофизическая, социальная, социокульгурная), Индивидуальные - действуют на уровне психобиологических предпосылок, затрудняют социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы Психолого-педагогические факторы - проявляются в дефектах школьного и семейного воспитания. Социально-психологические факторы - раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Личностные факторы - проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Социальные факторы - неблагоприятные материально-бытовые условия жизни определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Ресоциализация — организованный социально-педагогический процесс, направленный на: - восстановление социального статуса, утраченных, либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, - переориентацию их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды - реализацию своих возможностей и способностей Выделяют стадии социальной дезадаптации: – стадия школьной дезадаптации, которая характеризуется социальными нарушениями, связанными с учебно-воспитательным процессом (сквернословие, курение, пропуски уроков, конфликты с учителями и сверстниками); – стадия социальной запущенности, характеризуемая глубоким отчуждением от семьи и школы и различными асоциальными отклонениями (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, аморальное поведение и т.д.) –
|
|||
|