Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Откуда берутся темы?



 

Анисимова Екатерина
5301-420304D

ГЛАВА 3. НОВОСТИ — ЛИЦО КАНАЛА
Почему люди смотрят новости?
Самым точным вариантом ответа мне кажется такой: «Мы нуждаемся в информации, чтобы лучше сориентироваться в этой жизни». Новости – это и есть тот поток реальной ежедневной информации, который помогает ощутить себя участником некоторых процессов. Новости – это то, что люди обсуждают друг с другом, и реакция на ту или другую новость – один из важнейших психологических показателей личности. Новости как телевизионный жанр «обречены» на успех, даже когда они совсем неудачные и мало соответствуют своему названию. И все же, если говорить о телевизионном жанре новостей, есть некоторые четкие законы, по которым он строится.Чем хорошая новостная программа отличается от плохой? Самый короткий ответ: всем. Удивительно, но уже через две-три минуты просмотра любой информационной программы можно понять, профессионально это сделано или нет.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА
Сегодня музыкальная заставка многих новостных программ состоит из двух частей: первая – до появления диктора в студии, а вторая – после его слов «Вы смотрите программу новостей...». Далее музыка меняет ритм и логично заканчивается перед анонсом. Иногда музыка используется во время анонса, но уже другая. Вы должны уметь внимательно замечать эти ритмы, обращать на них внимание – уже не как зрители, а как творцы, деятели, участники производства программы.
ДИЗАЙН ЗАСТАВКИ
Законодателями моды и стиля для региональных телекомпаний становятся федеральные каналы. На мой взгляд, надо, учитывая моду и стиль, все же искать свою картинку, свой образ. Один из законов дизайна заставки – это возможность многоразового просмотра. Это значит, что зритель каждый раз должен находить что-то новое в привычной картинке, но в то же время она не должна быть перегружена деталями.
СТУДИЯ.
Как правило, в первый момент зрители все-таки больше внимания обращают на студию. В последнее время при оформлении студии распространенным стилем стал стиль ньюсрум: на переднем плане ведущий, за ним стоят компьютеры, телевизоры, ходят какие-то люди, идет работа по сбору и подаче информации. Сама картинка каждую секунду напоминает зрителю, что новости – дело оперативное, непрерывное, напряженное.

омнате».

ВЕДУЩИЙ
Ведущего как элемент студийной картинки всегда разглядывают. И первые несколько секунд никто из зрителей вообще не вслушивается в содержание речи диктора. Есть непреложные правила для ведущего новостей. Одежда должна быть строгой, то есть обязателен пиджак, причем с длинным рукавом даже летом. Цвет должен быть спокойным, галстук – не кричащим, на женщинах минимум украшений, никаких цепей и висячих серег, возможна тонкая нитка жемчуга и серьги типа «гвоздики». Зритель всегда имеет право судить о том, что он видит, и сравнивать одного ведущего с другим. При этом положение регионального телевидения весьма сложное, потому что все программы: и региональные, и федеральные – находятся в одном «ящике». СОВЕТЫ КАК ВЕДУЩЕМУ НАУЧИТЬСЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО?
Научитесь относиться к самим - себе как бы со стороны, как к модели, как к картинке или, как это сейчас модно говорить, к лицу канала.
Найдите среди своих знакомых и - коллег человека с хорошим вкусом.
Надо помнить, что мода меняется и вместе с ней меняется облик ведущих и даже их количество!
Прежде чем перейти на парное ведение, руководителям программы надо готовить ведущих к общению, примерно как космонавтов готовят к совместному полету.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Перед разбором содержания информационной программы надо определиться: а какую, собственно, программу мы хотим сделать? Вы ответите: «Разве новости не подразумевают некую одинаковость?» Оказывается, нет. Если для одного федерального канала главным в показе новостей всегда будут события, то для другого – люди и только через людей события. И даже если зритель не знает об этом, то он это чувствует.
Концепции новостных программ
1. Классический стиль. Это новостная программа, которая придерживается формата новостей федеральных каналов. Достаточно официально, коротко, ясно, ритмично. Основное внимание – событиям сегодняшнего дня.
2. Домашний стиль. Здесь совсем иной принцип подачи материала. Первым может стать сюжет интересный, необязательно неоперативный, но из серии «Все обсуждают в трамвае».
3. Публицистический стиль. Это особая подача информации, когда одно событие, один сюжет становится стержневым для всего выпуска новостей. Безусловно, сюжет сам по себе острый, интересный, яркий. Когда-то такой стиль общения со зрителем использовался и на федеральных каналах, в наши дни он встречается редко и только в регионах. Конечно, любая классификация весьма условна. Есть программы, где сочетается домашний стиль с публицистическим или классический с домашним. Но, на мой взгляд, главное, чтобы авторы программы новостей сами себе задавали вопросы: какой стиль им ближе? какую программу они собираются делать и о чем? что они хотят сообщить зрителям? Выбор концепции, конечно, зависит и от установки, которую дают учредители, и от специфики зрительской аудитории. Вряд ли в маленькой районной студии можно делать классические новости, но домашние или публицистические можно делать вполне.
ПРИМЕТЫ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ НОВОСТНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Строгий, официальный тон ведущего.
2. Строгий стиль дизайна и оформления студии.
3. Подводки короткие, только по делу, никаких комментариев ни до, ни после сюжета.
4. Большая насыщенность информации.
5. Строгая верстка: первым сюжетом, то есть главной новостью дня, становится событие, которое затрагивает наибольшее количество людей.
6. Хронометраж сюжета – полторы-две минуты, не более.
7. Новости спорта ведет отдельный ведущий.
8. Показ новостей строится по такому шаблону: общий план студии, затем крупно ведущий, затем анонс и только потом сам выпуск, финал новостей от крупного плана на общий план, затем финальная заставка.
9. Стиль подачи новостей – в хорошем ритме, несколько агрессивно, высокая скорость говорения текста в кадре и за кадром.
ПРИМЕТЫ ДОМАШНЕГО СТИЛЯ НОВОСТНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Спокойный темп речи ведущего.
2. Стиль студии и ведущего неофициальный, располагает к общению.
3. Возможны комментарии ведущего до и после сюжета.
4. Хронометраж сюжетов строго не ограничен и может варьироваться от одной минуты (короткая информация) до 3–3,5 минуты.
5. Количество сюжетов в программе зависит от информационной картины дня. Их может быть много (коротких), а может и мало (тогда они длинные, но содержательные).
ПРИМЕТЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ НОВОСТНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Самой яркой и заметной приметой является использование интерактивного опроса. С первых минут программы зритель втягивается в обсуждение острой проблемы, и создается впечатление, что без его мнения картина будет неполной.
2. Стиль студии и ведущего могут быть не так жестко привязаны к стилю новостей.
3. По верстке и структуре программы всегда выбирается одна главная тема, один сюжет, который, как правило, показывается первым, а затем ставится на голосование в интерактивном режиме.
4. В ходе программы ведущий напоминает о главной теме дня, побуждая людей участвовать в голосовании.
5. Драматургия выпуска также полностью «завязана» на главной теме, и всегда самым ярким моментом такой программы становится финал с подведением итогов интерактивного обсуждения.
ИНФОТЕЙМЕНТ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И НОВЫЙ СТИЛЬ ПРОГРАММЫ.
 «Инфо» – это информация, «теймент» – часть слова «энтертеймент», что означает развлечение. Соединение этих двух слов на профессиональном языке означает особый стиль подачи информации с использованием элементов развлечения, элементов шоу. Инфотеймент – это выход в тех случаях, когда концепция канала в целом рассчитана на молодежь и людей, далеких от политики. Инфотеймент – это свободное обращение с информацией. Это своеобразная игра в новости, и для многих региональных телекомпаний это единственный выход в ситуации сетевого партнерства.
Выбор модели новостной программы

Откуда берутся новости?
Новость – это событие, которое напрямую затрагивает интересы зрителей вашего канала. Новость – это то, что людям надо знать. Новость тем важнее, чем большее количество людей она затрагивает. Телевидение – это обмен эмоциями: от корреспондента к зрителю и наоборот. Сообщение об отмене занятий в школе воспринимается не так эмоционально. Это просто важное сообщение, которое мы должны принять к сведению и обдумать, куда пристроить детей (если они есть). Сообщения о смерти, катастрофах, катаклизмах, безумных богатствах, падении акций на бирже и, конечно, о любви и обо всем, что вокруг нее, – это темы самоиграющие. И они интересуют зрителя даже в том случае, если с точки зрения журналистики они плохо сделаны. Профессиональные журналисты и режиссеры знают: любую, самую узкую тему можно сделать интересной для всех, замесив тесто для сюжета на дрожжах – деньги, смерть, любовь. На самом деле нет неинтересных тем, есть непрофессиональные журналисты.

Откуда берутся темы?

Списки источников информации.
1. Интернет
Интернет дает возможность просматривать сообщения информагентств, а также находить любую информацию по той теме, которая нас интересует.
2. Средства массовой информации
Очень грамотно использовать в качестве источника информации центральные и особенно местные газеты, радио и даже каналы-конкуренты. О чем-то сказано вскользь, а вы зацепились и сделали прекрасный сюжет.
3. Пресс-релизы различных организаций и государственных служб
Сегодня не только органы власти, но и многие заводы, фирмы, общественные организации, партии имеют собственные пресс-службы. Это надо внимательно уметь читать, отделяя рекламные моменты от самой информации. Профессионал может найти в таком документе зацепку, которая сильно удивит его авторов.
4. Календарь памятных дат
Очень полезная вещь, поскольку такого же числа несколько лет назад обязательно что-то происходило и об этом полезно напомнить людям. Конечно, лучше, если этот календарь будет базироваться не на глобальных событиях, а на фактах и событиях именно вашего региона.
5. Возвращение к теме
Предположим, год назад вы или ваши коллеги сделали интересный репортаж об открытии первого предприятия с иностранным капиталом в вашем регионе. Прошел ровно год. Нравится ли товар потребителям? Сколько зарабатывают рабочие?
6. Служба 01
Что случилось за день? Какие события обязательно надо сообщить людям? Хорошо было бы иметь среди работников этих служб своих людей, но это уже относится к следующему источнику.
7. Информаторы
Работа с информаторами должна вестись постоянно и требует затрат, в том числе материальных. Можно использовать какие-то клубные встречи с приглашением нужных людей на свою «тусовку». Отношения с информатором можно и нужно выстроить на основе взаимного интереса и уважени.
8. Звонки в редакцию
9. Личные наблюдения
По дороге на работу и с работы будьте внимательны. Новые рекламные щиты или маленькие объявления на остановках иногда дают самую свежую информацию о приезде интересных людей, фестивалях и акциях.

10. Специальный форум редакции
Форум – реальная возможность узнать, что происходит в городе из неофициальных источников, то есть от простых граждан.
11. Личные контакты
Общаясь с людьми, надо уметь настроить себя на постоянный поиск свежей информации.
12. Гостиницы, вокзалы, аэропорты
Полезно обзванивать гостиницы, вокзалы и аэропорт в поисках информации об интересных гостях города.
13. Проверка слухов
Одна из задач журналиста – разведать, правда ли то, о чем говорят люди на улице, в автобусах и на кухне.
14. Общественные организации
15. Результаты соцопросов. Статистика

Уважающий себя журналист всегда имеет досье с важными результатами социологических исследований и статистикой. Досье необходимо, чтобы можно было сравнить, как это было в прошлом году, как пять лет назад (рождаемость в вашем городе, показатели роста и падения экономики, наконец, количество чиновников и размер потребительской корзины). Это всегда интересно.

Информационный повод
Новости – это событие со словом «сегодня». Профессионализм команды, которая делает новости, – в оперативности подачи свежего событийного материала. Побеждает тот, кто первый расскажет о произошедшем событии. А если события нет – его надо смоделировать, создать.

Верстка
Внутри одного и того же стиля могут существовать разные подходы к верстке программы. Что такое верстка? Виктор Шендерович: «Верстка – это ваш указательный палец». Посредством верстки вы даете понять зрителю, что на сегодняшний день самое важное, а что тоже важно, но не до такой степени.
От чего зависит верстка программы?
• Концепция и стиль программы.
• Художественные и политические предпочтения шеф-редактора (руководителя программы), согласованные с учредителями.
• Качество сделанных сюжетов.
• Оперативность снятого сюжета и возможность сыграть на опережение конкурентов.
• Драматизм события: стихийные бедствия, катастрофы, война, политические катаклизмы и т. д.
• Субъективный фактор в лице бригады выпуска новостей, вкусы и предпочтения режиссера, редактора, ведущего программы.
Формула первого сюжета – это важность и сиюминутность, умноженные на качество сюжета. Всегда важно, насколько хорошо это снято и прокомментировано!

СОВЕТЫ КАК ШЕФ-РЕДАКТОРУ ГРАМОТНО ВЫСТРОИТЬ ВЕРСТКУ ПРОГРАММЫ НОВОСТЕЙ?
Завтрашний день надо готовить уже сегодня.
Журналист, который едет на съемки, должен всегда знать, какое место в программе уготовано его сюжету.
Нельзя держаться за подготовленную вами верстку как за нечто неизменное.
Нужно уметь брать ответственность на себя.
Надо уметь ломать некоторые стереотипы.

О сюжете
Сюжет – это изложение события в творческой версии автора. Мы никуда не денемся от осознания того, что событие всегда будет кем-то рассказано, кем-то подано. В этом случае объективность –понятие абстрактное. К объективности надо стремиться, но достичьее невозможно. Другое дело, что надо стремиться работать максимально профессионально, что означает:
• излагать факты;
• знать всегда больше, чем отражено в сюжете;
• показывать разные точки зрения, оставаясь при этом над схваткой;
• знать три основных требования к сюжету:
- содержание сюжета должно напрямую затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности;
- каждая деталь, каждое слово в сюжете должны быть абсолютно понятны;
- сюжет должен быть интересен от начала и до конца.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.