Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технологическая карта урока по литературе



 

Выполнила: Гиевая Кристина

Группа: РЛ-16-2

Технологическая карта урока по литературе

(французская мастерская)

Класс: 5;

Тема урока: Сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева»;

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Вид урока: творческая (французская) мастерская;

Цель: рассмотреть образ снежной королевы в сказке Андерсена в литературе, в искусстве и культуре; Изучить особенности сказки на образном, идейном, языковом уровнях, развить воображение, творческое мышление благодаря выстраиванию ассоциативных связей на основе личного опыта, музыкального произведения, мультфильма, а также с помощью создания собственной интерпретации сказки по заданному вектору: снежная королева – положительный персонаж; А также раскрытие творческого потенциала, мышления, воображения происходит благодаря самостоятельному иллюстрированию сказок; Развитие аналитических способностей благодаря анализу названия сказки, её идейного, языкового уровня; Воспитание духовных ценностей, таких как доброта, любовь, самопожертвование через анализ образа Герды, самостоятельное формулирование идеи сказки, а также благодаря созданию собственного дерева Добрых дел на этапе рефлексии.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая;

Методы: проблемный, творческий, частично-поисковый с доминированием проблемного и творческого методов;

Приёмы: составление смысловых ассоциативных рядов; прослушивание музыкальной композиции; просмотр фрагмента мультфильма «Снежная королева"; проблемные вопросы; ключевые слова для проведения сопоставительного анализа образов Снежной королевы и Герды; доклады; сочинение; создание иллюстраций к сказкам собственного сочинения; «Облако трудностей и неудач», «Лестница достижений», проблемный вопрос, направленный на глубокое осмысление образа Герды, «Дерево добрых дел»

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Индукция Приветствие учеников; Создание благоприятного психологического климата; Стимулирование мотивации к активному участию в уроке; Создание проблемной ситуации, подводящей к теме урока; Активизация и активизация эмоционального, личностного, социального, литературного общекультурного опыта обучающихся посредством специально подготовленного задания: выстраивание ассоциативного ряда к одному из основных понятий урока. Подготовка и демонстрация музыкального произведения, подводящего к чувственному восприятию образа Снежной Королевы; Подготовка и демонстрация фрагмента мультфильма сказки «Снежная королева» (2016 г.); Организация деятельности обучающихся по созданию вторичного ассоциативного ряда к образу снежной королевы. Вся деятельность учителя направлена на создание эмоциональной обстановки, мотивации к изучению темы, в первую очередь, на чувственном уровне. Приветствие учителя; эмоциональная, физическая подготовка к уроку, самоконтроль. Самостоятельное составление ассоциативного ряда на основании личного опыта к таким словам как «снег, «королева», «снежная королева». Прослушивание музыки, просмотр фрагмента мультфильма «Снежная королева». Вторичное осмысление образа снежной королевы, на основании соединения личных представлений и вновь приобретённых, на основе услышанного и увиденного, т.е. составление второго ассоциативного ряда к словосочетанию «Снежная королева». Личностные: формирование высокого эстетического вкуса благодаря знакомству с продуктами искусства: музыкой и мультфильмом «Снежная королева»; Формирование таких качеств личности как внимательность, чувствительность, желание и способность почувствовать и узнать больше. Регулятивные: развитие сосредоточенного внимания благодаря непрерывному прослушиванию музыкального фрагмента и просмотру фрагмента мультфильма; Активизация и развитие эмоциональной памяти благодаря вспоминаю впечатлений, чувств, ранее испытанных; Развитие образного воображения, по средствам ассоциативной работы с образом; Активизация ассоциативного мышления, развитие аналитического мышления благодаря созданию двух ассоциативных рядов на первичное и вторичное восприятие и осмысление образа Снежной королевы; Развитие навыков интеграции знаний, умений и навыков из разных сфер жизни. Коммуникативные: развитие образной, метафоричной, художественной, лаконичной, точной, выразительной письменной речи благодаря индивидуальному, самостоятельному составлению ассоциативных рядов. Познавательные: обогащение кругозора обучающихся новыми знаниями из разных областей культуры: музыка, кинематограф, литература и другие сферы.
Самоконструкция Организация исследовательской деятельности обучающихся по анализу идеи, языковых, образных особенностей сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», а также организация деятельности детей по анализу и осмыслению образа Снежной королевы, Каина в русской и зарубежной литературе, в фольклоре, в искусстве, в мифологии; Организация направления деятельности по сопоставительному анализу мотива холода в русской литературе, сопоставлению образа Снежной Королевы с похожими образами в русской литературе; Подбор и формулирование проблемных тем для организации самостоятельного изучения детьми сказки в сотрудничестве с учителем. Групповая работа обучающихся над ответами на проблемные вопросы урока, такими как: 1. Смысл названия сказки «Снежная королева»; 2. Характеристика образов Герды и Снежной королевы с помощью ключевых слов. Определение приёма художественной выразительности, лежащего в основе создания данных образов (антитеза); 3. Выделение жанровых признаков сказки в тексте; 4. Анализ и значение природных явлений в раскрытии идеи сказки «Снежная королева»; 5. Значение имени Каин. Образ Каина в литературе; 6. Мотив холода в литературе; 7. Образ снежной королевы в искусстве; 8. Образ снежной королевы в русских народных сказках. Есть ли у Снежной королевы родственники в русском фольклоре? Самостоятельная групповая работа обучающихся в поисках ответов на проблемные вопросы урока, представленные выше. Личностные: Благодаря организации работы такого формата формируются такие качества личности как самостоятельность, ответственность, любознательность, целеустремлённость, социальная, познавательная, коммуникативная активность. Регулятивные: развиваются навыки решения проблемных, обширных задач, самостоятельного, эффективного, грамотного поиска информации, развиваются способности нахождения способов решения проблемных вопросов; Формируются умения договариваться с людьми, способность идти на здоровые компромиссы, умения благотворно, успешно работать в команде, равномерно, грамотно и эффективно распределять роли в команде, планировать деятельность и время на её осуществления. Познавательные: Развиваются навыки анализа образной системы, идейного художественного, жанрового, языкового уровней произведения; Формируется понимание единого культурно-исторического процесса благодаря анализу не только конкретной сказки Х.К. Андрерсена, но и других похожих произведений в русском народном творчестве, в зарубежном литературном пространстве, в музыке, кино. Коммуникативные УУД: развитие навыков конструктивного, уважительного диалога на литературные, предметные, культурные темы; Обогащение словарного запаса благодаря анализу сказки и самостоятельной работе с разнообразными проблемными вопросами по теме урока; Развитие целенаправленной, грамотной, доступной, понятной, научной речи обучающихся посредством подготовки сообщений на литературные темы.
Социализация Сотрудничество с учениками, достижение общих познавательных, личностных задач: решение проблемных вопросов урока; Учитель принимает и предлагает идеи решения вопросов, добивается с детьми общего, в данном случае научного продукта совместной деятельности. Даёт корректные советы по ходу осуществления деятельности, выполнения работы, если в этом есть необходимость. Деятельность обучающихся: формирование готовых научно-исследовательских продуктов деятельности (сообщений) в результате коллективного сотрудничества, содружества. Личностные: На этом этапе урока формируется такие личностно важные качества как стремление достичь конечного положительного результата, осознание важности общего дела и значимости личного вклада в него; Каждый ребёнок может себя почувствовать нужным, что зачастую повышает самооценку детей, уровень и качество их работоспособности позволяет поддерживать благоприятный психологический климат в классе; Стремление к качественному выполнению работы. Познавательные: Формируются навыки самостоятельного написания и грамотного оформления письменных работ; Повышается литературный и общекультурный кругозор школьников. Регулятивные: Формируется базовые навыки системного, логически выстроенного, тематически и структурно связанного выражения материала; Актуализируется дух равенства, сотрудничества и ценности как учителя, так и каждого обучающего, ведь каждый является неотъемлемой частью общего дела; Развиваются навыки доверительного, позитивного, целенаправленного, равного диалога между учениками и учителем, что способствует успешному учебному процессу; Коммуникативные: Развивается грамотная, выразительная, осознанная устная и письменная речь благодаря осуществлению живого диалога в ходе работы и созданию письменных работ.
Разрыв Создание ситуации сомнения в полученных ранее знаниях, ощущение недостаточности, неполноты изученности темы урока; Стимулирование познавательной и творческой инициативы детей; Подготовка неоднозначных, проблемных вопросов и заданий творческого характера. Активное размышление школьников над следующими вопросами: «Как вы думаете, всегда ли Снежная королева отрицательный образ? Или положительный?», «Может ли Снежная королева быть доброй?», «Можно ли сравнить снежную королеву со снегурочкой?». Создание обучающимся новой интерпретации сказки по заданному ими вектору с помощью специальных вопросов. Выполнение учениками творческих заданий: «Представьте, что снежная королева – положительный персонаж, создайте новый вариант сказки. Проиллюстрируйте получившуюся сказку». Личностные: создание позитивного взгляда на мир – формирование таких качеств как доброта, отзывчивость, вера в людей; Раскрытие творческого потенциала – выражение образного мира с помощью слова и художественного мазка. Познавательные: Формирование критического, неоднозначного, многогранного отношения к образам; Стимулирование интереса к детальному анализу литературного героя-образа; Формирование навыков создания текста собственного сочинения в жанре Сказка по мотивам «Снежной королевы» Х.К. Андерсена. Регулятивные: Развитие навыков критической оценки литературного героя посредством разноплановых оценок образа Снежной королевы; Развитие творческого воображения и мышления благодаря самостоятельному созданию интерпретации сказки и иллюстрации к ней. Коммуникативные: формирование базовых навыков аргументированного рассуждения благодаря ответам на вопросы; Развитие навыков художественной, выразительной, уместной с точки зрения жанра и стиля речи благодаря заданию, направленному на самостоятельное создание сказки.
Афиширование Помощь в создании текста сказки и иллюстраций к ней; Создание благоприятных условий для презентации детьми их творческих работ; Способствование грамотному, точному выделению идеи сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева»; Акцентирование внимания обучающихся на идеи сказки автора; Создание условий, выделение акцента на выявлении разницы между авторской идеей сказки и интерпретацией учеников; Выход на уникальность авторской идеи. Презентация вновь созданного варианта сказки, демонстрация иллюстраций, формулирование идеи сказки Х.К. Андерсена и собственной сказки; Осознание уникальности идеи произведений каждого автора; Обсуждение творческих продуктов учеников совместно с учителем, совершенствование работ. Личностные: преодоление страхов, неуверенности в себе, повышение уровня трудолюбия и интереса к творческой деятельности посредством выступления со сказкой и иллюстративным материалом с последующим обсуждением и корректированием; Познавательные: формирование, развитие и совершенствование навыков написания текста в жанре «сказка», теоретическое и практическое повторение жанровых признаков сказки. Регулятивные: проявление творческих способностей в художественном и словесном ремесле; Развитие абстрактного, образного мышления, активного, творческого воображения, личной и социальной активности и ответственности благодаря созданию творческих продуктов и их презентации; Развитие навыков обобщения и сопоставления благодаря выделению идеи авторской сказки и вновь сочинённой. Коммуникативные: Развитие навыков художественного чтения, ораторского мастерства, выразительной, убедительной, громкой и чёткой речи с помощью чтения сочинённой сказки вслух, представлению иллюстраций, участию в конструктивной критике.
Рефлексия Организация самоанализа успешности своей педагогической деятельности; Создание условий и мотивации к самоанализу детей своей работы в ходе урока; Осуществление обратной связи по процессу организации деятельности учениками, а также получение обратной связи по содержанию урока, уровню восприятия, осмысления материала посредством таких приёмов рефлексии, как «Облако трудностей и неудач», «Лестница достижений», проблемный вопрос, «Дерево добрых дел». Краткие ответы: заполнение «Облака трудностей и неудач»; Обучающиеся отвечают на вопросы: «Какие недостатки в сегодняшней работе команды вы можете выделить?», «Что вызвало особые затруднения лично у вас?». Создание лестницы достижений: 5 ступеней, в которых отражены успехи каждого ученика на уроке. Обратная связь по содержанию урока: ответ на проблемный вопрос: «Можно ли назвать Герду героем нашего времени?». Создание личного дерева добрых дел: написание пяти самых важных, самых добрых поступков, которые совершил каждый ученик в своей жизни, по отношению к друзьям, любимым и родным людям. Личностные: формирование положительного, уважительного отношения к себе и к одноклассникам благодаря составлению «Лестницы достижений»; Формирование истинных представлений о героизме и человеческих ценностях благодаря анализу поступков Герды в ходе ответа на проблемный вопрос; Формирование любви к близким, желания им помогать, проявлять заботу благодаря созданию «Дерева добрых дел». Познавательные: анализ образа и поступков героя посредством ответа на проблемный вопрос о Герде. Регулятивные: формирование критической, объективной самооценки благодаря заполнению «Облака неудач и трудностей», «Лестницы достижений"; Формирование навыков объективно оценивать поступки других, благодаря анализу поступков Герды; Развитие навыков художественного, оригинального, творческого оформления текстового материала «Лестница достижений», «Дерево добрых дел». Коммуникативные: развитие навыков рассуждения, точной, лаконичной речи по определённым вопросам и заданиям: рассуждение над проблемным вопросом, формулирование добрых дел.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.