Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт общественных наук и международных отношений

Кафедра «Политология и международные отношения»

Специальность «Политология»

 

ЭССЕ

по дисциплине

«Философия»

 

на тему

«Герменевтика Г. Гадамера»

 

Выполнил: обучающийся

группы ПОЛ/б-19-1-о

Дроздов Дмитрий Дмитриевич

 

«12» мая 2020 г.

 

Проверил:

ассистент  кафедры

«Политология и международные отношения»

Матвеева Я.В.

«___» ______________

 

Оценка:

«___» ______________

 

 

Севастополь


Для своего эссе я выбрал тему «Герменевтика Г. Гадамера», потому что данному видному философу, представителю герменевтики (философское учение о понимании) одному из немногих удалось не просто истолковать, но и последовательно развить онтологическую концепцию понимания Мартина Хайдеггера.

Необходимо вспомнить, что основы герменевтики как общей теории интерпретации были заложены  немецким философом Ф. Шлейермахером в конце XVIII - начале XIX в. Для него герменевтика выражается в искусстве понимания чужой индивидуальности, другого выражения воплощенной индивидуальности. Далее, герменевтику развивал В. Дильтей, для которого она являлась методологической основой гуманитарного знания. С его точки зрения, герменевтика есть искусство истолкования литературных памятников, понимания письменно зафиксированных проявлений жизни. В XX в. герменевтику развивали М. Хайдеггер и Г. Гадамер (онтологическая герменевтика), П. Рикер (гносеологическая герменевтика), Э. Бетти (методологическая герменевтика) и т.п. Гадамер Г. внес в разработку философской герменевтики крупнейший вклад.

В те времена, а именно в начале ХХ века, когда мир был охвачен бессмыслицей войны, молодое поколение философов стремилось узнать о том, что есть «здесь» и «теперь», понять не человека вообще, а человека в его исторической конкретной ситуации. Для нового понимания требовался новый язык, и такой язык был найден у доцента Фрейбургского университета Мартина Хайдеггера. Ганс-Георг Гадамер стал одним из учеников Мартина Хайдеггера.

Известность пришла к Гадамеру после публикации в 1960 г. основного сочинения «Истина и метод. Основы философской герменевтики». Необходимо отметить, что до того момента традиционная герменевтика прежде всего была «искусством понимания», которое было занято интерпретацией текстов.

Заслуга Гадамера состоит в том, что он предпринял попытку разработать герменевтическую философию как учение о бытии. На первый план была выведена проблематика не сознания, а языка и бытия. Герменевтика сознания

была преобразована в герменевтику бытия и языка. Причем если в философии Хайдеггера преобладает план бытия, то у Гадамера речь идет больше о феномене языка.

Со времён Ф. Шлейермахера основу теории герменевтики составляли методологические проблемы, носящие естественнонаучный характер. Именно Гадамеру принадлежит утверждение о том, что такое представление сужает универсальность герменевтики, что существует обширная область истинного

познания, не подчиняющаяся регулированию методом. Это область практического умения ориентироваться в жизненной ситуации, которое проверяется не соответствием каким-то правилам, а удачностью или неудачностью поступков. Ещё это умение называют «пониманием» в смысле «он разбирается, он знает толк в …, он умеет». Если посмотреть внимательнее, то окажется, что всякое человеческое  действие опирается на

то или иное понимание как самого себя, так и окружающего мира. Человек живёт, понимая. Гадамер исходит из широкого взгляда на процессы понимания как действующие во всех сферах человеческой жизни. В таком

случае задача  философской герменевтики является скорее онтологической, нежели методологической. Одно из принципиальных положений философской герменевтики Гадамера: не мы говорим языком, но он нами. И как следствие этого кардинального вывода — наше философствование обусловлено понятийной системой, в которой оно развёртывается.

Именно Гадамер оказался тем человеком, который перевел всю онтологическую проблематику в языковое русло.

По Гадамеру, философская герменевтика не занимается проблемой метода, с помощью которого можно было бы осуществить «более правильную» интерпретацию. Она принципиально выходит за пределы этого понятия и пытается описать, скорее, те трансцендентальные элементы познания, которые не поддаются методическому постижению, но внутренне присущи всякому опыту и любой научной методике. По существу, герменевтика, которую разрабатывал

Гадамер, пытается осознать то, что предшествует всякой науке, и ставит вопрос кантовского типа, вопрос об условиях возможности познания и понимания.

Утверждая и настаивая на том, что понимающий идет к пониманию через диалог с Другим, Гадамер расширяет область применимости герменевтических процедур, обеспечивающих понимание. Ядром данных процедур является установка, названная им «благочестием вопрошания». Основой понимания является «искусство слушать», базирующееся, в свою очередь, на «искусстве вопрошать».

Мне близки такие установки Гадамера и я согласен с тем, что подлинное вопрошание включает в себя предположение о неисчерпаемости познания. Я думаю, что познание зависит только от человека и от ограниченности его способностей, а не от ограниченности объективности. Насколько человек способен познать объективность, настолько объективность способна выдавать информацию. И то, насколько человек приближается к истине, зависит от того умеет ли он вопрошать и осмысливать полученную информацию. Но и сама истина может быть не однозначна. Она «множественна». Любой человек обладает лишь ее ограниченной частью, причем каждому доступны определенные аспекты бытия, составляющие вместе некий порядок. Другой человек тоже может быть прав со своей точки зрения и опыта. Вступая в коммуникацию с таким собеседником и имея гибкий восприимчивый ум, можно для себя открыть новые истины, посмотреть на мир по-иному. Так возникают новые возможности познания. Интерпретируя тот или иной объект или явление, человек вносит в его описание свой взгляд, свое видение объекта, свой жизненный опыт, который может не отвечать жизненным позициям собеседника.

В производстве новых смыслов заключается главная роль интерпретатора, его социально-историческая функция носителя данной эпохи и данной культуры, в рамках которой он стремится подойти к «бытию». Но Гадамер не отбрасывает окончательно смыслы прошлых эпох и культур, поскольку они составляют «традицию». Традиционные смыслы явлений и интерпретация этих явлений собеседником (интерпретатором) совместно способствуют образованию нового

варианта «герменевтического круга», который «описывает понимание как игру между движением традиции и движением интерпретатора».

Сущность «герменевтического круга» состоит в противопоставлении целого и уточненными с его помощью частями; между пониманием главного в проблеме и детальным объяснением всего ее содержания и т. д. Например, когда мы анализируем художественное произведение или иной текст с точки зрения его содержания, текст выступает перед нами как совокупность составляющих частей целого. Именно через эту суммарность целостное содержание соотносится с формой. Но суммарная характеристика содержания по мере углубления в форму становится явно недостаточной, возникает потребность в более глубоком понимании его целостности и своеобразия. Так через соотнесение и противопоставление процесс успешного понимания продвигается вперед. Познание всегда предполагает расширение нашего понимания и постоянный выход за пределы «круга».

Как мне кажется, если человек нацелен на получение нового знания, некой истины, то каждый его собеседник — источник таких знаний. Ведь не зря говорили мудрецы: «Истина где-то между». Через Другого можно познать самого себя и обогатить свой мир. При этом меняешься ты сам и меняется твой собеседник. И все это возможно благодаря языку. По мнению Гадамера, даже понимание неживых объектов реализуется не иначе, как посредством языка. Завести разговор с ними не удастся, но и их вопрошать не только можно, но и нужно.

Вообще, когда-то я слышал такую фразу: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек – тебе учитель». Мне кажется это в некотором роде созвучно с теорией герменевтики Гадамера. Людям есть чему поучиться друг у друга. У них есть возможность учесть теории друг друга, которые каждым из них в отдельности вырабатываются в сознании.

 

 

Таким образом, герменевтика имеет отношение к истине и может раскрыть ее, следуя своему собственному методу, который сопротивляется научному подходу, поскольку методология естественных наук не может быть применена в областях

так называемого гуманитарного знания. Эта область гуманитарного знания довольно широка — герменевтика как понимание пытается осмыслить не только текстовой или физический материал, она «вторгается» в область эстетики и даже истории.

Таким образом, мы видим, что у Гадамера герменевтика имеет определенный онтологический статус, который позволяет ей выступать своего рода методологией гуманитарного познания. Она есть познание и самопознание человека и человечества. Герменевтикой «контролируется» тот массив знания — гуманитарные науки и искусство, — который не может быть постигнут и осмыслен исходя из точных наук. И эта область человеческого познания обеспечивается своей совершенно своеобразной методологией. Герменевтика есть познание и самопознание человека, его места в мироздании, его истории, его культуры, она касается наиболее значимых для человека областей его существования.

Как мне кажется, герменевтика Гадамера вводит в нашу жизнь очень правильный опыт терпимости с чужому пониманию мира, принятию чужого опыта, а следовательно это открывает границы к пониманию друг друга, к возможности встречи и переговоров сторон, имеющих различные точки зрения. Это возможность услышать друг друга посредством диалога, ведь нам дан язык. В наше неспокойное время это становится особенно важным. Понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляется в «стихии языка» А язык рассматривается как особая реальность, внутри которой человек себя застает. «Я полагаю, - писал  философ, - что не только процедура понимания людьми друг друга, но и процесс понимания вообще представляет собой событие языка даже когда речь идет о внеязыковых феноменах или об умолкнувшем и застывшем в буквах голосе».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.