Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Парламентская независимость не является абсолютной.



 

Тема : Законодательный процесс и законодательная власть

 План

1. Понятие и значение законодательного процесса

2. Принципы законодательного процесса

3. Стадии законодательного процесса

4. Участники законодательного процесса

5. Особенности законодательного процесса в субъектах Российской Федерации

6. Понятие законодательной власти

7. Представители законодательной власти

8. Обязанности представителей законодательной власти

9. Обязанности Совета Федерации

10. Обязанности ГосударственнойДумы

11. Чем ограничивается законодательная власть

12. Вывод о проблемах законодательной власти в РФ

13. Список литературы

Законодательный процесс - процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

Значениезаконодательного процесса в первую очередь связано с его ролью в механизме законотворчества.Всякое государство выполняет социальную функцию. Его возникновение и существование связаны с наличием социальной асимметрии в обществе, которую оно разрешает, совершая управленческие действия в отношении общества. Конкретные пропорции разграничения сфер влияния между государством и гражданским обществом зависят от уровня развития последнего, наличия у него надежных механизмов самоуправления. Однако в любом случае государство определяет «правила»(в том числе и в нормативной форме), в силу которых «игра» различного рода сил должна заканчиваться социальным консенсусом.

Принципы, на которых базируется законодательный процесс:

1.Принцип верховенства прав человека. Нормативные акты должны воплощать приоритет основных прав и свобод человек. Этот принцип закреплен в статье второй Конституции России: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.

 

2.Принцип иерархии актов (законности). Соответствие актов нижестоящего уровня нормативным актам, обладающим большей юридической силой. Lex superior derogat legi interior (перев. с лат.) – акт большей юридической силы имеет приоритет перед актом меньшей юридической силы.

 

3.Принцип компетентности. Законы должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего государственного органа или должностного лица.

4.Принцип формализации. Обязательным условием законности является строгое соблюдение правотворческих процедур при принятии закона и введении в действие.

 

5.Принцип публичности (общедоступности). Законы должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, что обеспечивает реальное получение информации о содержании закона всеми лицами, права и интересы которых ими затрагиваются. Неопубликованный закон не применяется и не порождает правовых последствий.

 

6.Приоритет международно-правовых источников. Если надлежаще ратифицированным международным договором установлены иные правила, чем законом, то применяются нормы международного договора.

 

7.Принцип перспективного действия. Законы обратной силы не имеют, если только самим актом не установлено иное.

 

Выделяют 4 основные стадии законодательного процесса:

1) внесение законопроекта (законодательная инициатива);

2) рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта);

3) принятие закона;

4) опубликование закона.

В законодательном процессе участвуют Президент РФ, Совет Федерации и другие субъекты права законодательной инициативы (согл. ст.104), Государственная Дума, органы официального опубликования законов. В этом процессе участвуют также полномочные и официальные представители Президента в Государственной Думе и Совете Федерации, представители Правительства РФ в палатах Федерального Собрания, представители федеральных министерств (статс-секретарь в ранге заместителя министра), работники Администрации Президента РФ, аппаратов Правительства РФ и палат Федерального Собрания, ученые, эксперты.

Правовой основой законодательного процесса в регионах является, прежде всего, Конституция Российской Федерации (ст.5, 72, 73, 76).

Несомненным источником регионального правотворчества являются учредительные документы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы) и законы субъектов РФ.

Региональный законодательный процесс осуществляется посредством следующих стадий:

1) реализация законодательной инициативы;

2) предварительное рассмотрение законопроектов в парламенте субъекта РФ;

3) рассмотрение и принятие закона законодательным органом;

4) подписание и опубликование принятых законов главой региона;

5) вступление в силу законов.

 

В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной.

Законодательная власть – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

1. состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

2. является постоянно действующим органом

3. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

4. заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

5. палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

6. члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе .

К ведению Совета Федерации относится:

1. одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

2. утверждение изменения границ

3. утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

4. назначение выборов Президента РФ

5. назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

6. назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

7. отрешение Президента от должности

 

К ведению Государственной Думы относится:

1.принятие федеральных законов

2.дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

3.решение вопроса о доверии Правительству РФ

4.назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

5.назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

6.объявление амнистии

7.выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

 

Парламентская независимость не является абсолютной.

Она ограничивается через такие институты конституционного права, как

1. референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;

2. чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;

3. право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;

4. право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

5. ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

6. требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

 

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

 

Вывод

Важную роль в нашей стране занимает проблема установления и урегулирования системы сдержек и противовесов законодательной и президентской власти, что бы реализовать демократический принцип разделения властей как на федеральном так и на региональном уровне, без этого не возможно всестороннее развитие России.

 

Именно законодательная власть в России (наряду с президентом) избирается напрямую населением, она более независима от других ветвей власти. Например, судьи высших судов назначаются парламентом по представительству главы государства, а все остальные судьи федеральных судов — президентом единолично.

Очень важно более оптимально построить взаимоотношение президента с представительной властью с целью планомерного развития страны [4, с.39].

 

При раскрытии данной темы мы сталкиваемся с рядом проблем, которые рассмотрим далее.

1. Федеральное собрание РФ поставлено в зависимость от президента и правительства, так как: президент назначает выборы депутатов Государственной думы; президент имеет право распустить Государственную думу (КРФ, ст. 111,117); президент подписывает федеральные законы и обладая правом вето; закон о федеральном бюджете подается на рассмотрение только Правительством РФ; действующий состав Государственной думы и Совета Федерации больше чем на 2/3 состоят из депутатов политической партии «Единая Россия», контролируемой Президентом РФ [5, с.56].

2. Конституцией РФ и действующим законодательством закреплено, что Федеральное собрание осуществляет большую часть своих полномочий совместно с Президентом РФ: во-первых, это полномочия вопросов кадровых, например, назначение Председателя Центрального банка РФ; во-вторых, это деятельность законотворческая; в-третьих, процесс введения военного и чрезвычайного положения; в-четвертых, это введения войны и заключение мира [6, с.70].

3. Федеральное собрание реально не может осуществлять свои полномочия по контролю за деятельность главы государства. Контроль за Правительством РФ Государственной думой может быть блокирован грозой роспуском (частями 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ). Процедура отрешения от должности президента очень затруднительная [7,с.25].

 

Во-первых, для восстановления системы сдержек и противовесов следует закрепить законодательстве различные способы контроля парламента над деятельностью Президента и правительства. Должна появиться возможность осуществления парламентского расследования в отношении деятельности президента, для этого необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации».

Во-вторых, следует предоставить Государственной думе право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о федеральном бюджете, для того чтобы, мотивировать правительство подготавливать более совершенные проекты федерального бюджета на конкурсной основе, для чего необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 114 Конституции РФ и законодательство.

В-третьих, необходимо наделить контролирующими полномочиями Федеральное Собрание Российской Федерации на региональном и федеральном уровне. Есть необходимость конкретно определить правовой статус органов парламентского контроля и закрепить его в основном законе.

 

Список литературы

 

1. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12003-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/448911 (дата обращения: 12.05.2020).

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. – Режим доступа: http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/Teoriya-gosu..

3. Артамонов А.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации (теоретические аспекты). Монография. - Ростов-на-Дону: РЮИ РПА Минюста России, 2014. – Режим доступа: https://rostov.rpa-mu.ru/Media/rostov/Obuchauschimsia..

4. Пискунова Е.А. Понятие законодательного процесса в РФ. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zakonodate..

5. Бекетова С.М. Особенности законодательного процесса в субъектах Российской Федерации в современный период. – Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/pravo/2013/01/2013-01-0..6

6. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Конституция Российской Федерации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.