|
|||
ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА А.С. Тропман
Особенности человеческого восприятия позволяют говорить о том, что большая часть информации лучше усваивается и обрабатывается нами, если она представлена визуальным способом. В то же время традиционным способом изложения материала в рамках российского образования оставалась лекция, т.е. устное транслирование информации. Игнорирование визуального канала передачи информации снижает эффективность образовательного процесса, поэтому, мы полагаем, необходимо активнее использовать технологии визуализации учебного материала на уроках русского языка. При этом также следует учитывать, что визуальный способ передачи информации является наиболее привычным для детей 11-13 лет, воспитанных в эпоху информатизации и повсеместного распространения технологий. В таких условиях систематизация значительного объема информации, получаемого учеников на уроках обобщения изученного материала, невозможно без использования приемов визуализации. Актуальность нашего исследования обусловлена влиянием технологии визуализации учебного материала на способность учеников 5-7 класса воспринимать и систематизировать значительные объемы информации в рамках обобщения пройденного материала на уроках русского языка русского языка. Визуализацию можно рассматривать как мысленный взгляд на какой-либо факт, когда его внешние результаты показаны так, чтобы быть воспринятыми зрительными рецепторами [6, с.58]. В образовании визуализация связана с применением правил ясности. Визуальное восприятие информации обладает универсальной ясностью независимо от разнообразия языков, скорости декодирования, относительности и других факторов. Недостатки визуального восприятия могут открыться в ослабленных рациональных операциях, гипертрофии сенсорных впечатлений и двусмысленности информации. Таким образом, визуализация считается ключевым инструментом образования в школе и обучения на протяжении всей нашей жизни. Визуализацию также можно назвать ментальным образом или ментальным представлением. Графическое представление являет собой начало применения информационно-коммуникационных технологий в образовании во всех типах школьных систем и является неотъемлемой частью учебных материалов [2, с.102]. Исследвоатели связывают предпочтение учениками визуальных средств представления информации по сравнению с текстуальными тем, что физиологически именно визуальные средства восприятия окружающего развиваются у детей раньше вербальных каналов общения. Поэтому как эксперты, так и учителя, сходятся во мнении, что визуальные эффекты помогают вызвать интерес, любопытство и мотивацию учеников. Выделяют следующие типы инструментов визуализации, наиболее часто используемых в процессе обучения: 1. Фотографии - наиболее верное изображение действительности. Вместе с тем как средство визуализации фотография имеет свои недостатки, так как может содержать для воспринимающего информацию лица обилие деталей или информации, не имеющей отношение к изучаемому предмету. 2. Реалистичные рисунки, имеющие отношение к изучаемому объекту. 3. Репрезентативные рисунки, которые менее точны в изображении, чем реалистичные, но выделяют отчетливо характерные черты и признаки изображаемого предмета или явления. 4. Диаграммы, которые являются репрезентативным средством визуализации, основанным на символических представлениях и характеризующим отношения между предметами, явлениями и позволяют фокусироваться на отдельных элементах целого. 5. Схемы, графики и рисунки - информация, организованная пространственно, представляя отношения различными способами. 6. Карты, которые являются выражением представлений о физической реальности со своей топологией или пространственной структурой [1,с.83]. Таким образом, средства визуализации в образовательном процессе позволяют учащимся развивать целостное понимание, которое невозможно передать словами. Они предоставляют ученикам инструменты, позволяющие сделать видимыми процессы мышления и организации. Они проясняют сложные понятия в простой, осмысленный форме. Они помогают ученикам в обработке и структуризации идей и информации, а также способствуют запоминанию и удержанию знаний посредством синтеза и анализа. Рассмотрим приемы визуализации. Большую популярность приобретает такой прием визуализации, как облако слов. Данный прием представляет собой графической изображение набора терминов, объединенных общей темой, наиболее значимые из которых или часто повторяющиеся имеют больший по сравнению с остальными элементами облака слов размером или иным образом выделенные. Данный прием представляется эффективным средством привлечения внимания учащихся в виду распространенности данного приема в сети Интернет, где облако слов используется для быстрого перехода на страницу, являющейся хранилищем информации по указанному тегу [3,с.86]. Облако слов может быть использовано в форме задания сформулировать тему урока по содержащимся в облаке слов ключевым терминам. Учитывая близость данной формы визуализации повседневному информационному обмену учащихся, этот прием сможет привлечь интерес учеников. Так, ученикам 5 класс при проведении урока-обобщения по теме «Синтаксис» может быть представлено облако из слов, в графическом изображении которых использован разный размер и жирность, в зависимости от частоты использования термина в теме (наиболее часто используемое должно быть выделено наиболее заметным образом). Задание. Изучите ключевые слова облака и найдите те, которые относятся к теме урока. Назовите только члены предложения.
В рамках обобщения пройденного материала по теме «Речь» ученикам 6 класса предлагается вспомнить и объяснить значение изученных терминов из облака слов: текст, тема текста, основная мысль текста, микротема, абзац, план, заголовок. Инфонографика – нередкий прием визуализации, используемый при обобщении пройденного материала по русскому языку. При использовании инфонографики текстовое отображение информации минимизируется, будучи замененным символами, рисунками, прочими условными обозначениями [4, с.106]. При работе с инфонографикой рекомендуется предложить ученикам составить ее самостоятельно. Считается, что инфонографика особенно эффективна при подготовке учеников к сдаче контрольных заданий, поскольку позволяет вспомнить и обобщить большой объем изученной информации [7, с.90]. Так, в ходе обобщения информации о способах образования имен прилагательных, ученикам 6 класса следует предложить использовать инфонографику и вспомнить об основных способах: Исследование учебного материала по русскому языку позволяет сделать вывод об использовании таких традиционных приемов визуализации и некоторых современных способов интеграции приемов визуализации информации, привычных для детей 11-13 лет, в учебный процесс. Одним из таких приемов является облако слов, наиболее часто используемое в сети Интернет для систематизации гиперссылок. Подведем итог. Уроки обобщения изученного на уроках русского языка материала подразумевают работу с большим объемом информации, который требует его обработки и систематизации [5, с.139]. В таких условиях особенно удачным решением является активное применение различных приемов визуализации, которые одинаково хорошо воспринимаются учениками всех возрастов.
Литература
1. Барышкин, А.Г. Основные параметры визуализации учебной информации / А.Г. Барышкин // Компьютерные инструменты в образовании. 2005. № 1. С.83-88. 2. Дылдина, С.М. Урок русского языка в логике компетентностного подхода / С.М. Дылдина // Пермский педагогический журнал. 2011. № 1. С.100-105. 3. Жукова, Т.Н. Роль визуализации в школьном образовании / Т.Н. Жукова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. № 1. С.83-88. 4. Пустовит, М.Ю. Методические аспекты преподавания русского языка в 5 классе и нравственное становление школьников / М.Ю. Пустовит // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 2. С.100-108. 5. Рапуто А. Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей / А.Г. Рапуто // Международный журнал экспериментального образования. 2010. №.5. С. 138–141. 6. Федосова, О.А. О значении визуализации учебной информации /О.А. Федосова // Проблемы педагогики. 2018. № 1. С.55-59. 7. Фирер, А.В. Визуализация учебной информации как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников при обучении алгебре / А.В. Фирер // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1. С. 38-42.
|
|||
|