|
|||
ДЖОН ДИЛEO 7 страницаЧасть 1. ОБЗОРНАЯ......................................................7 1. Рисунок начинается с круга.......................................7 Рисунки дошкольников..............................................8 Что изображает примитивный круг?.......................19 Количественные и качественные характеристики детских рисунков............................24 2. Изображение тела.....................................................27 Рисует ли ребенок человека по собственному образу?.........................................28 Рисунки детей разных национальностей.................30 Изображение тела и восприятие..............................31 3. Познание...................................................................35 Рисунок как выражение умственного возраста.......36 Роль воображения в познании.................................38 4. По ту сторону познания...................................................................39 Рисунки выражают больше, чем только умственный возраст.......................*.....40 Ограничения теста Харриса—Гудинаф...................41 Рисунки страдающих неврологическими нарушениями............................................................43 Необходимость учета перспективы развития..........46 5. Детские рисунки как проективная техника.............49 Проявление чувств и личностных характеристик............................................................50 Графическое изображение уверенности и неуверенности...........................................................51 Пропуск верхних конечностей.................................53 Выделение рук и пальцев.........................................61 Маленькие, неустойчивые ноги...............................65 Преувеличенные размеры родительской фигуры.........66 Скрывание генитальной зоны..................................68 Тщательная прорисовка гениталий..........................71 Спутанность половых ролей.....................................76 Гомосексуальные тенденции....................................85 6. Проявление эмоциональных расстройств в рисунках.................................................................87 Разрозненные части тела..........................................88 Нелепые, эксцентричные рисунки человека...........90 Зачеркивание изображений человека......................95 Жесткие, роботоподобные фигуры..........................97 Чрезмерная штриховка...........................................101 Рисунки безлюдей.................................................104 Темные облака и заштрихованное солнце............ 107 Игра в закорючки...................................................112 7. Творчество и психическое здоровье.......................113 Рисунок как творческая деятельность...................114 Арт-терапия в психиатрическом лечении.............115 Часть 2. РИСОВАНИЕ СЕМЬИ...............................117 8. Ребенок и его семья...............................................117 Неполная семья......................................................119 Ядерная (нуклеарная) семья..................................119 Расширенная семья................................................120 9. Тест «Нарисуй свою семью»..................................121 Соотношение когнитивного и эмоционального в рисунках................................122 Рисунок семьи как проективная техника.............. 128 10. Индикаторы семейных отношений......................131 Отсутствие члена семьи........................................132 Отсутствие себя в рисунке....................................133 Расположение в пространстве.............................. 136 Сходство нарисованных фигур............................. 137 Соотношение размеров фигур.............................. 138 Переживание развода............................................138 Роль в семье...........................................................142 Включенность и изоляция....................................143 11. Маленький всезнайка...........................................149 Часть 3. РИСУНКИ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ИЛИ ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ.............155 12. Влияние зрения, осязания и движения на развитие представлений детей.........................155 Зрение и осязание.................................................156 Чувство и движение..............................................158 13. Влияние сенсорных нарушений на образ тела..........................................................161 Нарушения зрения................................................162 Нарушения слуха................................................... 165 Нарушения речи....................................................171 14. Влияние двигательных нарушений на образ тела..........................................................175 Двигательные нарушения.....................................176 Органическое поражение мозга...........................176 15. Дети с физическими нарушениями.....................187 Отражается ли в рисунке заболевание ребенка?.................................................................188 Часть 4. НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ........193 16. Определение понятия «неспособность к обучению»...........................................................193 17. Значение детских рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению.............195 Нарушения восприятия.........................................196 Минимальная мозговая дисфункция 1.................197 Перцептивно-моторные нарушения.....................199 Персеверация.........................................................210 18. Дислексия..............................................................213 19. Рисунки умственно отсталых детей.....................223 20. Врожденные нарушения обмена веществ...........229 Фенилкетонурия....................................................230 Фенилкетонурия 1.................................................231 Фенилкетонурия 2.................................................234 Фенилкетонурия 3.................................................239 Фенилкетонурия 4.................................................241 Болезнь «кленового сиропа».................................243 21. Неспособность обучаться, вызванная эмоциональными проблемами............................245 Эпилог.........................................................................251 Приложение................................................................255 Порядок проведения рисуночных тестов.............256 Валидность и достоверность детских рисунков.................................................................257 Джон Дилео ДЕТСКИЙ РИСУНОК: ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Художественный редактор С. Курбатов Художник М. Орлова Компьютерная верстка Т. Лотарева Корректор А. Федорова Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры. Подписано в печать с готовых диапозитивов 25.10.2001. Формат 60*90 Vi6- Печать офсетная. Усл. печ. л. 17,0. Тираж 3 000 экз. Заказ № 4480. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс». Изд. лиц. № 065377 от 22.08.97. 125190, Москва, Ленинградский проспект, д. 80, корп. 16, подъезд 3. Интернет/Home page — www.eksmo.ru Электронная почта (E-mail) — info@ eksmo.ru Книга — почтой: Книжный клуб «ЭКСМО» 101000, Москва, а/я 333. E-mail: bookclub© eksmo.ru Оптовая торговля: 109472, Москва, ул. Академика Скрябина, д. 21, этаж 2 Тел./факс: (095) 378-84-74, 378-82-61, 745-89-16 E-mail: reception@eksmo-sale.ru Мелкооптовая торговля: 117192, Москва, Мичуринский пр-т, д 12/1 Тел./факс: (095) 932-74-71 ООО «Медиа группа «ЛОГОС». 103051, Москва, Цветной бульвар, 30, стр. 2 Единая справочная служба: (095) 974-21-31. E-mail: mgl@logosgroup.ru contact@logosgroup.ru ООО «КИФ «ДАКС». Губернская книжная ярмарка. М. о. г. Люберцы, ул. Волковская, 67. т. 554-51-51 доб. 126, 554-30-02 доб. 126. Книжный магазин издательства «ЭКСМО» Москва, ул. Маршала Бирюзова, 17 (рядом с м. «Октябрьское Поле») Сеть магазинов «Книжный Клуб СНАРК» представляет самый широкий ассортимент книг издательства «ЭКСМО». Информация в Санкт-Петербурге по тел. 050. Всегда в ассортименте новинки издательства «ЭКСМО-Пресс»: ТД «Библио-Глобус», ТД «Москва», ТД «Молодая гвардия», «Московский дом книги», «Дом книги на ВДНХ» ТОО «Дом книги в Медведково». Тел.: 476-16-90 Москва, Заревый пр-д, д. 12 (рядом с м. «Медведково») ООО «Фирма «Книинком». Тел.: 177-19-86 Москва, Волгоградский пр-т, д. 78/1 (рядом с м. «Кузьминки») ООО «ПРЕСБУРГ», «Магазин на Ладожской». Тел.: 267-03-01(02) Москва, ул. Ладожская, д. 8 (рядом с м. «Бауманская») ISBN 5-04-007552-9
Отпечатано в полном соответствии с качеством присланных диапозитивов в Тульской типографии. 300600, г. Тула, пр. Ленина, 109. АЛЯ ЗАПИСЕЙ
|
|||
|