Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход занятия



Тема

· Интонация. Индивидуально-авторские новообразования

Тип

· Практическое занятие

Ход занятия

· Слово преподавателя

 

На данном уроке рассматривается понятие "интонация" и её составляющие и место системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи. Урок носит практическую направленность. Использование этого материала способствует развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, облегчает усвоение пунктуации.

 

· Интонация

Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющие кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучания отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции. В современном русском языке, как правило, выделяется семь основных интонационных конструкций.

 

  • Интонация в предложении

 

Интонация имеет большое значение в устной речи. Одно и то же предложение можно произнести с разной интонацией, меняя при этом его смысл.

 

Существуют следующие виды интонации:

 

1. Повествовательная.

При произнесении предложения с повествовательной интонацией, мы понижаем голос на последнем слоге, и слегка повышаем его на одном из предыдущих слогов.

Пример:

Он пришёл вовремя.

 

2. Вопросительная.

При произнесении предложения с этой интонацией мы повышаем голос на том слове, которое содержит вопрос.

Пример:

Ты сегодня ходил на почту?

Ты сегодня ходил на почту?

Ты сегодня ходил на почту?

 

3. Восклицательная.

Она характеризуется более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова. А при приказе или просьбе восклицательная интонация характеризуется понижением тона, близким к повествовательной интонации.

Пример:

Давайте жить дружно! — собственно восклицательная интонация.

Сейчас же уберись в комнате! — интонация приказа.

 

Чтобы подчеркнуть особое значение слова в предложении, используется логическое ударение.

 

Также выделение голосом слова, наиболее важного по смыслу в предложении, называют смысловым. Такое ударение может падать на любое слово в предложении.

Пример:

Сегодня ты будешь дежурным (а не кто-то другой).

Сегодня ты будешь дежурным (а не завтра).

Сегодня ты будешь дежурным (а не кем-то другим).

 

  • Интонация в системе звуковых средств языка

 

Интонация входит в систему звуковых средств языка наряду с фонемами (во всем многообразии их звуковых реализаций) и словесным ударением. Каждое из этих средств по-разному участвует в выражении смыслового и эмоционального содержания речи, различительные возможности фонем проявляются в пределах морфемы, ударения — в пределах слова, состоящего минимум из двух слогов. Различительные возможности интонации проявляются в пределах высказывания во взаимодействии с его синтаксической структурой, лексическим составом и смысловыми связями в контексте.

Все звуковые средства языка состоят из одних и тех же акустических компонентов: основного тона (в дальнейшем изложении — тона), тембра, интенсивности и длительности звучания. Одни качества и изменения этих компонентов существенны для звуков, другие — для ударения и интонации. С этой точки зрения интонация представляет собой различные соотношения количественных изменений тона, интенсивности, длительности и некоторых свойств тембра: степени отчетливости тембра при усилении или ослаблении словесного ударения, тембровой окраски, зависящей от эмоционального состояния говорящего. При этом, наибольшими возможностями обладает тон.

 

  • Индивидуально-авторские новообразования

 

Индивидуа́льно-а́вторские неологи́змы — слова, созданные поэтами, писателями, публицистами для более точной и экспрессивной передачи авторской мысли:

 

 

ГОРЕ

Тщетно отчаянный ветербился нечеловече.

Капли чернеющей кровистынут крышами кровель.

И овдовевшая в ночи

вышла луна одиночить.

(В. В. Маяковский, 1920)

 

«Вся моя юнь с этим бревнышком закадычным», — рассказывал Смоляков. (Ю. В. Трифонов)

 

Большинство авторских неологизмов употребляются только в конкретном тексте и не продолжают дальнейшее существование в живом языке, поскольку они придуманы для обозначения конкретного лексико-экспрессивного содержания. Однако некоторые авторские неологизмы входят в активный словарь языка. Так когда-то были изобретены слова СОЗВЕЗДИЕ (М. В. Ломоносов), БЕЗДАРЬ (И. Северянин) и некоторые другие.

 

  • Использование авторских новообразований в художественной речи

 

Авторские новообразования можно встретить и в разговорной речи, и в речи публицистической. Однако основная сфера их появления – речь художественная, и прежде всего поэзия.

 

С какой целью создаются неологизмы? Почему некоторые авторы не довольствуются традиционными средствами языка, а образуют новые слова?

 

В некоторых случаях авторский неологизм оказывается одним из проявлений своего рода словесной игры, иронического отношения как к предмету, явлению, обозначаемому по-новому, так и к самому языку. Думается, что именно такой характер имеют знаменитые пушкинские неологизмы: кюхельбекерю ("За ужином объелся я. Да Яков запер дверь оплошно. Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно и тошно"); огончарован ("Я влюблен, я очарован, Словом, я огончарован"). Контекст подчеркивает, что сам поэт оценивает свои новообразования как нетипичные, особые, несвойственные его обычному лексикону, такие, которые представляют собой лишь шутку ради шутки. И в творчестве таких поэтов, как Пушкин, авторские новообразования встречаются эпизодически.

 

В других случаях образование новых слов тем или иным автором имеет регулярный, последовательный характер и продиктовано стремлением к поиску таких лексических единиц, которые наиболее полно и адекватно отобразили бы те экспрессивно-смысловые нюансы, которые хочет передать автор и для выражения которых традиционные средства оказываются либо недостаточно точными, либо недостаточно лаконичными. Таковы, например, многие неологизмы М. Цветаевой: певцеубийца ("Певцеубийца царь Николай Первый"), обеззноено, обезжемчужено ("...Только Елена над брачной бойнею, В сознании: наготой моей Четыре Аравии обеззноено И обезжемчужено пять морей"), или: "В век сплошных скоропадских Роковых скоростей – Слава стойкому братству Пешехожих ступней! Всéутёсно, всéрощно, прямиком, без дорог, Обивающих мощно Лишь природы – порог..." ("Ода пешему ходу"). Подобные неологизмы помогают по-новому увидеть предметы, явления и взаимосвязь между ними.

 

Множество авторских неологизмов находим и в поэзии Игоря Северянина, у которого новаторство в области лексики осуществляется при общей ориентации на традиционные синтаксис, размеры, строфику, например: "Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропрóсвист экспрессов! Крылолёт буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!", или: "О, безжалостница добрая! ты, штрихующая профили Мне чужие, но знакомые, с носом, мертвенно-прямым! Целомудренную чувственность мы зломозгло обутóпили Чем-то вечно ожидаемым и литавровонемым...".

 

Немало у И. Северянина и таких неологизмов, которые образованы от средств, ставших традиционными в поэтическом обиходе: грёзофарс (от греза и фарс), златополдень (златой полдень), огневéю: "Но отчего же я огневею. Когда мелькает вблизи манто?" (от огонь; ср.: "огонь любви"), осветозарить (от светозарный), олазореть (от лазоревый), белолильный (от белая лилия) и т.п. Необычное сочетание морфем обновляет образы, ставшие привычными, помогает звучать по-новому тому слову, которое превратилось в своего рода поэтический штамп.

 

Наконец, можно отметить случаи, когда создание неологизмов становится у писателя почти самоцелью, своеобразной словесной игрой, в процессе которой обнаруживается заинтересованное, восхищенное отношение к слову как к таковому, возможность отстраниться, посмотреть на слово новым взглядом и обнаружить в нем нечто неожиданное, новое, как бы "вытянуть" из слова то, что есть в нем нераскрытого. Таковы буквально каскады неологизмов, которые мы находим в некоторых поэтических и особенно прозаических произведениях Марины Цветаевой. Например, в дневниковых записях читаем:

 

"А комната – трущоба! – берлога! – где обольщает лейтенанта персияночка! Эта дрянь, рвань, стклянь. Глаза по углам, узлы по углам. Эти ошметки, оплевки, обглодки. Эта комната, центр которой туфля. Эта туфля посреди пола, царственным, по бесстрастию, жестом ноги отлетающая в потолок. Это отсутствие здравого смысла в комнате! Отсутствие комнаты в комнате! Мой Борисоглебский живьем! Мое убранство. Моя уборка. Все мои семь комнат в одной. Скелет моего быта. Мой дом.

 

Помню персияночку (чертовку): шепотá. Шепотá – лепетá – бормотá. Возле слов. Наговаривает, насказывает, названивает. Амулеты – браслеты. Под браслетами – лейтенантовы эполеты. Лепетá – и бусы, соловьиные рокотá – и руки. Руки, ручьи".

 

Поэтесса как бы играет словами, любуется ими, нанизывает их друг за другом на нить повествования, украшая её.

 

Следует отметить, что в случаях, подобных рассмотренным выше, авторы неологизмов при создании их использовали корневые и служебные морфемы, традиционно существующие в русском языке и известные любому носителю языка. Поэтому при всей их свежести, оригинальности такие неологизмы понятны, они не затемняют смысл высказывания и легко соотносятся в сознании читателя с тем явлением, которое ими обозначено. Принципиально иной характер носят новообразования поэтов-футуристов, в первую очередь Алексея Крученых и Велемира Хлебникова. В теории футуристов провозглашается "самоценное слово", т.е. слово, в котором высвобождены доселе скрытые звуковые, этимологические, морфологические возможности, сковывавшиеся привычными языковыми средствами выражения. Преодолеть эти старые формы призван новый поэтический язык – "заумный язык". В "Декларации слова как такового" А. Крученых так обосновывает необходимость создания нового языка: "Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным. Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее. (Пример: го оснег кайд, и т.д.)". В другом сочинении А. Крученых – "Апокалипсис в русской литературе"– читаем: "Поэзия зашла в тупик, и единственный для нее почетный выход – не употреблять выживших образов, эпитетов и слов – перейти к заумному языку: сарча кроча буга навихроль опохромел..."

 

Полный отказ футуристов от литературной и языковой традиции, разрушение морфемной структуры слова, введение единиц, фонетически оформленных вопреки законам звукового строя русской речи (например: еуы – лилия), сделали многие произведения футуристов закрытыми для читателя, остающимися в рамках языкового эксперимента. Поставленная футуристами глобальная задача – обновление поэтического языка – оказалась нерешенной именно потому, что они пытались подвести итог всему предшествующему развитию языка и, перечеркнув его, вырастить дерево без корней.

 

Домашнее задание

1. Конспект.

2. Подготовка письменного доклада (в конспекте или на листах А4) на тему:

«Индивидуально-авторские новообразования в поэтическом тексте: типология, причины создания, особенности употребления».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.