Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Одиночество». Москва, 2013



 

Министерство образования Московской области

Московский Государственный областной университет

 

Эссе на тему:

«Одиночество»

По дисциплине: Социальная геронтология

Специальность: социальная работа

                                          Грибовой Ирины Юрьевны

студентки 4 курса, дневного отделения

 

                            Проверила:

                                               Бирюкова Регина Михайловна

                                                        доцент, кандидат философских наук

Москва, 2013

Быть взрослым — значит быть одиноким.
Жан Ростан.

Чувство одиночества — одно из самых мучительных переживаний для человека. Тоскливое ощущение пустоты, томящее переживание нехватки чего-то, что сложно описать конкретными словами, впечатление, что на всем белом свете никому нет до тебя дела... Иногда эти переживания так сильны, что возникает пугающее ощущение того, что ты вообще не существуешь, ты — фантом, человек-невидимка. Человеческая жизнь начинается с переживания полного единения и слияния — сначала в утробе матери, затем — в ее объятиях, у материнской груди, ребенок испытывает ощущение полного покоя и счастья. Этот опыт заставляет нас всю жизнь искать кого-то, с кем можно было бы пережить это снова. Ощущение собственной неполноты приводит к поискам того, кто дополнил бы нас до целого. Страх остаться в этой неполноте навсегда приводит к тому, что мы начинаем избегать одиночества любой ценой, упуская из виду, что оно может быть ценным психологическим ресурсом, важным, расставляющим приоритеты в жизни, переживанием.

Существует различные форм такого бегства, очень многие из них описал Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить», размышляя о том, что человек рождаясь и отрываясь от лона матери становиться одиноким и всякими путями ищет способы преодоления этого чувства – самым наилучшим, по его мнению, является зрелая любовь. Мне хотелось бы взять Фромма за основу и добавить еще несколько дополненные формы бегства от одиночества, результатами которого обычно являются попытки избежать собственные внутренние конфликты и которое приводит лишь к их усугублению.

Наиболее частым, на мой взгляд, является «одиночество вдвоем», когда люди женятся, чтобы преодолеть одиночество, а потом еще более усугубляют его. Как писал Антон Павлович Чехов, «Если боитесь одиночества, то не женитесь». Отчаянное стремление во что бы то ни стало создать пару — один из классических способов убежать от ощущения одиночества. Очарование «конфетно-букетного» этапа отношений позволяет не заметить отсутствие общих ценностей, расхождения жизненных целей, не совместимость характеров. Проходит время, и мы начинаем чувствовать себя обманутыми: ты не такой, и ты не такая, но уже родились дети и столько пережито вместе, что не выбросишь одним махом. Люди нередко принимают в таких случаях единственно возможное решение — терпеть. В итоге — депрессии, любовники, и еще более разрушительная по своей сути форма одиночества — одиночество вдвоем, от которого страдают особенно - дети.

Следующим можно назвать архаическое прошлое человека, когда принадлежность к определенному племени много значила для выживания человека и его потомства. Принадлежность к группе создает у человека очень сильное ощущение сопричастности, единения. Племен больше нет, однако существуют различные их варианты — дворовые компании подростков, политические партии и наиболее опасными являются секты. Они «улавливают» своих членов на один-единственный «крючок» — ощущение единства с группой единомышленников, иллюзорного братства, которое часто трансформируется в рабство — запрет на проявления какой-либо индивидуальности вплоть до отказа от личного имущества в пользу организации, требование тотального подчинения существующим групповым установкам и правилам. Становясь членом группы, человек часто вынужден приносить в жертву собственные убеждения и нормы — групповым, и в таком случае платой за отсутствие одиночества будет утрата самого себя, своей собственной, уникальной и неповторимой, личности.

Погоня за удовольствиями является наверно наиболее легким способом и каждодневным способом убежать от себя. Как только добыча еды перестала быть основным условием выживания для человека, стремление потреблять как можно больше из спасительного рефлекса превратилось в удовольствие, дарующее эйфорию, снимающее стресс и усталость от накопившихся проблем, позволяющих на время забыть о пустоте, разъедающей нас внутри. Именно поэтому, когда мы остро переживаем своей одиночество и заброшенность, тоску по утраченной или до сих пор не найденной любви, когда мы чувствуем себя обиженными или отвергнутыми, один из патологических способов справиться с этими чувствами – «заесть» их. В ход идут пирожные и шоколадные конфеты, круассаны и хрустящие вафли – сладкое действительно на короткий миг поднимает настроение, за счет стимуляции выработки в организме гормона инсулина сладкая пища вызывает прилив энергии, однако вслед за ним наступает еще больший упадок сил, настроение падает еще сильнее.

Привычка «заедать» негативные переживания очень быстро превращается в настоящую зависимость, подобную наркотической и алкогольной: любая печаль гонит к холодильнику или буфету. Этому способствует современный культурный стандарт - «любой ценой избегать негативных переживаний». Болит голова? Прими таблетку. Плохие отношения с мужем? Так разведись! Грустно? Купи новую губную помаду, новый смартфон. Переживая печаль по тому или иному поводу, мы нередко ощущаем то, что психотерапевты именуют «экзистенциальной пустотой» - ощущение бессмысленности жизни, напрасности наших усилий, усталость и скуку. Заполнить эту пустоту едой невозможно – полноту бытия ощущает лишь тот, кто живет, не избегая темных сторон жизни, радуясь светлым, пытаясь реализовать собственные потребности. То же касается погони за любыми другими удовольствиями — алкоголь и наркотики, беготня по магазинам и приобретение бесконечного количества дорогой и яркой одежды, погружение в захватывающий, наполняющий зияющую пустоту адреналином и эндорфинами — гормонами счастья — мир азартных и компьютерных игр — все это — ненадежные, фальшивые суррогаты душевного равновесия, приверженность к которым чревата развитием зависимости.

Бич нашего времени – Интернет, в котором много полезной информации, но в тоже время огромное количество одиноких людей. Это пожалуй, одна из самых распространенных форм бегства от одиночества в большом городе, и одновременно, форма имитации человеческого общения — общение с помощью сети Интернет. Предоставляя головокружительные возможности для обретения новых знакомств, интернет делает людей еще более одинокими. Отношения, которые мы строим в реальной жизни, всегда требуют значительного душевного труда по их созданию и поддержанию. Кроме того, реальные отношения всегда содержат в себе элемент риска – риска, что мы не понравимся, нас не примут такими, каковыми мы являемся, нас оставят ради кого-то, кто интереснее и привлекательнее. Люди идут на эти риски ради того, чтобы создать пространство на двоих, в котором будут и близость, и доверие, и планы на будущее. Интернет-отношения почти не требуют эмоциональных трудозатрат. Что-то пошло не так? Просто удали этот контакт из своего списка. Заблокируй возможность отправлять тебе сообщения, смени адрес почтового ящика, и начни сначала. Легкость создания контактов отучает вкладывать труд в их поддержание. Результатом становятся многочисленные короткие и пустые виртуальные отношения, страх создавать отношения реальные, желание притупить чувство одиночества новыми и новыми виртуальными романами.

Другая особенность сетевого общения такова, что образ другого человека в Интернет-общении совершенно лишен реальности. Мы наполняем его собственными фантазиями, подспудными желаниями, неудовлетворенными потребностями, и с готовностью верим, что человек по ту сторону монитора действительно таков. Не стоит забывать, что это процесс этот обоюдный. В итоге появляется ощущение, что человек по ту сторону монитора – именно тот, кого человек всю жизнь ждал и искал, только он или она действительно его понимает. И неудивительно – ведь человек общается, по сути, с самим собой.

Так существуют ли пути, способы или методы, которые позволяют избавиться от гнетущего ощущения собственной неполноты, от одиночества. Однажды, я услышала мнение о том, что одиночество это ценность, и я полностью согласна с этим, его не стоит избегать, с ним нужно сосуществовать, быть с ним, быть в нем. Одиночество представляет собой ценнейший психологический ресурс, время и пространство для саморазвития, возможность понять, что именно нужно вам в этой жизни. «Время внутренней тишины» - это шанс сделать все то, что вам всегда хотелось, но было некогда, не к месту.

Например, если человек в детстве мечтал петь, но как то не удалось, он может пойти в класс вокала или попробовать рисовать картины, писать стихи. Главное не делать из нового увлечения способ убежать от одиноких вечеров. Занятия должны иметь смысл сами по себе. Не нужно искать Другого — нужно искать самого себя. Чувство одиночества — разрушающее и душу, и тело переживание, и часто одинокие люди бывают очень жестокими — они разучаются жалеть, сочувствовать, спасением становится добро, ведь оно вокруг нас и в нас самих. Попробовать прийти на помощь тому, кому еще хуже – вот спасение. Отправится работать волонтером в детский дом, дом престарелых, интернат для инвалидов, там всегда не хватает рук, там всегда есть дело. И это добро поселится внутри вас.

Одиночество заканчивается не тогда, когда мы, наконец, находим, с кем его разделить — иногда в этот момент одиночество только начинается. А перестать быть одиноким можно, создавая для своей или чужой жизни новый смысл. Несогласный – проклинал одиночество, смирившийся – не замечал, мудрый – наслаждался.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.