Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные категории Микроэкономики



 

 

Основные части Категории Примечания
Цель занятия     Донести до студентов знания и основные отличия изученного курса Микроэкономика от предстоящего курса Макроэкономика. Студентам понять важность знаний предмета Макроэкономики для своего мировоззрения и  применения на практике Вопрос к студентам: какие факторы внешней среды Вашей Виртуальной фирмы?  

Задачи:

1. Сопоставить цели Макроэкономики и Микроэкономики.

2. Определить основы Макроэкономики.

3. Выявить основы Государственного вмешательства в экономику и методы реализации Государственного регулирования

 

Знания Макроэкономики важно!

Т.к. изучает внешнюю бизнес – среду фирмы и домашнего хозяйства.

Основные категории Микроэкономики

Фирма / спрос и предложение, формирование рыночной цены и объёма производства, рынки факторов производства…

Домашнее хозяйство / спрос и полезность, теория потребительского выбора

Основные категории Макроэкономики

Экономический субъект – Государство.

Влияние макроэкономической политики и реального действия государства на Домашние хозяйства и Фирмы. Знания экономической системы  позволят лучше адаптироваться к ней хозяйствующим субъектам.

Вопросы Макроэкономики: каков средний уровень цен в России? Сколько людей трудоспособного возраста могут остаться без работы в будущем году? Как должно правительство расходовать денежные средства? Увеличивать расходы на оборону или на образование и молодёжную политику? Какие средства Центрально Банка /Банка России могут бороться с Инфляцией…

 

Макро-экономика

Изучает Экономику как целое.

Часть Экономической теории, которая рассматривает экономические процессы на уровне народного хозяйства в целом, выявляя проблемы и предлагает решения данных проблем.

Акцент Макро-экономики

1. Анализ совокупных величин: ВВП, Национальный доход, Совокупный спрос

2. Формирование Политик Государства: фискальная политика, монетарная политика, молодёжная политика

Необходимость государственного вмешательства в Экономику

Основными сферами деятельности государства являются:

производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных внешних эффектов /экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов, правое обеспечение функционирования рыночного механизма.

Провалы рынка

1.Фиаско /неудача/ рынка – это неспособность нерегулированного рынка достигать эффективного распределения ресурсов. Когда есть неудачи рынка: фирмы производят много одних товаров и услуг и мало других.

 Например, рыночный механизм обеспечивает  мало таких благ, как здоровье и образование, а много таких «благ», как наркотики и алкоголь. В этих случаях – издержки производства товара не равны ценности, которые люди платят за него. Поэтому перераспределение ресурсов государством, возможно, улучшит положение одних людей …

2.Необходимость перераспределения доходов и богатств в интересах общества, а не только отдельных лиц.

 

Внешние эффекты в Экономике

Отрицательные внешние эффекты фирмы: например, загрязнение окружающей среды

Положительные внешние эффекты фирмы: например, прекрасный ландшафт около СПбГАУ

 

Способы решения проблем внешних эффектов

Производство общественных благ. Если нет дешевого способа отделения «безбилетников» от плательщиков, эти общественные блага целесообразно производить государству за счет налогообложения всего населения.

 Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий: принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии (например, продажа лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды); косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу.

Государство поощряет деятельность фирм, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

 

Частные и общественные блага

Частные блага –средство удовлетворения конкретного индивида на товары и услуги. Они предоставляются только тем, кто за них заплатил.

Общественные блага – это те блага, которые рынок не в состоянии предоставить в оптимальном количестве или не может предоставить вообще. По этой причине Общественные блага создаёт Государство.

Эти Блага обладают двумя характеристиками: не соперничество и не исключаемость из потребления. Например: национальная оборона, общественный порядок, медицина /здравоохранение/, законотворчество, обеспечение социальной справедливости.

Необходимость и границы

государственного вмешательства в Экономику

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны.

 Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства:

1. правильная организация денежного обращения.

2. предоставление государством общественных товаров. Механизм, свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, вакцинация, охрана общественного порядка и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

3.устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обуславливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка.

4.Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

5.Развитие фундаментальных научных исследованийи связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Рынок эффективно работает при новой техники и технологии.

6.Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.

 

Теория общественного выбора

Основной предмет теории общественного выбора – исследование взаимозависимости политических и экономических явлений. В рамках этой теории исследуется механизм принятия политиками макроэкономических решений.

Человек, занявший государственную должность, не обязательно будет руководствоваться исключительно соображениями общественного благополучия и проведения в жизнь решений, отражающих мнение всех его избирателей. Так, если обычный рядовой потребитель заинтересован в максимизации полезности, бизнесмен – в максимизации прибыли, то и представитель государственных органов будет стремиться к максимизации своей частной выгоды. А эта выгода состоит в реализации желания быть переизбранным. Государственное должностное лицо, как и другие субъекты рыночной экономики, стремится уравнять свои личные предельные издержки и предельные выгоды (МС = MR). Общественные же интересы не обязательно могут при этом приниматься во внимание.

Теория общественного выборарассматривает процесс принятия решений в условиях представительной демократии как разновидность рыночной сделки, или торга: «Вы мне обеспечиваете голоса на выборах – я вам обеспечиваю проведение в жизнь конкретных правительственных программ, удовлетворяющих ваши интересы».

Лоббисты ищут не что иное, как политическую ренту – получение экономической ренты через политические институты или, иначе выражаясь, путем политического процесса. Группы давления получают политическую ренту, когда законодатели принимают правительственное решение о введении импортных пошлин (выигрывают отечественные производители аналогичного товара), выделении многомиллиардных средств на гарантированную закупку военной продукции и т.д.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.