Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Консультация. для родителей. Чем занять ребенка дома?»



 

Консультация

для родителей

«Чем занять ребенка дома?»

 

    Очень часто бывает так, что родители,  для того чтобы ребенок им не мешал заниматься какими-либо своими делами, усаживают его за телевизор, компьютер телефон, планшет. А в дальнейшем стараясь его привлечь к домашней работе, или к занятиям слышат в ответ: «не хочу», «не буду», «лучше я посмотрю телевизор или поиграю в компьютер».
    Для того чтобы такого не происходило, уважаемые родители, старайтесь с самого начала не отталкивать ребёнка от себя. Если он хочет помочь вам, то разделите с ним домашние обязанности. Перед выполнением работы покажите ему, как нужно делать, а увидев недостаток в его работе, во-первых, похвалите ребенка за стремление все сделать хорошо, во-вторых, указывая ему на его ошибку, покажите еще раз, как следует делать правильно. И пускай у вас уйдет на уборку или приготовление обеда больше времени, но зато ваш ребёнок будет привыкать действовать с вами совместно, и у него не выработается потребность постоянного времяпровождения перед телевизором или компьютером.

    Не стоит забывать, что самое важное для ребенка – это внимание и любовь родителей, поэтому нельзя всецело надеяться на новомодные гаджеты.

Помните: не злитесь на ребёнка, не обижайте, не унижайте его. Вы – взрослый, у вас есть опыт, а у ребёнка его ещё нет. Дайте ему возможность делать ошибки, ведь он учится.Терпения вам и любви!
    Если же у вас уже произошла такая ситуация, что ребенок часами сидит перед экраном и смотрит все подряд, то постарайтесь ограничить время этих сеансов не запретами, а взаимной договоренностью. Ведь вы сами приучили его к этому. Спросите у дочери или сына, какие детские передачи нравятся, затем решите вместе, сколько времени в день ребёнок может смотреть телевизор, а сколько вы будете уделять времени на занятия и на домашние дела. И прежде всего сами не уходите от этого графика. Непрерывная продолжительность работы за компьютером (просмотра телевизора) для детей до 5 лет не должна превышать 10 минут. После занятия (просмотра) рекомендуется проводить гимнастику для глаз.

Кстати, по мнению некоторых педагогов: дети, которые смотрят познавательные программы, более развиты, нежели их сверстники, лишенные телевизора вообще. Но к речи особый подход: речь хорошо развита у тех детей, с которыми беседуют, рассуждают, у детей, которые говорят.  Создайте ситуацию, что вы не услышали, пропустили или не поняли что-то из передачи; задайте ребёнку вопросы об увиденном, услышанном. Пусть он отвечает вам, старается пересказать. Так вы узнаете, а что же запомнило и поняло ваше любимое чадо. Вот и тема для беседы!))  Да, обязательно объясняйте ребёнку значение новых, непонятных ему слов. Заглядывайте в словари вместе.

Предлагаем 45 способов, чем занять ребенка дома без мультфильмов и гаджетов, пока родители работают или отдыхают. Предлагаемый ниже список домашних развлечений может стать альтернативой просмотра телевизора и компьютера. Но самое главное, эти способы помогут нашим детям стать самостоятельней, научиться играть самим и развиваться. А самое главное, создать тёплую домашнюю обстановку и сблизить вас с детьми!

Начнём с простого и всем известного. Напомним.

 

1. Рисование. Дайте ребенку альбом, краски, фломастеры, карандаши – и он занят, пока все вокруг не изрисует. Главное, периодически поглядывать, чтобы дитя не сгрызло карандаш или не испортило ремонт. Вместо альбома можно использовать рулон старых обоев или ватман, тетрадь, блокнот.

Устройте необычное рисование. Картинки-кляксы. Брызнуть краску на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку, у каждого своя клякса. От 3 лет. Пальчиками. Чтобы краска после занятия легче отмывалась от рук, смешайте гуашевые краски с зубной пастой. Да, можно научить рисовать на компьютере (планшете), но недолго!!! И сами учитесь! Можно одновременно на двух мышках…

 

2. Раскраска. Раскраски легко найти в интернете и распечатать, ну или купить в магазине. А, может быть, вы сами хорошо рисуете? Творите вместе!

3. Лепка.Пластилин, соленое тесто или тесто для лепки – все подойдет. В дело могут идти и разные подручные мелочи, такие как пуговицы, семена, стрежень ручки или трубочка от сока.

4. Занятия с различными домашними вещами, предметами. Дайте детям что-нибудь из домашних вещей,они могут пригодиться для самостоятельных занятий, например:
Коробку с пуговицами. Пусть ребенок делает ожерелья, бусы, сортирует их по форме и цвету, учится пришивать на кусочек материи.
Бумагу, ножницы. Неважно на улице зима или весна, можно занять ребенка вырезанием ажурных снежинок. Можно вырезать любые фигуры, как геометрические, так и людей, животных, предметов, цветов и т.п.
Кусочек мыла (обмылок). Им можно рисовать на темной ткани или на одном из окон нарисовать «морозный» или любой другой узор.
Картинку из журнала наклеить на картон. Разрежьте её на кусочки, превратив в самодельную мозаику. Ребенок самостоятельно будет мозаику собирать. Не забывайте про готовые пазлы!
Ваши туфли (лучше несколько пар) можно предложить маленькой моднице. Нет большего удовольствия, чем поковылять на «шпильках» и всласть повертеться у зеркала. Это, думаю, займёт её надолго.))
Старую косметику. Тушь, помада и косметические карандаши – прекрасный материал для театральных экспериментов, ваша дочка будет занята весь вечер. Мальчики тоже любят эксперименты с лицом! Предложите ребёнку раскрасить лицо, загримироваться перед зеркалом, выбрав образ (заяц, волк, медведь, клоун и т.п.).

Стопку фотографий и новый альбом, можно тетрадь. Сделайте прорези, пусть вставит фото на каждой страничке. А затем поручите ребенку подумать и сделать подписи на память.
Фонарик в пещере. Помните, как в детстве было интересно устраивать театр теней на стене и «шарить» лучом в темной комнате? Можно устроить шалаш из стульев и одеял – это ещё лучше.
Ненужные носки. На них можно нарисовать рожицы, и тогда они превратятся в кукол для домашнего театра (их можно надевать на ладошку). А можно просто червячков сделать.
Мелочь из кошелька. Пусть придумает – из чего можно сделать собственную копилку. Найдите коробочку (спичечный коробок, баночку, коробочка от крема, духов и т.п.), пусть украсит её.

· Сделать коробочку с различными предметами, например из обувной.  В коробочку можно сложить различные предметы интересные ребенку, например, шишки, камушки, ракушки, пуговицы, скрепки, шнурки, бусы, часы, кулоны, фигурки и т.п.
Семейную фотографию. Предложите ребенку сделать для неё оригинальную рамку из картона и украсить её. Такая будет только у вас! И пусть висит над спальным местом ребёнка.
Неисправный радиоприемник или будильник. Мальчик будет страшно рад разобрать его на «запасные части». Иногда и девочки увлекаются. А может найдётся старая ненужная клавиатура или ещё что ненужное.))
Пустую банку, клей и моток ниток или бечевки. Если тщательно обмотать банку нитками, получится декоративная ваза для цветов или стаканчик для карандашей и ручек. Чтобы не использовать клей, банку предварительно можно обмазать пластилином и наматывать на него нити. А клеем можно прикрепить какие-нибудь украшения из чего угодно – крупы, семена, макароны, бусы и т.п.

5. Читайте комиксы, сказки, детские книжки. Все дети, любого возраста  очень любят разглядывать разные комиксы, книжки, журналы. Иногда этот навык надо формировать. Он очень пригодиться к школе.

6.Вырезать картинки из журналов. Возьмите старые журналы и вырежьте из них яркие картинки: людей, животных и растений. Достаточно показать ребенку, как пользоваться безопасными ножницами и ребенка уже не оторвать от красивых картинок в старых журналах. Почему бы, например, не придумать историю в картинках? Потом придумайте вместе с детьми сюжет сказки и наклейте картинки на большой лист (обои, ватман). Если каких-то персонажей не хватило, можно их дорисовать.

7. Покажите ребенку кукольный спектакль или предложить ему показать спектакль вам, а лучше устроить совместное представление для других членов семьи. Герои любые – из носков, из журналов, нарисованные, фигурки из киндер-яиц, магниты и др…

8. Складывание из бумаги.Оригами иначе. Пилотки, шапочки, кораблики, самолётики. А может что-то посерьёзней.

9. Игра с прищепками. Можно взять ведерко и крепить прищепки к его краям, вырезать из картона ежика или солнце и украсить их.

10. Игрушки-тренажёры достаточно дорогие в магазине. Замените их настоящими вещами - ботиночки со шнурками, липучками, кофту с пуговицами куртку с  молнией, пусть тренируется! Обратите внимание на положение вещей по отношению к ребёнку – можно помочь застегнуться на ком-нибудь, а можно на себе.

12. Крупы и воронка. Дети любят играть крупой и это часто используют на развивающих занятиях. Если дать им большую посуду, крупу и воронку, то можно надолго его занять. Главное, чтобы у родителей была возможность все убрать. Терпения вам! Ребёнку необходим опыт!

13. Манка в коробке или на подносе (большой тарелке). Рисовать пальчиками, находить в ней «сокровища» (мелкие фигурки, макароны или фасоли). Это занимательно. Но дно должно быть темным, поэтому надо подложить темную цветную бумагу.

14. Кухонная утварь. Дети разных возрастов любят играть посудой. Здесь подойдут дуршлаг, кастрюли, крышки, сковородки, контейнеры для еды, пластиковые стаканчики и другие предметы. И словарный запас можно пополнить!

15. Пряжа или нити для вязания. Толстые цветные нити интересно наматывать на катушки или зверушек из картона. Если вырезать из картона формочки в виде животных или насекомых и показать ребенку как их можно украсить, то получатся оригинальные поделки.

16. Помощь по дому. Вытирание пыли. Дать ребенку тряпку и показать, где можно прибраться. Мытье зеркал. Если мама еще и водичкой побрызгает, то будет вдвойне интересней. Потом можно корчить рожицы или красоваться перед зеркалом.

17. Рыбалка. Дать ребенку шумовку или сито и показать, что можно вылавливать нетонущие предметы из таза с водой, из ванны. В качестве «рыбок» можно приспособить резиновые игрушки или шарики.

18. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.

19. Придумываем прически. Приносим банты, заколки и обручи для волос. Друг другу делаем необычные, фантастические прически. От 4 лет.

20. Печем пироги. Замесим теста немного больше, чем требуется. Небольшую порцию отложим в специальную пластиковую миску. Выделим ребенку немного какао, тертых орехов, кокосовой стружки и дадим ему ложку. Детские пирожки выпечем отдельно на маленьком противне (с 3-х лет).

21. Изготавливаем печатки. Для изготовления печаток годятся пробки, четвертушки картофелины, картофельные брусочки. Налейте в блюдце немного краски (для рисования пальцами), смочите печатку и затем прижмите ее к бумаге или поверхности коробки. Рисунок печатки родители могут вырезать ножом на картофелине или пробке (с 2-х с половиной лет).

 

Можно устроить настоящую игротеку.

1.Поиграть всюжетно-ролевую игру. Вбольницу, школу, садик, магазин.

 «Ветеринарную больницу». Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.

2. Игра «Болтуны». Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.

3. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.

4. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это - дом ведьмы, в котором один из игроков - ведьма - подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.

5. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.

6. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.

7. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.

14. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.

15. Подбрасываем воздушный шарик. Хорошо надутый воздушный шарик подбрасываем в воздух. Указательным пальцем нужно подталкивать его вверх, не давая упасть. От 4 лет.16. 17.

18. Соревнованиескороходов. Все надевают очень большую по размеру обувь и бегут наперегонки через всю квартиру. От 2 лет.

19. Танцы. Включаем музыку, затем танцуем, как сумасшедшие. От 2 лет.

 

20. Выступаем по «радио». Здесь необходима помощь взрослых. Они записывают на магнитофон все, что взбредет в голову детям, - песню или рассказ. Кассету с записью «радиопередачи» можно послать друзьям или дедушке с бабушкой.

21. Ракетка и шарик для тенниса. Подвесить шарик в дверной проем и дать ребенку ракетку, чтобы он учился отбивать.

22. Островки.Сделать с ребенком островки из книжек или подставок для горячего – пусть он ходит вокруг, бегает, размещает на них игрушечных зверушек или кукол. Аналогично можно сделать ручейки и дорожки из ленточек или малярного скотча.

23. Лабиринты. Натянуть веревки или бельевые резинки между мебелью. Лабиринт также можно сделать из клейкой ленты или малярного скотча просто наклеив полосы на пол.

 

* * * * *

На полках детских магазинов можно найти много помощников современным родителям. Но это дополнительные материальные затраты.

    Поэтому, мы решили предложить вам то, чем можно занять ребёнка и украсить досуг в домашних условиях. 

    Помните о безопасности вашего ребенка,  некоторых даже на минуту нельзя оставить без присмотра, могут устроить настоящий погром. Главное, чтобы игрушки и игры были безопасны, помогали ребенку развиваться, делали его кругозор шире и учили чему-то новому.

    Задача мамы и папы – воспитать в ребенке личность, а игрушки этого сделать не смогут. Ваша задача – создать дома атмосферу любви, тепла, заботы и понимания, независимо ни от чего. Мы – взрослые нуждаемся в этом, а наши дети особенно. 

 

Подготовила: Николаева Марина Викторовна, старший воспитатель д/с № 28

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.