|
|||
Лекция 2.Формы сотрудничества семьи и школы
Уважаемые студенты 2 «А» курса. Мы продолжаем изучать тему «Работа с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими)». В содержании 10-го задания две лекции и задания к ним.
Задание 1. 1. Изучите материалы лекции «Основы партнерства семьи и школы в вопросах воспитания детей». 2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции: 1) Единая цель деятельности педагогической организации образовательных учреждений и семьи – 2) Миссия образовательных структур, ее назначение – 3) В каком документе содержаться исходные нормы обеспечивающие сотрудничество школы и родителей? 4) Чем обеспечивается в современной школе партнёрство школы и родителей? 5) Два направления развития партнерства с родителями воспитанников в деятельности учителя …
Лекция 1. Основы партнерства семьи и школы в вопросах воспитания детей Основания для взаимодействия семьи и школы. Несмотря на разницу в методах педагогической организации образовательных учреждений и семьи, их деятельность объединяется единой целью — воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Говоря о взаимоотношениях семьи и школы, по-видимому, следует принять за аксиому два положения. Первое: все-таки при всем уважении к любым институциям, работающим с детьми, самая заинтересованная сторона в судьбе ребенка, за исключением каких-то крайних случаев, это все-таки его семья. Второе: самая страдающая сторона в случае неудач ребенка — это опять же его семья. Если с этими двумя аксиомами согласиться, то дальше легко появляются следующие выводы. Наибольшие права на определение того, что больше нужно ребенку, все-таки у его семьи. Миссия образовательных структур, ее назначение — с учетом интересов общества и государства помочь семье раскрыть и развить у ребенка те качества, которые помогут ему быть успешным в жизни, что, кстати, обязательно включает в себя быть полезным и обществу, и государству. И отсюда, в свою очередь, следует вывод: профессионализм педагогического коллектива обязательно включает в себя умение слышать,профессионально анализировать, обсуждать и учитывать в своей работе мнение родительского сообщества. При этом на практике присутствует некая одномерность, когда образовательная организация (школа) занимает часто крайнюю позицию. Утверждает: «Родители ничего не понимают, и слушать их не надо!», или уходит в другую крайность: «Будем делать все, что потребуют родители!» Но жизнь многомерна. Исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей служат положения Закона РФ «Об образовании в РФ», который провозглашает «демократический, государственно-общественный характер управления образованием». Другими словами, сегодня родители и школа — равноправные субъекты образования, партнеры. В современной школе это партнёрство обеспечивается системой нормативно-правовых и локальных актов, договоров, специальными формами соуправления родителей и педагогов школы, такими как: общее собрание, различные комитеты и комиссии, совет школы, попечительский совет и другие органы. Существуют инвариантные, принципиальные положения, на которые следует опираться в организации сотрудничества общественности и школы в обеспечении практики партнёрства. Прежде всего это права родителей, определённые Конституцией РФ и Законом об образовании. Основные права родителей (законных представителей) следующие. Они имеют право: • выбирать формы обучения (очное, семейное или экстернат); • защищать права и интересы детей; • участвовать в самоуправлении школы (конференциях, советах школы, родительском комитете, комиссиях, попечительском совете); • получать объективную информацию об освоении ребенком образовательной программы; • консультироваться по проблемам обучения и воспитания детей; • знакомиться с содержанием и результатами, а также ходом образовательного процесса и др. В целом развитие партнерства с родителями воспитанников предполагает два направления деятельности учителя. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. С другой стороны, важная задача воспитателя — вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, помощь ей в усвоении этих знаний и умений непосредственно в определенным образом организованной деятельности. Очевидно, что условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Приемы привлечения родителей к участию в жизни класса. Помочь организовать такое партнерство поможет знание принципов и владение учителем приемами установления контакта с родителями. 1. Предварительное знакомство родителей и детей со школой. 2. Первое собрание — знакомство. Знакомятся: учитель с родителями, родители класса между собой. Важно показать родителям, что учитель хочет установить с ними длительные отношения, успел узнать своих учеников. 3. Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление. 4. Письменные (в том числе через Интернет) формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы...). 5. Телефонные звонки — в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы). 6. Уважение между педагогом и родителями. Выражение признательности родителям. Терпеливость в общении. 7. Поощрение посещения родителями собраний и консультаций. 8. Обсуждение надежд родителей и педагогов. 9. Сотрудничество родителей друг с другом для оказания помощи и поддержки школы. 10.Создание библиотеки (печатной, электронной) для родителей, своевременное информирование родителей обо всем происходящем в школе. 11. Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент...). 12. Поощрение участия родителей в работе класса. 13. Выбор самими родителями варианта сотрудничества со школой и классом. Вовлечение всей семьи в сотрудничество со школой. 14. Помощь в установлении сотрудничества родителей с другими партнерами: организациями дополнительного образования, логопедической службой, юристами, органами социальной защиты, психологами, медицинскими учреждениями и др. 15. Проведение для родителей конференций, консультаций, встреч по обсуждению успехов детей и по проблемам семьи, воспитания, обучения. 16. Сохранение конфиденциальности. 17. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями. 18. Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания. 19. Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями класса. 20. Взаимосвязь разных форм работы с родителями. 21.Одновременное влияние на родителей и детей. 22. Обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Принципы и технология взаимодействия с родителями младшего школьника 1. Укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон исключен. Норма взаимоотношений учителей и родителей — взаимное уважение, ответственность, осознание гражданского долга. Форма контроля — обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. 2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. 3. Педагогический такт, недопустимость вмешательства в жизнь семьи. Учитель нередко становится вольным или невольным свидетелем семейных отношений. Все знания о семье он должен обращать на оказание помощи родителям в воспитании детей. 4. Мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Перечислим основные фазы развития партнерских отношений с родителями. Фаза 1. Установление контакта с родителями. Осуществляется в первичной беседе, в ходе которой выявляется характер отношения родителей к педагогу (деловое, потребительское, индифферентное, заносчивое и др.) и устанавливаются границы взаимодействия с семьей. Учитель получает информацию: о развитии ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогических установках родителей. Моделирует стратегию взаимодействия приемлемую для конкретной семьи. Фаза 2. Определение проблемы семьи. Важно прийти к согласию относительно понимания проблемы. На этом этапе обязательным является: помощь в адаптации детей в школе, которую родители и учитель оказывают совместно; посещение детей на дому, что дает почву для лучшего познания микросреды ребенка; индивидуальные беседы, в которых учитель обязан сообщить родителям информацию о школе, ее требованиях, высказать свое мнение об успехах в учебе и о поведении ребенка. Кроме того, следует информировать родителей о возрастных особенностях их детей, учитывать возраст самих родителей и подготовить их к новым воспитательным задачам, а также прислушаться к мнению, замечаниям и пожеланиям родителей. Фаза 3. Рабочая фаза. Создание структурированных связей с родителями, контролируемых условий. Большую роль здесь играют частые встречи в различных форматах, завоевание авторитета, сотрудничество. Разрабатывается стратегия взаимодействия. Все три фазы развития отношений родителей и учителя сопровождаются диагностическо-коррекционными действиями учителя. То есть, получая в виде обратной связи информацию о процессе сотрудничества и его результате, учитель судит о правильности выбранной стратегии, позиции, формах взаимодействия. При необходимости — корректирует их. Задание 2. 1. Изучите материалы лекции «Формы сотрудничества семьи и школы». 2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции: 1) Перечислите формы сотрудничества семьи и школы (обратите внимание на новые формы работы, которые не упоминались в лекции 9-го задания, подчеркните их). 2) Подберите методический материал (советы, рекомендации) об особенностях проведения первого родительского собрания в 1 классе. Оформите их как материалы для копилки классного руководителя. 3) Разработайте (подберите, подготовьте, найдите) конспект первого родительского собрания в 1 классе.
Лекция 2.Формы сотрудничества семьи и школы Школе целесообразно выстроить систему разнообразных форм взаимодействия детей и взрослых. Эта система должна обновляться каждый учебный год. Информацию о таких формах, набор важных для школы дел следует представить родительскому сообществу, чтобы каждая семья могла определить свою форму и меру участия в перечне дел, чтобы родители могли бы выбрать для себя наиболее подходящую схему соуправления. 1. Родительские собрания и конференции.Конференция — итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в году. Ее цель — обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы школы по педагогическому просвещению; подведение итогов совместной работы по соуправлению, партнерству. При организации конференции важно то, что актуальная проблема, либо самого широкого аспекта (например, о роли семьи в воспитании школьников; о деятельности родительского совета и т.п.), либо более частная, выдвигалась бы именно для коллективного слушания и обсуждения. В практике оправдали себя разные организационные формы. Если родительское собрание проводится как инструктаж родителей, как им повлиять на детей, чтобы школе с их детьми стало удобно, то рано или поздно родители просто перестанут ходить. Если все-таки родительское собрание проводится как попытка педколлектива услышать, что предлагают родители для того, чтобы их детям в школе было полезнее, удобнее, комфортнее, то тогда родители будут ходить на такие родительские собрания и более того — участвовать не только в совместных мероприятиях семьи и школы, но и принимать равноправное участие в управлении школой. 2.Мастер-классы. Мастер-класс — это практическая форма взаимодействия учителя с родителями и родителей между собой, организованная педагогами с целью взаимного обмена мастерством, необходимым опытом в области семейного воспитания. На занятиях мастер-класса с родителями обсуждаются: авторские программы воспитания (в том числе и программы родителей), сценарии мероприятий, отдельные формы, методы и приемы работы, инновационные моменты педагогической деятельности родителей и учителей. В отличие от круглых столов, на занятиях мастер-класса существенное место занимает практическое освоение педагогического опыта; причем это может быть реализовано в различных формах: от просмотра видеоматериалов и решения педагогических задач до организации деловых игр с участием родителей и педагогов. Пример Темы мастер-классов в начальной школе. «Ты — мне, я — тебе: плюсы и минусы воспитания». «День рождения ребенка». «Старшее поколение в семье: участие в воспитании школьника». «Любимый город. Воскресные прогулки». «Почему школьник не любит читать?» «Как воспитать рачительного хозяина?» 3. Консультации. Как правило, консультации проводит педагог (психолог, учитель-предметник, классный руководитель, социальный педагог и др.) индивидуально или для небольшой группы родителей. Тема консультации, в отличие от темы родительского собрания, носит более частный характер. Организуя групповую консультацию, помните, что ее тема должна быть актуальна для всех участников. О теме и дате предстоящей консультации родители должны быть оповещены заранее с тем, чтобы они могли подготовиться к ней: сформулировать вопросы к специалисту, припомнить отдельные ситуации, собрать фактический материал и т.п. Одна из важных задач консультации — совместное (родителей и психологов, педагогов) составление индивидуальной программы развития ребенка. Пример Темы консультаций в начальной школе. «Если ребенок не любит учиться». «Если ребенку трудно учиться». «Когда ребенок непослушный». «Как воспитывать усидчивость». «Почему у ребенка нет друзей?» «Ребенок не любит математики (читать, рисовать и т.п.)». «Дети-тугодумы». «Медлительные дети». «Как воспитать самостоятельность ребенка». «Исследовательская деятельность младших школьников: роль родителей». 4. Круглый стол. Круглый стол — это всегда дискуссионная форма обмена мнениями. Он эффективен, если все участники круглого стола проявляют активность, эмоциональность, имеют сложившееся собственное мнение по обсуждаемой проблеме, обладают необходимой аргументацией. Поэтому при организации круглого стола главное условие — выбор проблемы для обсуждения, которая не оставит равнодушным ни одного участника. Однако наличие личностно значимой для каждого проблемы — необходимое, но не достаточное условие проведение этого мероприятия. Важным условием его проведения является также владение педагогом приемами активизации участников круглого стола. Это, например, использование педагогических задач, проблемных ситуаций, примеров и контрпримеров из семейной и школьной педагогики, демонстрация слайдов и видеоматериалов по обсуждаемой проблеме, педагогического опыта и других способов активизации дискуссии. Третьим условием проведением круглого стола является соблюдение культуры дискуссии: важно, чтобы мнение каждого участника было выслушано и принято во внимание, а его аргументы были поняты другими участниками. Проведение круглого стола обычно заканчивается принятием решения. Пример Темы круглых столов в начальной школе. «Прежде всего мы — родители...» «Авторитет родителей: истинный и ложный». «Разговор после открытого урока». «Поделимся опытом физического воспитания». «Семья приглашает в гости». «Дети и деньги». «Экономические методы в воспитании». «Дети и “малая Родина”». 5. Устный журнал. Устный журнал — форма активного обмена опытом семейного воспитания. Обычно проведение устного журнала берут на себя сами родители, определенная семья, инициативная группа. Основная цель устного журнала — просветительская: рассказать о собственном опыте воспитания, проведения досуга. Устный журнал, как правило, сопровождается просмотром любительских фильмов, фотоальбомов, демонстрацией изделий и т.п. Пример Темы устных журналов в начальной школе. «Досуг в семье». «Семейный театр». «Папа, мама, я — спортивная семья». «Роль отца в воспитании». «Природа и дети». «Лето с семьей». 6. Совместные внеклассные мероприятия школы и родителей. Примеры «Родители и я — спортивная семья». «Прощание с Букварем». «Новый год». «Масленица». «До свидания, начальная школа». Туристские слеты. Интеллектуальные марафоны и др. 7. Наглядные формы повышения педагогической культуры родителей. А. Сайты класса или информационные стенды для родителей. На сайте или информационных стендах, помимо расписания работы кружков и факультативов, целесообразно размещать информацию (печатную, фото, рисунки и т.п.), представляющую следующие рубрики: «Высказывания известных людей по вопросам воспитания», «Советуем прочитать», «Нормативные документы по образованию и воспивоспитанию», «Советы психолога (педагога, медика)», «Наши учителя», «Летопись нашей школы», «Предлагаем обсудить», «Знакомство с интересной книгой», «Мое мнение», «Наш репортаж», «Просим помощи», «Это интересно» и др. Б. Передвижные библиотечки. Они организуются совместно учителями и сотрудниками библиотеки школы. Представляют собой небольшую тематическую подборку книг, журналов, газет. Тематика передвижной библиотечки-выставки: «Книги для семейного чтения», «В семье — одаренный ребенок», «Семейный досуг», «Все профессии хороши» и т.п. В. Печатные средства педагогической пропаганды. Как правило, распространяются на родительских собраниях или через учеников. Возможны электронные письма к родителям. К ним относятся: школьные стенгазеты, информационные буклеты, постеры, плакаты, школьный информационный листок (печатное периодическое издание), памятки для родителей, школьные календари-справочники и др. Примеры памяток для родителей: «Памятка для родителей, чьи дети выполняют учебный проект», «Ваш ребенок пошел в первый класс», «О безотметочном обучении», «Леворукий ребенок» и т.п. 8. Информационные ресурсы: • тематические сайты, например, 7ya.ru, akademroditel.ru, mamashkam.ru; • порталы, например, deti.ru; • форумы; • социальные сети и др. Родители посещают эти и другие ресурсы с целью: • поиска интересующей тематической информации по вопросам воспитания детей; • возможностью задать наболевший вопрос о развитии и воспитании ребенка специалисту (психологу, юристу, педагогу, социальному работнику, педиатру); • обсуждения проблем ребенка и семейного воспитания с другими родителями, получить совет, поделиться опытом; • удовлетворения потребности в самообразовании, само- просвещении в области педагогики и образования; • узнать о новых педагогических системах и технологиях образования и т.п. Можно выделить несомненные достоинства такого педагогического просвещения родителей. Однако наряду с достоинствами, названные интернет-средства могут иметь и существенные недостатки. Они следующие: · неграмотное изложение психолого-педагогического и медицинского контента; · предвзятое, одностороннее мнение авторов ресурса по определенным вопросам; · иногда распространение «заказного» мнения, используемого как нужный рычаг влияния на человека и общественность, и др. Педагогически грамотное взаимодействие школы с родителями предполагает, что профессионал-педагог владеет информацией о киберпространстве воспитания и консультирует родителей по навигации и целенаправленной жизнедеятельности в нем.
|
|||
|