Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. Потанин «На реке». Своеобразие рассказа. Роль пейзажа



В. Потанин «На реке». Своеобразие рассказа. Роль пейзажа

2 пара

 Юрий Васильевич Буйда

1. Письменно ответить на вопросы по произведению «Химич»

 

1. Представьте, что вам сообщили: у вас будет новый учитель. Кого бы вы выбрали: Азалию Харитоновну или Сергея Сергеевича?

2. Чем привлекает окружающих Ази?

3. Какой поступок совершает Ази, которая становится сенсацией для окружающих?

4. Чем различаются Азалия Харитоновна от Сергея Сергеевича? (дать характеристику персонажам)

5. В чем сходство Ази Харитоновны и Сергея Сергеевича?

6. Как вы думаете, зачем Химич надевает «маску недотепы»

2. На слайдах даны краткие сведения о жизни и творчестве Потанина. Устно ознакомьтесь.

3. Прочитайте произведение «На реке» Ответьте письменно на вопросы:

1. Чем вам запомнился Ваня Шевалдышев?

2. Способен ли он оценить окружающую красоту?

3. Как вы оцениваете решение Вани уехать из деревни?

4. В кого влюблен Ваня?

5. Какие чувства испытывают герои, узнав, что они оба любимы?

6. Как пейзажные зарисовки помогают передать перемены настроения Вани?

7. Где это счастье обретут Ваня и Оля?

 

Тема: В. Потанин «На реке». Своеобразие рассказа. Роль пейзажа Зарубежная литература. «Фауст» Иоганн Гете

3 пара

1. Прочитать теор. материал.

Трагедия Гёте «Фауст»

Иоганн Вольфганг Гёте работал над «Фаустом» на протяжении шестидесяти лет. Замысел трагедии созрел у немецкого писателя в 1774 году, а окончена она была всего за полтора года до его смерти – в 1831. Произведение, вошедшее в золотой фонд мировой литературы, ставит перед читателем основные вопросы, связанные с осознанием смысла человеческого бытия.

 

Главный герой философской трагедии в стихах – доктор Фауст – воплощает в себе общественные мечты своего времени о всеобъемлющем познании мира. Смена средневековой культурной формации на новую, возрожденческую и последовавшую за ней просвещенческую, как нельзя лучше раскрывается в художественном образе человека, готового отдать душу за истинное знание. Прототипом литературного персонажа стал реальный чернокнижник Фауст, живший в конце XV века в Европе. Фауст Гёте совместил в себе черты и всех предшествующих ему литературных Фаустов: Фауста-богоборца К. Марло, Фауста – учёного-протестанта Лессинга, Фауста-гения – Клингера. При этом у немецкого классика Фауст получился более живым и страстным, чем у его предшественников. Фауст Гёте – прежде всего, поэт: человек, наделённый неугасимой жаждой жизни, стремлением к познанию окружающей его вселенной, природы вещей и собственных чувств.

 

Главный герой трагедии чужд мещанской условности своего времени. Он не может, как Вагнер, узнавать тайны бытия из книг. Ему нужен вольный простор лесов и полей, волшебные пляски фей и ведьмины шабаши позднего немецкого средневековья, телесная чувственность античности, воплотившаяся в прекраснейшей из женщин, когда-либо живших на земле, и действенная сила Нового времени, способная подчинить себе природу. Отданный Богом на растерзание Мефистофелю, Фауст лишь отчасти уподобляется библейскому Иову, прошедшему через цепь тяжёлых жизненных испытаний и невзгод. Герой Гёте, если что и теряет в трагедии, то только самого себя – свои лучшие чувства (любовь к Маргарите-Гретхен), свои искренние намерения (предотвратить разлив воды на плодородных землях). Его увлекает жизненная энергия Мефистофеля и собственные мечты о прекрасном.

 

Подобно классическим героям романтизма, Фауст не способен воспринять счастье в его земной ипостаси. Увлекшись колдовскими плясками, он теряет свою любимую и дочь. Счастье с Еленой ему больше по душе, но и здесь героя ждёт разочарование: легендарная героиня – всего лишь миф, тень былых времён. Вышедшая из Аида, она вновь нисходит в него вслед за умершим сыном, оставляя Фауста его эпохе. При этом герой Гёте, при всех сатанинских искушениях, не теряет своих «благих душевных помыслов». Ошибаясь и греша, он не боится признавать и пытаться исправить свои ошибки, он не останавливается в жизненном поиске и тем самым приятен Всевышнему, заявившему ещё в начале трагедии: «Кто ищет, вынужден блуждать». И спасается Фауст именно потому, что его жизнь «прошла в стремлениях», позволивших ему приблизиться к истине, укрепиться духовно, понять, что главное – это действие, несущее добро и свободу людям.

Знаменитая трагедия Гёте – уникальное произведение, поднимающее на поверхность читательского восприятия не только вечные философские вопросы, но и ряд общественно-научных проблем своего времени. В «Фаусте» Гёте подвергает критике недалёкое общество, живущее корыстолюбием и чувственным наслаждением. Автор в лице Мефистофеля от души издевается над немецкой системой высшего образования, построенной на методическом посещении занятий и составлением никому не нужных конспектов. Научная проблематика нашла своё отражение в философском споре Анаксагора и Фалеса, отстаивающих разные точки зрения происхождения мира – вулканическую и водную.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.