Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психофизиологическая интерпретация проблемы сознания». Часть вторая



«Психофизиологическая интерпретация проблемы сознания». Часть вторая

Настоящий публикуемый информационный материал в большей степени лучше рассматривать как небольшой обзор по научной интерпретации понятия сознания. Мы стараемся придерживаться стратегии, выбранной в первой части, и не уходить до определённого времени в философские рассуждения по проблеме. Наука чётких ответов не даёт, здесь, как оказывается, всплывает много разных несогласованных моментов. Есть над чем потрудиться учёным. Но полезная информация всё-таки есть, которую можно приобщить, так сказать, к делу.  

С точки зрения психологии, в общем смысле, сознание есть отражение действительности, по большому счёту, в мозгу живого существа. Отражение в определённой мере сопоставляется с рефлекторной реакцией на соответствующие стимулы. Предпосылкой появления рефлекса стала необходимость адаптации к условиям окружающей среды. Отражение действительности (информационных объектов) зачастую (кроме низших форм) происходит в виде целостных образов. Для человека характерно установление связей между образами, что отличает его от животных. Между тем, феномен сознания в психологии остаётся непонятным явлением.  В психологии не конкретно очерчены границы сознания, как явления. Таким образом, проблема сознания (по заверениям самих же учёных) не решается полностью психологией. И мы планомерно переходим к рассмотрению смежных с психологией дисциплин. Поэтому воспользуемся базой данных, накопленных, например, психофизиологией.

Психофизиология как наука изучает физиологические механизмы психики. По существу психофизиология представляет собой область междисциплинарных исследований (на стыке психологии и нейрофизиологии). В то же время нейрофизиология – раздел физиологии, в рамках которого изучаются функции нервной системы. Отсюда, обращаясь к психофизиологии, мы по большей части включаем дополнительно в наше исследование физиологические сведения, принципы жизнедеятельности организмов.

Начнём с общей физиологии, затем перейдём к нейрофизиологии и психофизиологии. Опираясь на данные физиологии, читаем буквально следующее: «Сознательное действие – это процесссамостоятельного и целенаправленного анализа информации, принятия решения и целенаправленной ответной реакции. Субстратом сознательной деятельности является кора больших полушарий мозга. Неспецифическая активирующая система ретикулярной формации поддерживает уровень бодрствования и сознания. Суть сознательной деятельности состоит в сравнении имеющихся в памятииндивидуума закреплённых сведений с поступающей извне информацией. Иначе – критической оценкой. Сознание – фильтр поступающей информации» [2, с.87]. Хорошо, добавляем, сознание – не только отражение действительности, но есть процесс. Другими словами, сознание можно представить в виде динамической информационной системы. Заметим, функция памяти играет важную роль в данном процессе. Далее указывается: «Все реакции организма протекают по трём стандартным схемам: 1. Сигнал не несёт существенной для организма информации. В этом случае возникает первичный и вторичный ответы ЦНС, не реализующиеся эффекторной реакцией. 2. Сигнал значим, но хорошо известен. Реакция формируется по типу подсознательногоответа с привлечением закреплённой поведенческой базы. 3. Сигнал значим, но нет стандартного решения. В этом случае идёт его активный сознательный поиск и происходит сознательное действие. При закреплении этой реакции действие может переходить на уровень подсознательного. Навык переходит на подсознательный уровень после многократной проверки путём осознанных действий с использованием всех ресурсов сознания» [2, с.88]. На самом деле подобная дифференциация информационных сигналов может послужить основой достаточно значимых выводов. К чему мы подойдём при изучении технических аспектов информационного обмена. Сейчас пока осторожно, без всяких притязаний на истинность, соединим некоторые психологические моменты с представленными схемами реакций организма. Вспомним разделение психики на стадии её развития. 1. Первая стадия – элементарная, когда реакция организма на свойство предметов не позволяет выделить из окружающей среды целостные образы. Соотнесём данную стадию с  чередой не существенных сигналов. Организмы, в этом случае, реагируют на информационные данные, никак не преобразуя их. Характерно для растений и простейших. Мы говорим о сознании вообще.

2. Вторая стадия (перцептивная) предполагает развитие памяти. Здесь проявляется животная инстинктивная особенность психики, когда отражение действительности происходит в виде целостных образов. В какой-то степени (зачаточной) включается мыслительный процесс. И реакция на сигнал формируется по типу подсознательного ответа. Речь идёт о животной психике.

3. Третья стадия (интеллектуальная) проявляется, по нашему мнению, всё-таки у человека. Она предполагает разумные действия, когда активируется мыслительный процесс. Это стадия самосознания, уровень человеческой психики. Происходит сознательное действие, сознательная реакция на значимый сигнал с целью поиска решения. Характерна способность установления связей между образами.

Заметьте, мы сделали текущее распределение по степени развития психики и типам реакций организма согласно уже изложенным научным сведениям, даже не вводя никаких принципиальных корректив. Получается, в зависимости от уровня сознания развивается различная реакция на сигналы внешней среды. Этот факт подразумевает эволюционное развитие сознания. Теперь акцентируем своё внимание на данных их нейрофизиологии. Здесь мы почерпнём основные сведения о рефлекторной деятельности нервной системы. Как уже было обозначено, отражение действительности (сознание) в чём-то напоминает рефлекторную реакцию. По всей видимости, лучше просто процитировать некоторые главные положения.

«Рефлекс – закономерная реакция организма на изменение внешней и внутренней среды, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы и проявляющаяся в возникновении, изменении или прекращении функциональной активности органов, тканей или всего организма в ответ на раздражение его рецепторов. Биологический смысл рефлекторной реакции – скорейшее приспособление организма к изменениям, происходящим во внешней или внутренней среде, избегание с этими изменениями неразрешимых конфликтных отношений, способных повлечь за собой гибель организма» [3, с.55].

«Рецепторы – нервные образования, преобразующие химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма внервные импульсы; периферическая специализированная часть анализатора, посредством которой только определённый вид энергии трансформируется в процесс нервного возбуждения» [3, с.55].

«Характер реакции может зависеть от силы раздражения. Изменение силы и длительности раздражения может привести к качественному изменению характера рефлекторного ответа» [3, с.56].

«Структурной основой рефлекторной деятельности являются нейронные цепи из афферентных, вставочных и эфферентных нейронов. Эти цепи образуют путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к исполнительному органу при осуществлении рефлекса. Этот путь получил название рефлекторной дуги, которая является материальной основой рефлекса. В состав рефлекторной дуги входят пять составных частей: 1. Рецептор (специализированная клетка, предназначенная для восприятия раздражителя). 2. Афферентный путь, представленный афферентными нейронами. 3. Участок ЦНС, представленный спинным или головным мозгом. 4. Эфферентный путь, состоящий из аксонов эфферентных нейронов, выходящих за пределы ЦНС. 5. Эффектор – рабочий орган (мышца, железа и т.д.)» [3, с.58].

«Нервный центр – совокупность нейронов, необходимых для осуществления определённого рефлекса или регуляции той или иной функции» [3, с.59].

Итак, виден общий механизм прохождения нервных импульсов в случае информационного воздействия: стимул – рецептор – нейрон – эффектор – реакция. Данную последовательность информационного взаимодействия (рефлекторную дугу) в каком-то смысле можно считать простейшей физической «моделью сознания», характерной для организма. Приобщение к подобному рефлекторному механизму реакции на информационный стимул, психики, сразу же заставляет нас говорить, по крайней мере, об инстинктах. То есть действительная обработка информации происходит вне представленной реакционной цепочки. Традиционно рефлексы классифицируют по типу образования на группы: условные и безусловные рефлексы. Безусловные рефлексы соотносятся с наследственно передаваемыми реакциями организма. Условные рефлексы возникают в процессе индивидуального развития. Накопление новых навыков происходит вместе с выработкой новых временных связей между нейронами, что зависит от условий внешней среды. Надо полагать, в том и другом случае многое зависит от психики. К примерам безусловного и условного рефлексов мы будем возвращаться в ходе нашего исследования. Мы рассматриваем проблему сознания, и с позиции нейрофизиологии сознание ещё – «состояние организма, при котором он может дать действительности соответствующую оценку» [4, с.402]. При явлении рефлекторной дуги никакой оценочной психической активности не возникает.

Утверждается, человеческого сознание отличается от животного сознания следующим:

«Во-первых, человеческое сознание по наследству не передаётся, наследуется лишь возможность формирования человеческого сознания в онтогенезе, причём это происходит только в условиях человеческого общества. Человек рождается с сознанием животных, которое, как и у животных, определяется биологическими потребностями и инстинктами.

Во-вторых, человеческое сознание носит созидательный характер – даёт возможность направить действия индивида и коллектива на производство предметов потребления и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности.

В-третьих, человеческое сознание обеспечивает соответствующую оценку образа жизни животных» [4, с.402]. Все эти постулаты указывают на признаки самосознания (человеческого сознания). Оценивать – свойство самосознания человека.

Отмечается, «у человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных – только первая. До настоящего времени чёткого, общепринятого определения понятия «сигнальные системы» не сформировалось. Сигнальные системы – это совокупность структур организма, обеспечивающих формирование, посылку и восприятие сигналов, и сами сигналы для обмена информацией между особями» [4, с.403].

Сигнальная система – система условно - и безусловнорефлекторных связей высшей нервной системы. Согласно большой медицинской энциклопедии сигнальные системы – система условных связей, ассоциаций, с помощью которых живые организмы взаимодействуют с окружающей средой. Первая сигнальная система формируется на базе любых раздражителей (звуки, запахи, зрительные образы и другие). То есть, по большому счёту, эта система связана с функциями органов чувств. Свойственная человеку вторая сигнальная система, реализуется в виде речи, языка жестов, письма, рисования и др. Возникает подозрение, что вторая сигнальная система – следствие развития человеческого самосознания.

Наконец, сейчас кратко рассмотрим психофизиологический подход к проблеме сознания. «Сознание представляет собой одно из самых сложных и в то же время загадочных проявлений деятельности мозга. Хотя слово «сознание» достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе, не существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, которые различны по смыслу. В более элементарном значении – это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, т.е. то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях. В этом же значении слово «сознание» иногда применяется к животным. Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, под сознанием понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми. В этом значении термин «сознание» применяется обычно только к человеку» [1, с.191]. В виду того, что нет в настоящее время единой концепции, объясняющей проблему сознания, то, действительно, возникает ощущение путаницы. Если говорить о сознании, которое имеет быть место у человека и животных, то речь идёт о сознании вообще. Но человек наделён, в отличие от животных, самосознанием, оно так же, как и сознание животных проявляется во время бодрствования и исчезает в период сна. Это «не два понятия, различных по смыслу», так сказать, но два вида одного понятия. Один вид сознания, более развитый, (самосознание) присущ человеку, но не животным.

Если в процесс сознания включается мозг, то получаемая информационная система будет называться психикой. Тогда с позиции психофизиологии «говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо отметить, что эти наиболее сложные проявления работы мозга не могут быть объяснены работой какой-то отдельной, изолированной группы нервных клеток, представляющих собой «центр сознания». Психические функции возникают на основе объединения в единую систему разных, функционально неоднородных нервных структур и специальной организации процессов мозга, обеспечивающей высокую степень мозговой интеграции» [1, с.191]. То есть психические процессы (сознание) обеспечиваются интеграционными процессами, в которых участвует мозг. Но до настоящего времени в отношении проблемы сознания в науке созданы пока только теории.

Есть интересная концепция природы сознания, разработанная П.В. Симоновым. «По его определению, сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям, что находит отражение в этимологии слова «сознание» - «совместное знание». Сознание возникло в процессе эволюции на базе потребности к общению, передачи знаний и объединения усилий высокоорганизованных членов сообщества, какими являлись наши предки. Однако поскольку внутренний мир человека скрыт от внешнего наблюдателя, передача сведений от одного человека к другому может происходить лишь путём абстракции, т.е. в виде знаков» [1, с.200]. Возьмём этот момент также на вооружение, когда будем описывать информационный обмен с технической точки зрения. «Таковой знаковой формой общения является речь, формирующаяся в процессе общения. На основе общения возникает и сознание как высшая форма психическая, свойственная только людям» [1, с.200]. Снова, между прочим, подразумевается – самосознание. Но исследование роли речи – наша большая и важная тема, к которой мы подберёмся в процессе.

В целом, мы не будем погружаться в рассмотрение различных гипотез, но, по мере надобности, намерены к ним обращаться, в контексте с излагаемой информацией. Нам ещё предстоит оценить общий, синтезируемый взгляд на сознание с позиции философии. Здесь получится, по всей видимости, прогнозируется более широкий обхват различных сведений. Пока, в заключение темы, подведём некоторый итог. Что допустимо сказать о сознании? Сознаниеотражение действительности в виде  процессов, объединённых в единую динамическую систему. Отражение подразумевает (с физической точки зрения) взаимодействие энергии с поверхностью (зеркальной), и, как следствие, изменение направления энергетического воздействия. Но это пока к слову. Между тем, есть важный момент, сознание проявляется тогда, когда доступна функция регистрации (фиксирования) воздействия (память). Что регистрируется? Вероятно, различные сигналы. В определённом смысле, сознание ещё – сигнальная система. Значение сигнала проявляется после его регистрации и интерпретации. При техническом подходе - данные или сигнал – кодированная информация. И сигналы служат для передачи данных. «Передача сведений от одного человека к другому может происходить лишь путём абстракции, т.е. в виде знаков». Символ – условный знак. Знак – используется для передачи информации. Чтобы лучше уточнить для себя, что такое знак, отметим следующее. Цифры – знаки чисел. Буквы – знаки звуков. Слово – частный случай знака. В большей степени символы, знаки, слова, цифры, буквы – образы. Все эти элементы кодируются. Поэтому информационный обмен, как предполагается, между людьми осуществляется в виде образной информации. И тут не обойтись без особенности человеческой психики – способности устанавливать взаимосвязи между образами. Пока рано делать подводящие черту выводы. Но все, вышеизложенные ключевые сведения, научные данные, станут для нас вспомогательным информационным материалом в дальнейшем работе по исследованию проблемы сознания. 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.