Литература. Живопись. Музыка. мир искусства»
Литература
Литература рубежа веков и начала 20 в., ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века.
Литература Серебряного века делилась на 2 направления:
Реалистическую
1) на первом плане – содержание (что);
2) главная тема – человек и мир, его окружающий.
| Нереалистическую – модернизм
1) на первом плане – форма
произведения (как);
2) главная тема – отстранение от
реальной жизни, от быта и
погружение в эмоции, в чувства,
а всё реальное – «пошлая жизнь».
| - реалисты: А. Куприн, И. Бунин, А. Толстой и др.
- пролетарская: Д. Бедный, Л. Радин
- крестьянская: Н. Клюев, С. Есенин
| - символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, Ф. Сологуб и др.
- акмеисты: Н. Гумилёв, А. Ахматова; О. Мандельштам
- футуристы: В. Маяковский, Игорь-Северянин, В. Хлебников
|
Но были и писатели, соединявшие в своём творчестве и те, и другие направления: М. Горький, Л. Андреев, М. Волошин, И. Анненский и др.
Эти 2 направления одновременно и переплетались, и отталкивались. И это странное единство и составило литературный процесс Серебряного века.
Живопись
Отличается отрицанием всякой традиции: художники уходили от правдоподобия. В живописи появились новые формы:
- импрессионизм – использование методов и приемов, позволяющих наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления: Валентин Серов («Девочка с персиками»), Константин Коровин («В лодке»), Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Филипп Малявин, Николай Мещерин, Александр Мурашко, Аркадий Рылов и др.
- кубизм – использование подчеркнуто геометрических условных форм, стремление «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы: Михаил Врубель («Демон сидящий»), Натан Альтман («Портрет Анны Ахматовой»), Виктор Татлин и др.
- абстракционизм – достижение «гармонизации» с помощью изображения определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая чувство полноты и завершенности композиции: Василий Кандинский («Москва», «Белый овал»), Казимир Малевич («Черный квадрат»), Михаил Ларионов и др.
- примитивизм – обдуманное упрощение картины, делающее ее формы примитивными, как творчество ребенка или рисунки первобытных времен: Давид Бурлюк («Приход весны и лета»), Людмила Воронова, Наталья Нестерова, Леонид Пурыгин и др.
Но существовали и другие направления:
- Модернизм: Виктор Борисов-Мусатов, Борис Кустодиев, Леон Бакст, Кузьма Петров-Водкин и др.
- Реализм: Николай Рерих, Исаак Левитан, Виктор Васнецов и др.
Музыка
- Музыка Серебряного века была утончённой, легкой. Композиторы: Александр Николаевич Скрябин, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Васильевич Рахманинов, Сергей Сергеевич Прокофьев,
- Расцвет русской оперы: Федор Иванович Шаляпин, Антонина Васильевна Нежданова, Леонид Витальевич Собинов
- Создан русский хор имени М.Е. Пятницкого.
Театр
В конце 19-начале 20 вв. не было единого театра. Но он появился в 1897 г., 22 июня, в 18 часов разговаривали в ресторане «Славянский базар» Константин Сергеевич Станиславский и Василий Иванович Немирович-Данченко, известные театральный режиссёр и композитор.
Они обговорили все вопросы, связанные с театром, и в 1898 г. 14 октября в Москве открылся Художественно-общественный театр (МХАТ).
Была разработана система К. Станиславского:
- все роли главные, вживаемость в роль;
- новые правила (3 звонка, антракт, после 3-го звонка в зал входить запрещено, занавес);
- декорации (к каждому спектаклю отдельные, достоверность), освещение, поворот сцены.
Благодаря этому появились новые актрисы, такие как:
Вера Федоровна Комиссаржевская – актриса романтико-трагическая. «Манера Комиссаржевской». Изломанные женские биографии: Лариса Огудалова, Нина Заречная и др.
Мария Николаевна Ермолова – героико-трагическая актриса. Играла королев.
«мир искусства»
В 1890 г. появилось объединение «Мир искусства», в котором появляется Сергей Павлович Дягилев, который показал русское искусство всему миру (русские сезоны в Париже и Лондоне 1906-1914 гг.):
1) знакомство с творчеством русских художников,
2) знакомство с русской оперой;
3) знакомство с русским балетом (Анна Павловна Павлова, Вацлав Фомич Нежинский);
4) знакомство с русской симфонической музыкой.
|