|
||||||||||||||||||||||
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Слова в тексте художественного произведения живут по своим законам, принципам, соединяясь в словосочетания, предложения, периоды, сложные синтаксические конструкции, устанавливая своеобразные семантические отношения друг с другом и с удаленными лексическими единицами из других текстов. Лексика и морфология поставляют семантический и стилистический материал, а синтаксис выстраивает его в детали, блоки, чтобы выразить законченную мысль. Как постичь красоту, мелодичность и ритм художественного произведения, а также завершенность и целостность художественного высказывания без комплексного анализа языка художественного произведения? Знание о структурных типах синтаксических единиц помогает ответить на вопрос, почему, с какой целью автор употребляет именно такую синтаксическую конструкцию. Знание структурных типов синтаксических единиц поможет понять эстетическую функцию предложения в тексте художественного произведения. Ведь помимо общего синтаксиса существует и поэтический синтаксис, синтаксические фигуры речи.
1. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС 2.ВОСКЛИЦАНИЕ Существительное «восклицание» образовано от глагола «восклицать» и обозначает «возглас, выражающий сильное чувство». Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления выразительности речи. 3. ОБРАЩЕНИЕ Существительное «обращение» образовано от глагола «обращаться», «обращать» и обозначает слово или группу слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью. М.В.Ломоносов писал: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, толковать, поздравлять и проч., к кому слово… обращается». Танцовщик! Ты богат. ( А.П.Сумароков. Эпиграмма.) 3.ИНВЕРСИЯ Латинское слово «инверсия» имеет значение «перестановка, переворачивание». В русском языке существует прямой и обратный порядок слов. Инверсия – это нарушение прямого порядка слов (подлежащее-сказуемое). Как художественный прием инверсия используется многими авторами для достижения интонационной и стилистической выразительности, для подчеркивания смысловой значимости какого-либо слова или придания всей фразе особой стилистической окрашенности. Роняет лес багряный свой убор, 4.ПОВТОР слов или частей предложения- это тоже синтаксический прием, имеющий несколько разновидностей, о которых мы поговорим отдельно в следующей главе. Пока запомните, что он обязательно несет смысловую нагрузку и на него обязательно стоит обращать внимание. 5.ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (в литературе), экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь" П. Г. Антокольский). 6. ГРАДАЦИЯ Слово «градация» в латинском языке означает «постепенное повышение, усиление». Градация – это фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.("Не жалею, не зову, не плачу." или "Отпил, отведал, пригубил") 7. АМПЛИФИКАЦИЯ (т.е. расширение) – стилистическая фигура, использование однородных элементов речи: определений, синонимов, сравнений, антонимических противопоставлений для усиления выразительности речи. 8. АНТИТЕЗА как выразительное средство синтаксиса. Он с умилением глядел на своих приятелей, любовался ими и завидовал. Как у этих здоровых, сильных, веселых людей все уравновешено, как в их умах и душах все закончено и гладко! Они и поют, и страстно любят театр, и рисуют, и много го-ворят, и пьют, и голова у них не болит на другой день после этого: они и поэтичны, и распутны, и нежны и дерзки; они умеют и работать, и возмущаться, и хохотать без причины, и говорить глупости; они горячи, честны, самоотверженны и как люди ничем не хуже его, Васильева, который сторожит каждый свой шаг и каждое свое слово, мнителен, осторожен и малейший пустяк готов возводить на степень вопроса….Вышел он из ресторана со смехом. Ему нравились его приятели – один в помятой широкополой шляпе с претензией на художественный беспорядок, другой в котиковой шапочке, человек не бедный, но с претензией на принадлежность к ученой богеме; нравился ему снег, бледные фонарные огни, резкие черные следы, какие оставляли по первому снегу подошвы прохожих; нравился ему воздух и особенно этот прозрачный, нежный, наивный, точно девственный, тон, какой в природе можно наблюдать только два раза в год: когда все покрыто снегом, и весною в ясные дни или лунные вечера, когда на реке ломает лед. 9.Одним из самых распространенных не только в художественной, но и в обыденной речи синтаксических приемов является ЭЛЛИПС (греч. elleipsis- оставление). Это имитация разрыва грамматической связи, заключающаяся в пропуске слова или ряда слов в предложении, при котором смысл пропущенных членов легко восстанавливается из общего речевого контекста. Данный прием чаще всего используется в эпических и драматических сочинениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации разговора эллипс является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова. Следовательно, в разговорной речи за эллипсами закреплена исключительно практическая функция: говорящий передает собеседнику информацию в необходимом объеме, используя при этом минимальный лексический запас. Между тем, использование эллипса как выразительного средства в речи художественной может быть мотивировано и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей (ч.I, гл.3) эллипсы служат дополнительным средством выражения его отчужденного состояния: - …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь? - Я [кое-что] делаю… - нехотя и сурово проговорил Раскольников. - Что [ты] делаешь? - [Я делаю] Работу… - Каку работу [ты делаешь]? - [Я] Думаю, - серьезно отвечал он помолчав. Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчеркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других. Часто эллипсы обозначают и стремительную смену состояний или действий. Такова, например, их функция в пятой главе «Евгения Онегина», в повествовании о сне Татьяны Лариной: «Татьяна [ ] ах! а он [ ] реветь…», «Татьяна [ ] в лес, медведь [ ] за нею…».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля Задание 1. Замените перифразы географическими названиями. Вопросы к кроссворду: · o
Решение:
Задание 2. Вставьте на место пропусков в таблице термины, определения которых даны в правом столбце.
Слова для подстановки: параллелизм, инверсия, градация, антитеза. Решение:
Решение «анафора», «антитеза».
Исправьте ошибки и запишите нормированные словосочетания. Выслать на рассмотрение - Выдать кредит - Вести контроль - Заводить уголовное дело - Выполнить закон - Исполнить поручение - Предпринимать меры- Играть значение - Повысить успеваемость -
|
||||||||||||||||||||||
|