Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Голосование за поправки в Конституцию 1 июля 2020 года



 

Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права. Конституция РФ 1993 г.: гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту; каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества; на всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским; запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства.

Задачи национальной политики: 1) обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа; 2) сохранить исторически сложившуюся целостность Российского государства.

Основные принципы национальной политики

* равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;

* запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

* сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

* равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

* гарантия прав коренных малочисленных народов;

* право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

* содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

* своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

* запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

* защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах.

Тенденции общественного развития, оказывающие влияние на межнациональные отношения: а) стремление народов к самоопределению и процесс интеграции российского общества; б) возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности; в) потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов; г) стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.

Основные задачи государственной национальной политики

1) в политической и государственно-правовой сфере:

– формирование Федерации путем развития и углубления федеративных отношений;

– создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;

– объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;

– выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

– разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации;

– обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

– решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма и пр.;

2) в социально-экономической сфере:

– реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

– выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

– рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;

– развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации и т. д.;

3) в духовной сфере:

– формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

– сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

– обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

– учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности и др.;

4) в области внешней политики:

– содействие процессу реинтеграции на новой основе государств – бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;

– реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;

– заключение договоров и соглашений с государствами – бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;

– выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

– сотрудничество государств – бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов и др.

Механизм реализации государственной национальной политики – обеспечение эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработка и выполнение государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, налаживание плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.

Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы. С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.

Голосование за поправки в Конституцию 1 июля 2020 года

1 июля 2020 года пройдет всероссийское голосование по поводу пакета поправок, вносимых в Конституцию РФ. Ответим на самые распространённые на сегодняшний день вопросы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.