Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работу необходимо сдать до 22.05.20 г.



 

Задание 18 группе за 21.05.2020 г.

Работа №17 рассчитана 3 часа  

1. Ознакомьтесь с конспектом.

2. Выполните задания в конце конспекта.

3. Выполненную работу присылать по почте aleksandraglotova471@gmail.com. В имени файла указывайте свою Фамилию, группу, предмет и номер работы.

4. Работу необходимо сдать до 22.05.20 г.

Сетевая этика и культура

Осо­бое зна­чение при ис­пользо­вании компьютер­ных се­тей при­об­ре­та­ет се­тевая культу­ра, в том чис­ле эти­ка об­ще­ния в се­ти. Очень мно­гие сейчас свя­зыва­ют ин­форма­ци­он­ное об­щес­тво имен­но с Ин­терне­том как ос­но­вой но­вейших ин­форма­ци­он­ных от­но­шений. Ин­тернет — это объеди­ня­ющее на­чало, с ко­торо­го, собс­твен­но, и на­чал­ся пе­реход к ин­форма­ци­он­но­му об­щес­тву.

Со­ци­альные се­ти или се­тевые со­об­щес­тва ста­ли но­вым эле­мен­том сов­ре­мен­ной культу­ры XXI в., ко­торый сфор­ми­ровал­ся как но­вый фор­мат вза­имо­действия лю­дей — гло­бальные ком­му­ника­ции или Web2.0.

Со­ци­альная сеть (social network) — со­ци­альная струк­ту­ра, сос­то­ящая из груп­пы уз­лов, ко­торы­ми яв­ля­ют­ся со­ци­альные объек­ты (лю­ди и со­об­щес­тва лю­дей), и свя­зей меж­ду ни­ми (со­ци­альных вза­имо­от­но­шений).

Тер­мин был вве­ден в 1954 г. со­ци­оло­гом из «Ман­честер­ской шко­лы» Джеймсом Бар­нсом. Мно­гие со­ци­оло­ги вы­ража­ли мне­ние о важ­ности рас­смот­ре­ния об­щес­тва как слож­ной мо­дели, пос­тро­ен­ной на се­ти вза­имо­от­но­шений. Компьютер­ные се­ти смог­ли ре­али­зовать дан­ную мо­дель на прак­ти­ке.

Для ана­лиза со­ци­альных се­тей как суб­культу­ры ис­пользу­ет­ся це­лый ряд ко­личес­твен­ных и ка­чес­твен­ных по­нятий, та­ких как сте­пень цен­тра­лиза­ции, сте­пень объеди­нения в от­дельные груп­пы по приз­на­кам, сте­пень свя­зей и проч. Один из са­мых из­вес­тных при­меров ана­лиза был про­веден в 1970-е гг. аме­рикан­ским со­ци­оло­гом Мар­ком Гра­новет­те­ром (Mark Granovetter). Он по­казал, что для мно­гих со­ци­альных за­дач, та­ких как по­иск ра­боты, нап­ри­мер, сла­бые свя­зи ока­зыва­ют­ся нам­но­го эф­фектив­нее, чем сильные. Этот эф­фект он наз­вал «си­лой сла­бых свя­зей», ко­торый фак­ти­чес­ки уп­равля­ет ди­нами­кой рас­простра­нения со­ци­альных се­тей в Ин­терне­те.

Со­ци­альные се­ти в Ин­терне­те ус­тра­ня­ют меж­личнос­тные прег­ра­ды и да­ют без­гра­нич­ные воз­можнос­ти для об­ще­ния лю­дям всей пла­неты. Осо­бен­ностью этих се­тей яв­ля­ет­ся то, что те­перь не только компьютер, но и лю­бые ус­тройства, под­клю­чен­ные к Ин­терне­ту, ста­ли средс­твом вза­имо­действия лю­дей в Ин­терне­те «на хо­ду».

Со­ци­альная сеть с тех­но­логи­чес­кой точ­ки зре­ния — это ин­те­рак­тивный мно­гопользо­вательский сайт, кон­тент ко­торо­го на­пол­ня­ет­ся его по­сети­теля­ми, с воз­можностью ука­зания ка­кой-ли­бо ин­форма­ции об от­дельном че­лове­ке, по ко­торой ак­ка­унт пользо­вате­ля смо­гут найти дру­гие учас­тни­ки се­ти. Та­ким об­ра­зом сеть мо­жет быс­тро раз­растаться.

Со­ци­альная сеть в кон­тек­сте культу­ры — это со­ци­альная струк­ту­ра, сос­то­ящая из уз­лов, ко­торы­ми яв­ля­ют­ся со­ци­альные груп­пы и ин­ди­виду­умы. Од­на из при­выч­ных струк­тур в со­ци­альных се­тях — это сис­те­ма «дру­зей» и «групп». В этом смыс­ле каж­дая со­ци­альная сеть соз­да­ет в Ин­терне­те свой мир об­ще­ния или вир­ту­альную суб­культу­ру. Су­щес­тву­ют серьез­ные рис­ки в фор­ми­рова­нии та­ких суб­культур, ос­но­ван­ные на про­ник­но­вении в них не­гатив­ной ин­форма­ции или раз­ру­шительных идей.

В нас­то­ящее вре­мя наб­лю­да­ют­ся про­цес­сы гло­бали­зации суб­культур и сра­щива­ния со­ци­альных се­тей с по­лити­кой и средс­тва­ми мас­со­вой ин­форма­ции (со­ци­альные ме­диа), что мо­жет по­рож­дать как зна­чимые гло­бальные по­зитив­ные про­ек­ты (об­ра­зова­тельные се­ти, се­ти зна­ний, бла­гот­во­рительные, культу­роло­гичес­кие, ин­теллек­ту­альные и твор­ческие со­об­щес­тва), так и раз­ру­шительные ак­тивнос­ти, про­воци­ру­ющие аг­рессив­ное по­веде­ние в со­ци­альных груп­пах, а так­же раз­жи­га­ющие в Ин­терне­те ин­форма­ци­он­ные вой­ны.

По­это­му в пе­ри­од Web 2.0 ог­ромное зна­чение при­об­ре­ла ин­форма­ци­он­ная бе­зопас­ность го­сударс­тва, вклю­ча­ющая в се­бя за­щиту граж­дан от ин­форма­ци­он­ной аг­рессии, за­щиту пер­со­нальных дан­ных граж­дан, за­щиту от внеш­них атак веб-ре­сур­сов, осо­бен­но та­ких, как го­сударст­вен­ные пор­та­лы, пре­дос­тавля­ющие на­селе­нию элек­трон­ные ус­лу­ги, в том чис­ле, нап­ри­мер, ус­лу­ги об­слу­жива­ния на­селе­ния по элек­трон­ным пла­теж­ным кар­там. Фор­ми­рова­ние у граж­дан эпо­хи гло­бальных ком­му­ника­ций но­вой ин­форма­ци­он­ной культу­ры ста­новит­ся на­сущ­ной не­об­хо­димостью сов­ре­мен­но­го об­щес­тва.

При­мера­ми на­ибо­лее мас­со­вых рус­ско­языч­ных со­ци­альных се­тей яв­ля­ют­ся сле­ду­ющие ин­тернет-ре­сур­сы:

· vk.com — «ВКон­такте» (рос­сийская со­ци­альная сеть);

· my.mail.ru — «Мой мир@mail.ru» (рос­сийская со­ци­альная сеть).

· odnoklassniki.ru — «Од­ноклас­сни­ки.ru» (рос­сийская со­ци­альная сеть);

· facebook.com — «Facebook»;

· plus.google.com — «Google+»;

· instagram.com — «Instagram».

Для учас­тни­ков со­ци­альных се­тей действу­ют пра­вила се­тево­го эти­кета.

Учи­тывая не­уп­равля­емый, пос­то­ян­но рас­ту­щий объем са­мой раз­ной ин­форма­ции в Ин­терне­те, эти­ке в ней при­да­ет­ся не­мало­важ­ное зна­чение. С каж­дым днем воп­рос об эти­чес­ких нор­мах в Ин­терне­те при­об­ре­та­ет все большую ак­ту­альность. Ведь для то­го, что­бы Ин­тернет стал по­ис­ти­не средс­твом мас­со­вой ком­му­ника­ции лю­дей, не­сом­ненно, нуж­но при­дер­жи­ваться об­щепри­нятых эти­чес­ких норм и цен­ностей.

Ин­тернет как средс­тво мас­со­вой ком­му­ника­ции дос­тиг та­кого уров­ня раз­ви­тия и воз­действия на об­щес­твен­ную жизнь, ко­торый тре­бу­ет го­сударст­вен­но­го вме­ша­тельства в ви­де при­нятия за­конов, ре­гули­ру­ющих де­ятельность, свя­зан­ную с Ин­терне­том, ибо го­сударс­тво выс­ту­па­ет за­щит­ни­ком сво­их граж­дан, в том чис­ле и от не­качес­твен­ной или амо­ральной ин­форма­ции.

Од­на­ко и прос­тые пользо­вате­ли се­ти не дол­жны за­бывать про эти­чес­кие нор­мы. Сейчас в Ин­терне­те су­щес­тву­ет дос­та­точ­но мно­го сайтов, бло­гов, ча­тов и кон­фе­рен­ций, пос­вя­щен­ных дан­но­му воп­ро­су. По мне­нию большинс­тва ис­сле­дова­телей, дан­ная проб­ле­ма очень важ­на как для бо­лее упо­рядо­чен­но­го раз­ви­тия Все­мир­ной па­ути­ны, так и для ста­нов­ле­ния но­вого вы­соко­морально­го че­лове­ка — чле­на ин­форма­ци­он­но­го об­щес­тва.

В це­лях оп­ре­деле­ния нап­равле­ния та­кого ре­гули­рова­ния в ря­де стран бы­ли про­веде­ны спе­ци­альные ис­сле­дова­ния, соз­да­ны об­щес­твен­ные объеди­нения, раз­ра­баты­ва­ют­ся ко­дек­сы по­веде­ния во Все­мир­ной се­ти, при­нима­ют­ся за­коны. Все упо­мяну­тые до­кумен­ты дос­тупны в Ин­терне­те, что де­ла­ет из­лишним их пе­рес­каз или под­робный ана­лиз. Вмес­те с тем крат­кая их ха­рак­те­рис­ти­ка да­ет воз­можность по­нять нап­равле­ния раз­ви­тия се­тево­го за­коно­да­тельства, эти­ки и опы­та ре­гули­рова­ния Ин­терне­та. Ин­терна­ци­ональная при­рода Ин­терне­та поз­во­ля­ет ут­вер­ждать, что проб­ле­мы за­коно­дательно­го ре­гули­рова­ния де­ятельнос­ти в Се­ти но­сят об­щий ха­рак­тер и оди­нако­вы для всех стран. И имен­но оза­бочен­ность го­сударс­тва пе­ред пер­спек­ти­вой иметь ря­дом с со­бой та­кой не­кон­тро­лиру­емый ор­га­низм, как Ин­тернет, спо­соб­ный вли­ять на соз­на­ние граж­дан, по­буж­да­ет ак­тивно мыс­ля­щее ми­ровое со­об­щес­тво к пра­вово­му ре­гули­рова­нию се­тевых от­но­шений, в том чис­ле соз­да­нию и под­дер­жке се­тевой эти­ки.

Ин­тернет ста­новит­ся то­тальным в пла­нетар­ных мас­шта­бах ис­точни­ком все­воз­можнейшей ин­форма­ции и сре­дой ин­те­рак­тивно­го об­ще­ния. С раз­ви­ти­ем Ин­терне­та в оби­ход вхо­дит по­нятие нэ­тикет.

Нэ­тикет (от англ. net — сеть и etiquette — эти­кет) — со­вокуп­ность пра­вил, сло­жив­шихся сре­ди пользо­вате­лей гло­бальной се­ти.

Пер­вый Ко­декс компьютер­ной эти­ки был раз­ра­ботан в 1979 г. в США. При­нятие ко­дек­са бы­ло про­дик­то­вано по­нима­ни­ем то­го, что ин­же­неры, уче­ные и тех­но­логи ре­зульта­тами сво­ей де­ятельнос­ти оп­ре­деля­ют ка­чес­тво и ус­ло­вия жиз­ни всех лю­дей в ин­форма­ци­он­ном об­щес­тве.

Прин­ци­пами, раз­ра­ботан­ны­ми в рам­ках компьютер­ной эти­ки, яв­ля­ют­ся:

· тайна час­тной жиз­ни(privacy) — пра­во че­лове­ка на ав­то­номию и сво­боду в час­тной жиз­ни, пра­во на за­щиту от втор­же­ния в нее ор­га­нов влас­ти и дру­гих лю­дей;

· точ­ность(accuracy) — соб­лю­дение норм, свя­зан­ных с точ­ным вы­пол­не­ни­ем инс­трук­ций по экс­плу­ата­ции сис­тем и об­ра­бот­ке ин­форма­ции, чес­тным и со­ци­ально-от­ветс­твен­ным от­но­шени­ем к сво­им обя­зан­ностям;

· час­тная собс­твен­ность(property) — неп­ри­кос­но­вен­ность час­тной собс­твен­ности — ос­но­ва иму­щес­твен­но­го по­ряд­ка в эко­номи­ке. Сле­дова­ние это­му прин­ци­пу оз­на­ча­ет соб­лю­дение пра­ва собс­твен­ности на ин­форма­цию и норм ав­тор­ско­го пра­ва;

· дос­тупность(accessibility) — пра­во граж­дан на ин­форма­цию, ее дос­тупность в лю­бое вре­мя и в лю­бом мес­те.

В обыч­ном об­щес­тве каж­дый мо­жет пре­тен­до­вать на ин­ди­виду­ализм, т.е. лич­ную сво­боду, но во мно­гих слу­ча­ях ин­ди­виду­ализм дол­жен ид­ти на ком­про­мисс с ин­те­реса­ми большой со­ци­альной груп­пы, быть за­коно­пос­лушным. Ник­то не ста­нет по­лагать, что Сеть жи­вет во­об­ще без проб­лем и зло­упот­ребле­ний. Од­на­ко ес­ли эти проб­ле­мы не раз­ре­ша­ют­ся са­мим се­тевым со­об­щес­твом, они мо­гут стать объек­том пра­вовой за­щиты и да­же су­деб­но­го раз­би­ра­тельства. Важ­но под­чер­кнуть, что прин­цип дос­тупнос­ти го­сударст­вен­ной ин­форма­ции по Ин­терне­ту при­нят мно­гими стра­нами как од­но из ус­ло­вий раз­ви­тия де­мок­ра­тичес­ких прав граж­дан.

Сто­ит пе­речис­лить не­кото­рые действия, счи­та­ющи­еся в Ин­терне­те «вред­ны­ми» при­выч­ка­ми или пра­вона­руше­ни­ями, ко­торых со­от­ветс­твен­но сле­ду­ет из­бе­гать:

· чрез­мерное ув­ле­чение пользо­вате­ля се­ти иг­ра­ми во вред обу­чению или про­фес­си­ональной де­ятельнос­ти;

· чрез­мерное пре­быва­ние в Ин­терне­те, на­руша­ющее нор­мальный ритм жиз­ни;

· аг­рессив­ное, на­до­ед­ли­вое и иное ан­ти­об­щес­твен­ное по­веде­ние в Се­ти;

· умыш­ленное вре­ди­тельство или вме­ша­тельство в де­ла дру­гих, в их ин­форма­цию и ПО;

· пуб­ли­кация файлов аг­рессив­но­го или амо­рально­го со­дер­жа­ния;

· на­руше­ние ав­тор­ских прав, пла­ги­ат.

Отыс­кать пра­вовые ак­ты и за­коны по пе­речис­ленным те­мам и дру­гим воп­ро­сам, свя­зан­ным с эти­кой и пра­вила­ми ра­боты в Ин­терне­те, в юри­дичес­кой БД мож­но, нап­ри­мер, в ба­зе «Кон­сультант­Плюс» (http://www.consultant.ru/online) (рис. 6.35). Эта ба­за дан­ных со­дер­жит пра­вовую и нор­ма­тив­ную ин­форма­цию для рос­си­ян. Она удоб­на тем, что в ней в со­от­ветс­тву­ющих руб­ри­ках соб­ра­ны за­коно­дательные и нор­ма­тив­ные ак­ты по раз­личным те­мати­чес­ким нап­равле­ни­ям, а так­же что ин­форма­ция пос­то­ян­но ак­ту­али­зиру­ет­ся (об­новля­ет­ся). Эта ба­за не­об­хо­дима для ра­боты ру­ково­дите­лей, эко­номис­тов, юрис­тов, уче­ных, сту­ден­тов, а так­же всех тех, ко­му не­об­хо­дим дос­туп к вы­верен­ной и ак­ту­альной ин­форма­ции нор­ма­тив­но-пра­вово­го ха­рак­те­ра.

Рис. 6.35.Интернет-версия системы «КонсультантПлюс»

Вопросы и задания

1. В чем зак­лю­ча­ет­ся се­тевая эти­ка и се­тевая культу­ра?

2. Пе­речис­ли­те прин­ци­пы по­веде­ния в се­ти. Оха­рак­те­ризуйте каж­дый прин­цип.

3. Ка­ковы ос­новные пра­вила се­тевой эти­ки?

4. Оз­на­комьтесь с Фе­деральным за­коном «О пер­со­нальных дан­ных» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/). фото или копировать текст закона

5. За­регис­три­руйтесь и соз­дайте лич­ный ка­бинет на пор­та­ле го­сударст­вен­ных ус­луг. (фото)

 

Задание

Ис­пользуя ба­зу «Кон­сультант­Плюс» (http://www.consultant.ru/online), найди­те пра­вовые нор­мы, ре­али­зу­ющие от­ветс­твен­ность граж­дан за на­руше­ние пра­вил ис­пользо­вания ли­цен­зи­он­но­го ПО, ре­гули­рова­ния ав­тор­ских прав на элек­трон­ные ис­точни­ки ин­форма­ции, на раз­ме­щение в се­ти ин­форма­ции амо­рально­го или аг­рессив­но­го со­дер­жа­ния. В отчете указать название документа , статьи и конкретный текст.

Каждый документ должен быть под порядковым номером.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.