![]()
|
|||
Внимательно изучите учебный материал. Составьте краткие рекомендации.Внимательно изучите учебный материал. Составьте краткие рекомендации. Глава I Психолого-педагогические особенности обучения взрослых
Психолого-педагогические особенности обучения взрослых неоднозначны. Их можно структурировать по следующим направлениям. Во-первых, взрослый обучающийся загружен текущими делами на работе. Отведенное на обучение время четко регламентировано, оно не позволяет погрузиться в новый тип деятельности, встав в позицию ученика. Во-вторых, влияние биологического возраста определяет особенности мыслительных процессов: емкость памяти человека начинает снижаться, менее оперативными и гибкими становятся мыслительные процессы. В-третьих, накопленный профессиональный опыт ведет, с одной стороны, к ослаблению желания включиться в образовательное пространство в качестве обучающихся (т.е. подавляет познавательную активность, мотивацию к обучению), а с другой, его адекватное использование в учебном процессе может являться необходимым условием для успешного обучения. В-четвертых, существуют психологические барьеры, которые выступают в качестве внутренних препятствий (нежелание, боязнь, неуверенность) человека, мешают ему успешно и смело работать. Можно предложить провести анкетирование, которое позволит выявить способность к саморазвитию, факторы, стимулирующие и препятствующие обучению и развитию (см. Приложение 1). Эту анкету можно провести не только среди студентов заочной формы обучения, но и среди преподавателей учебного заведения. Используя совокупность психологических барьеров для защиты, человек строит различные отражения внешней среды. Из потока внешней информации он выбирает только ту, которая может быть усвоена и присовокуплена к накопившемуся опыту. Но статичное, сложившееся представление о мире препятствует творческому процессу, обращенному к пониманию нового. Поэтому возникает задача освобождения человека от влияния защиты, деформирующей его личностный рост. В среднем возрасте механизмы защиты достаточно жестко, прочно закреплены в структуре личности. При обучении взрослых у них прослеживаются такие черты, как догматизм, робость, мнительность. В-пятых, взрослый имеет устойчивую систему профессиональных стереотипов. Неумение преодолеть ее в поведении и мышлении не позволяет человеку стать более открытым, непосредственным, чутким к творческим начинаниям. Это становится тормозом в ситуации перестройки профессиональной деятельности, мешает объективно оценивать и анализировать собственный профессиональный багаж (см. Приложение 2). При организации обучения мы должны знать следующее: - Взрослым невозможно навязать обучение. Они должны захотеть учиться. Готовность взрослого к обучению формируется из его осознанной внутренней потребности. - Ведущая роль в процессе обучения взрослых должна принадлежать им. Взрослые обучающиеся стремятся к самостоятельности, самореализации и самоуправлению в учебе, как и в других аспектах жизни. - Взрослые будут с интересом изучать только то, что им необходимо для решения профессиональных проблем, достижения поставленных целей, то, что они рассчитывают незамедлительно применить на практике. Им нужны скорее не знания, а новые схемы деятельности. - Взрослые будут лучше обучаться в неформальной обстановке, с применением разнообразных форм и методов, без оценивающих процедур и конкуренции, но с открытой процедурой диагностики, позволяющей им самостоятельно оценивать свою деятельность. - Взрослые имеют предшествующий опыт, который необходимо использовать в учебном процессе. В ходе обучения этот опыт может быть не только проблематизирован, но и актуализирован.
Глава II Как организовать учебный процессдля взрослых
2.1 Общая схема учебного процесса в целом может быть представлена следующими элементами: · Обеспечение учебной мотивации; · Организация деятельности обучаемых в соответствии с принципами развивающего обучения; · Контроль результатов обучения. Создание учебной мотивации. Эта задача не из легких. По типу доминирующих мотивов можно представить такие группы взрослых. Первая группа. Это обучающиеся, которые отличаются инициативностью, выраженным стремлением к успеху, высоким результатом, соревнованию и первенству. Для них основными выступают мотивы самореализации и саморазвития. Вторая группа. Это обучающиеся, которым свойственна исполнительность, но особой склонности к активным действиям нет. Но для них преподаватели должны создавать атмосферу успеха и признания, и тогда они могут изменить свое отношение к обучению. Третья группа. Это обучаемые, ориентированные не на саму работу, а на получение «оценок» любым путем. 2.2 Отбор учебного материала
Исходя из практики своего преподавания и общения с преподавателями, на вопрос, какие критерии используете Вы для отбора учебного материала для взрослых студентов, получаешь, как правило, два типа ответов. Одни – «отбираем все новое, что есть в данной науке». Другие – «отбираем нужность материала для формирования практических навыков». И, на мой взгляд, вторая точка зрения важнее, она аккумулируется в простом девизе: «не новое, не старое, а нужное». Для отбора учебного материала целесообразно воспользоваться следующим алгоритмом: - выделить индивидуальные затруднения обучающихся в их профессиональной деятельности и зафиксировать их; - систематизировать выделенные затруднения, разделив их на группы; - определить методы, с помощью которых необходимо рассмотреть эти затруднения в каждой конкретной группе; Отобрать ту часть учебного материала, которая должна быть освоена для выполнения задания и выработки определенных навыков.
2.3 Развивающее обучение для взрослых Одной из эффективных форм развивающего обучения является игровая форма организации процесса обучения со взрослыми. Проблема обучения взрослых – это не только проблема прямого формирования нового, но также и проблема переучивания и преодоление сопротивления обучению. Игровые формы в этом случае являются наиболее адекватными. Они способствуют снятию стереотипов прошлого профессионального опыта и превращению учебного процесса в процесс управления развитием личности. Игровые формы многообразны и позволяют достичь разные цели: от приобретения навыка избегать конфликтных ситуаций до развития творческих способностей. Наиболее предпочтительнее – ролевые игры. Как правило, они нацелены на развитие коммуникативных способностей обучаемых (умений действовать в конфликтных ситуациях, вставать на чужую точку зрения, понимать другого, прогнозировать влияние на собеседника своих действий и др.). Использование ролевых игр предполагает обязательную организацию рефлексии осуществленной деятельности. В ином случае учения не происходит. Деловая игра – еще один тип игр. Ее потенциальные возможности более широки, чем ролевых игр. Они позволяют формировать у участников игры как целостное представление о профессиональной деятельности, передать профессионализм знаний в деятельной форме, так и развивать рефлексивные способности. Сущность деловой игры заключается в имитации профессиональной деятельности. (Подробно об игровой деятельности, ее типах, способах и приемах применения см. в моей метод. разработке). Дидактические игры как средство познавательной деятельности студентов. Самой полифункциональной из игровых форм является организационно обучающая игра (ООИ). В ООИ осуществляется имитация полного цикла развития деятельности – от подхода к решению какой-либо ситуации до обобщенной оценки найденного способа решения, что соответствует общей структуре интеллектуальной деятельности. Она включает в себя следующие процедуры 1. анализ ситуации и выявление проблемных точек; 2. определение ведущей стратегии действий и определение целей и плана деятельности; 3. выбор способов и средств деятельности и реализация решения; 4. получение результатов и оценка эффективности пути их получения. Результатом применения ООИ является обретение их участниками профессиональных средств деятельности, поскольку именно они становятся объектом в игре. Итак, имея четко поставленные цели, сформулированные принципы организации обучения, отобранное содержание и арсенал методов и форм обучения, преподаватель может создать такую систему работы на уроках, которая удовлетворит познавательные потребности самого «необучаемого» обучаемого.
2.4 Контроль и диагностика процесса и результатов обучения Контроль применительно к процессу обучения взрослых имеет свою специфику по сравнению с процессом обучения подростков. Как уже отмечалось выше, взрослые не любят контроля за собой, в том числе и в обучении. Поэтому при организации процесса обучения взрослых следует отдать предпочтение самоконтролю. Поэтому важно применять входной промежуточный и выходной срез его профессиональных умений. Для этого преподавателю необходимо разработать критерии диагностики исходного состояния обучаемого, а также критерии промежуточных и итоговых состояний. Для студентов заочного отделения в Методических пособиях по учебным дисциплинам должны быть обязательно разработаны такие вопросы, причем, они должны быть разной сложности. Конечно, самообразование взрослого человека – процесс индивидуальный. Успешность самообразования зависит от многих факторов: - от умения студента организовать свое личное время; - от составления индивидуального плана самообразования и умения реализовать его и т.д.; Но самое главное в этом процессе – желание и стремление самого человека к собственному развитию и совершенствованию. Стремление взрослого на развитие является основанием для инициирования всех образовательных процессов.
Составьте краткие рекомендации по организации учебного процесса со взрослыми обучающимися.
|
|||
|