Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание 18. Пунктуационное оформление слов и конструкций, не являющихся членами предложения: все задания



Задание 18. Пунктуационное оформление слов и конструкций, не являющихся членами предложения: все задания

1. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания.

Должно быть (1) любому ребёнку Земли
Знакома игра под названьем «Замри».
Орут чертенята с зари до зари:
«Замри!..»
«Замри» – это, в общем-то, детский пароль,
Но взрослым его не хватает (2) порой.
Не взять ли его у детишек взаймы –
«Замри»?
<…>
Послушай-ка (3) друже (4) а что если (5) вдруг (6)
Ты (7) мне не такой уж и преданный друг?
Да ты не пугайся, не злись, не остри –
«Замри!»

(Л.А. Филатов)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

2. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания.

<…>
Оставив день воскресный позади,
Я возвращался в стен больничных голость,
Но и в палате слышал Олин голос:
«Дай руку (1) деда (2) деда (3) погоди…»
<…>
Когда я чую жжение в груди,
То вижу, как с другого края поля
Ко мне несётся маленькая Оля
С истошным криком: «Деда-а-а (4) погоди-и!»

И я гожу, я (5) всё ещё (6) гожу
И (7) кажется (8) стерплю любую муку,
Пока ещё (9) ту крохотную руку
В измученной руке своей держу.

(Л.А. Филатов)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

3. Задание

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ну что (1) ты (2) глядишь, как старик богомольный
на ангела? Что я такого сказала?
На том берегу есть завод мукомольный,
идёт пароходик с речного вокзала;
мы купим билеты в печали невольной:
ведь (3) два – это много, один – это мало…
Наверное (4) лучше нам взрослый и детский
купить. Но орех разбивается грецкий
волны. Под прозрачной её скорлупою
в морщинистой плоти увидеть сумей-ка,
как зелнью тёплой и влагой тупою
себя окружили Сазанка, Шумейка.
Туда ль (5) мы поедем сегодня с тобою?
Вот (6) солнце в воде, как большая копейка,
Вот (7) птица летит над водой неизвестной,
Вот (8) двое несчастных в каюте двухместной.
(С.В. Кекова)

4. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Спустившись с кровли, Кот
Сказал: «Хотелось бы (1) однако (2) знать мне,
Вы (3) можете ль (4) и в маленького зверя,
Вот, например, в мышонка, превратиться?»
«Могу, – сказал с усмешкой людоед, –
Что ж (5) тут мудрёного?» – И он явился (6)
Вдруг (7) маленьким мышонком. Кот того
И ждал; он разом: цап! и съел мышонка.
Король тем временем подъехал к замку,
Остановился и хотел узнать,
Чей был он. Кот же, рассчитавшись
С его владельцем, ждал уж у ворот,
И в пояс кланялся, и говорил:
«Не будет ли угодно (8) государь (9)
Пожаловать на перепутье в замок
К маркизу Карабасу?»

(В.А. Жуковский)

Запишите в поле для ответа выбранные номера без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

5. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Крутит за окном, не выйдешь из дому!
А киномеханику опять
По́ полю (1) как говорится (2) чистому
на себе культуру доставлять.
Влезет в брюки, в валенки и тонкую
косу под ушанку уберёт.
Родилась (3) зачем-то вот (4) девчонкою,
надо бы (5) как раз (6) наоборот!
<...>
Кончится сеанс, начнутся танцы.
Ну (7) их!.. Чуть помедлит у дверей.
Или (8) может (9) всё-таки остаться?..
А назавтра вновь тащиться ей!...

(Г.С. Семёнов)

6. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О мой читатель… вы (1) москвич прямой
И потому (2) наверно (3) о Коломне
Не знаете… конечно (4) не о той
Я говорю, которая (5) как помню (6)
Лежит в стране, и мне, и вам родной,
Вёрст за сто от Москвы, да (7) впрочем (8) что мне
До счёта верст – и вам (9) конечно…

(А.А. Григорьев)

7. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания.

Всё ерунда. Ты (1) в комнате сидишь
с газетой, безучастный к остальному.
Кто (2) говорит, что вороном летишь
и серым волком по лесу ночному.
Всё ерунда. Ты (3) кажется (4) уснул,
ты (5) в сердце все утраты переставил,
ты (6) кажется (7) страданья обманул,
послушному уму их предоставил…
И нет тебя (8) как будто бы (9) меж нас,
и бьют часы о том, что поздний час,
и радио спокойно говорит,
и в коридоре лампочка горит.

(И.А. Бродский)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

8. Задание

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным делом своей жизни считал (1) исключительно (2) создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в 18 лет.

9. Задание

Расставьте знаки препинания:

Такая (1) жизненная полоса (2)
А (3) может быть (4) предначертанье свыше.
Других я различаю (5) голоса,
А собственного голоса не слышу.
И (6) всё же (7) он, как близкая родня,
Единственный, кто согревает в стужу.
До смерти будет он внутри меня.
Да и (8) потом (9) не вырвется наружу.

(Е.А. Евтушенко)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

10. Задание

Расставьте знаки препинания.

«Вот, Лизанька (1) Бог дал и женишка!
А вы её (2) мой милый (3) берегите:
Ребёнок ведь! Немножечко дика,
Неопытна – на нас уж не взыщите».
А мне её отец: «Вы старика
Утешьте, вы и ей не откажите:
Мы с Лизою решили вас просить
С крестовым братом шаферами быть.
Ты (4) Лизанька (5) уж попроси сама,
Вы (6) кажется (7) друг другу не чужие,
Старинной дружбой связаны дома,
А с крёстным братом (8) даже (9) и родные».

(А.А. Фет)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

11. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания.

Ах ты (1) степь моя (2)
Степь привольная!
Широко (3) ты (4) степь (5)
Пораскинулась (6)
К морю Черному
Понадвинулась!
(А.В. Кольцов)

В ответе укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

12. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания.

О маленький, как мышь,
Как перочинный ножик,
Кого (1) ты (2) удивишь
На этом свете (3) ёжик?
И всё-таки нельзя
Не чуять превосходства
Над чёрной силой зла
Смешного донкихотства.
И (4) всё же (5) нелегко
Тому, чьё имя волки,
Пролезть через ушко
Твоей стальной иголки.

(А.Л. Решетов)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

13. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания.

Ну что ты не спишь и все ждёшь упрямо?
Не надо. Тревоги свои забудь.
Мне (1) ведь (2) уже не шестнадцать (3) мама!
Мне больше! И в этом (4) пожалуй (5) суть.
<...>
Родная моя (6) не смотри (7) устало!
Любовь наша крепче ещё теперь.
Ну разве ты плохо меня воспитала?
Верь мне (8) пожалуйста (9) очень верь!

(Э. Асадов)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

14. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания.

Вокзал, несгораемый ящик (1)
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать – не исчислить заслуг.
<...>
Бывало (2) лишь (3) рядом усядусь –
И крышка. Приник и отник.
Прощай (4) же, пора (5) моя (6) радость!
Я спрыгну сейчас (7) проводник.

(Б. Пастернак)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

15. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания.

О (1) муза (2) друг мой гибкий (3)
Ревнивица моя (4)
Опять под дождик сыпкий (5)
Мы вышли на поля.
(С.А. Есенин)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Ответы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

 

 

Решения

1. Задание

Решение/комментарий:

Запятая на месте цифры 1 ставится, потому что она выделяет вводное слово должно быть.

Запятая на месте цифры 2 не ставится, потому что порой – это наречие времени, оно не является вводным словом.

Запятые на месте цифр 3, 4 ставятся: друже – это обращение.

Запятые на месте цифры 5, 6 не ставятся: вдруг – это наречие времени, не является вводным словом.

Запятая на месте цифры 7 не ставится, поскольку местоимение ты не является обращением: это подлежащее в предложении.

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

2. Задание

Решение/комментарий:

Запятые на месте цифр 1, 2, 3, 4 ставятся, так как выделяют обращение деда.

Запятые на месте цифр 5, 6 не ставятся, потому что всё ещё – это частица, не является вводным словом.

Запятые на месте цифр 7, 8 ставятся, поскольку выделяют вводное слово кажется.

Запятая на месте цифры 9 не ставится: ещё – это наречие, оно не является вводным словом и не требует обособления.

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

3. Задание

Решение/комментарий:

· Запятая на месте цифры 4 ставится потому, что она выделяет вводное слово наверное.

· Запятые на месте цифр 1, 2 не ставятся, потому что ты не является обращением. Это подлежащее: ...ты глядишь.

· Запятая на месте цифры 3 не ставится, так как ведь не является вводным словом и не обособляется.

· Запятая на месте цифры 5 не ставится, так как отсутствуют какие-либо условия для отделения местоименного наречия места туда и вопросительной частицы ль, делающей предложение вопросительным по цели высказывания, от грамматической основы предложения: мы поедем.

· Запятые на месте цифр 6, 7, 8 не ставятся, так как вот – это указательная частица, не требующая обособления.

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

4. Задание

Решение/комментарий:

Запятые на месте цифр 1, 2 ставятся, потому что они выделяют вводное слово однако: хотелось бы, однако, знать…

Запятые на месте цифр 3, 4 не ставятся, потому что можете ль в данном контексте – модальный глагол, входящий в состав сказуемого, с частицей, а не вводное слово: Вы можете ль … превратиться?

Запятая на месте цифры 5 не ставится, так как что ж в данном контексте – не частица, а подлежащее, выраженное местоимением: Что ж тут мудрёного?

Запятые на месте цифр 6, 7 не ставятся, так как вдруг не является вводным словом. Это наречие времени.

Запятая на месте цифр 8, 9 ставятся, так как они выделяют обращение государь.

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

5. Задание

Решение/комментарий:

Запятые на месте цифр 1, 2 ставятся, так как выделяют вводное предложение как говорится.

Запятые на месте цифр 3, 4 не ставятся: зачем-то вот – это наречие в сочетании с указательной частицей.

Запятые на месте цифр 5, 6 не ставятся: как раз не является вводным словом.

Запятая на месте цифры 7 не ставится, поскольку междометие ну представляет с собой единую интонационную конструкцию с местоимением их (ср.: Ну, что бы нам ещё придумать!).

Запятые на месте цифр 8, 9 ставятся, так как выделяют вводное слово может.

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

6. Задание

Решение/комментарий:

Запятая на месте цифры 1 не ставится, так как москвич является в этом предложении сказуемым. Знак тире между подлежащим и сказуемым в именительном падеже отсутствует, так как подлежащее выражено личным местоимением: вымосквич прямой.

Запятые на месте цифр 2, 3 ставятся, потому что они выделяют вводное слово наверное (наверно).

Запятая на месте цифры 4 ставится, так как выделяет вводное слово конечно.

Запятые на месте цифр 5, 6 ставятся, потому что как помню – это вводное предложение.

Впрочем – это вводное слово, поэтому на месте цифр 7, 8 ставятся запятые.

Запятая на месте цифры 9 ставится, поскольку выделяет вводное слово конечно.

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

7. Задание

Решение/комментарий:

Запятые на месте цифр 3, 4, 6, 7 ставятся, потому что они выделяют вводное слово кажется в обоих случаях: ты, кажется, уснул…; ты, кажется, страданья обманул.

Запятые на месте цифр 1, 2, 5 не ставятся, потому что ни ты, ни кто не являются обращениями. Это подлежащие: ты… сидишь; кто говорит; ты… переставил.

Запятыя на месте цифр 8, 9 не ставятся: как будто бы не является в данном контексте вводным словом, как будто не является здесь и сравнительным союзом, что привело бы к постановке знака на месте цифры 8 Здесь это наречное выражение в сочетании с использованием приёма инверсии в предложении: «И словно/вроде/будто нет тебя меж нас».

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

9. Задание

Решение/комментарий:

Запятые на месте цифр и ставятся, поскольку выделяют вводное слово может быть с примыкающим к нему союзом а (проверить можно так: если опустить вводную конструкцию, употребление союза будет некорректным; соответственно, на месте цифры запятая не нужна).

На месте остальных цифр запятые не ставятся, так как там нет обращений, вводных конструкций, междометий.

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

10. Задание

Решение/Комментарий:

Запятые на месте цифр ставятся, так как выделяют обращения (Лизанька, мой милый, Лизанька).

Запятые на месте цифр и ставятся, так как выделяют вводное слово кажется (выражает меньшую степень уверенности).

Запятые на месте цифр и не ставятся, так как даже – это усилительная частица, оснований для обособления нет.

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

11. Задание

– обособляется обращение; – обособляется обращение; – отделяются однородные сказуемые.

12. Задание

Необходимо выделить обращение «ёжик».

13. Задание

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Решение:

На месте цифр и запятых нет, потому что ведь – это частица, не является вводным словом.

На месте цифры ставится запятая, поскольку мама – это обращение.

Запятые на месте цифр и выделяют вводное слово пожалуй (выражает меньшую степень уверенности).

Запятая на месте цифры выделяет обращение родная моя.

На месте цифры запятой нет: устало – это наречие, зависит от глагола не смотри. Словосочетания запятыми разрывать нельзя.

Запятые и выделяются вводное слово пожалуйста.

14. Задание

Указание:

Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Решение:

Запятая на месте цифры не ставится, так как разрывает цельное словосочетание (ящик чего? разлук…).

Запятая на месте цифры ставится, потому что она выделяет вводное слово бывало.

Запятая на месте цифры не ставится: лишь – это частица, не является вводным словом.

Запятая на месте цифры не ставится: же – это частица, не является вводным словом.

Моя радость – это обращение, выраженное словосочетанием, поэтому ставится запятая на месте цифры , на месте цифры запятой нет.

Запятая под цифрой ставится, поскольку выделяет обращение проводник.

15. Задание

. Запятая между частицей О и обращением не ставится;

, , – обособляются обращения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.