Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО



ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Здравствуйте, позвольте представиться. Меня зовут Вакорина Людмила Николаевна. Тема нашей экскурсии «Декабристы и Север»

Декабристы являлись передовыми представителями российского дворянства, подготовившие и осуществившие в 1825 – начале 1826 года восстания в Санкт-Петербурге на Сенатской площади и Киевской губернии (село Трилесы, город Васильков и другие населенные пункты юга Российской империи). Свою основную задачу они видели в кардинальном изменении деятельности российского общества и государства (1[*]. Метод демонстрации).

Декабристское движение, в известной степени, связано и с Русским Севером. Как отмечали Г.Г. Фруменков и В.А. Волынская: «Пятеро декабристов отбывали наказание в Архангельске и Архангельской губернии. Некоторые участники первого революционного выступления в России служили на Севере до восстания в Петербурге и оставили глубокий след в истории этого края» [10, с.11].

Многие будущие декабристы побывали на Севере до 1825 года. Это были мореплаватели, которых с полярными морями и первым северным портом связала морская судьба. Ещё до восстания на Сенатской площади в северном краю служили Михаил Александрович Бестужев (2. Метод демонстрации), Николай Алексеевич Чижов (3. Метод демонстрации), Василий Абрамович Дивов (4. Метод демонстрации), Николай Павлович Акулов (5. Метод демонстрации) и Михаил Карлович Кюхельбеккер (6. Метод демонстрации). Каждый из них внес вклад в исследование островов Белого моря и Ледовитого океана. Внимание моряков – участников декабристского движения привлекала и проблема Северо-Восточного пути из Европы в Тихий океан. Одному из первых ею довелось заняться М.К. Кюхельбекеру.

Н.А. Чижов вёл научную работу. Им было составлено обстоятельное физико-географическое описание Новой Земли, которое было опубликовано в 1823 г. в журнале «Сын Отечества» (8. Метод демонстрации). Несмотря на наличие ряда устаревших элементов, статья Чижова представляет собой первый опыт комплексной характеристики одного из самых больших архипелагов Русской Арктики.Увлечённо изучал Мировой океан и полярные моря М.А. Бестужев. Архангельские впечатления 1819-1821 годов о печальном состоянии русского флота способствовали формированию у Бестужева революционных убеждений. Однако, у М.А. Бестужева, как и у мичмана Гвардейского экипажа В.А. Дивова вспыхнула острая жажда справедливости, но «ничего основательного» в голове не было [8, с. 39] (9. Метод демонстрации).

Политическая каторга и ссылка как карательная система открывается в России, в том числе и в «пристоличной Сибири», какой слыла в XIX веке Архангельская губерния, декабристами, членами Южного и Северного обществ: Иваном Петровичем Жуковым, Сергеем Николаевич Кашкиным и Александром Семеновичем Горожанским. Первые два находились в Архангельске, третий был заточён в тюрьму Соловецкого монастыря.

Побывала на Севере и другая группа мореплавателей. Они попали в край «зело дальний и отлеглый» поневоле, после расправы над декабристами, за участие в революционном движении или близость к «злоумышленным обществам» и их членам. К этой группе принадлежали мичман 7-го флотского экипажа Алексей Михайлович Иванчин-Писарев и лейтенант гвардейского экипажа Василий Абрамович Шпейер (9. Метод демонстрации).

Особняком стоит третья категория лиц, наказанных за сочувствие и косвенную причастность к движению декабристов. Имеются в виду коллежский советник, академик и дипломат Иван Иванович Леванда и двоюродный дядя А.С. Пушкина, внук арапа Петра Великого, отставной полковник Павел Исаакович Ганнибал. Ко второму царская Фемида оказалась чрезмерно жестокой. Он позволил себе, всего лишь, в разговоре со случайным знакомым осудить зверскую расправу над декабристами. За это последовали более чем пятилетняя ссылка в Сольвычегодск и заключение в соловецкой монастырской тюрьме с мая 1827 года  по сентябрь 1832 года (10, 11. Метод демонстрации).

С 1838 по 1839 год архангельским гражданским губернатором был отставной полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, один из основателей первых декабристских обществ (12,13. Метод демонстрации). В когорте декабристов был и уроженец Архангельска полковник Андрей Григорьевич Непенин, командир 32-го егерского полка 16-й пехотной дивизии, являвшийся членом Южного общества.

Не было в архангельской ссылке лишь членов Общества соединенных славян и участников восстания Черниговского полка, хотя и они причинили немало хлопот местным властям. После поражения восстания на юге некоторым черниговцам во главе с поручиком Иваном Ивановичем Сухиновым удалось скрыться. До правительства дошли слухи, что беглецы нашли приют на бескрайних просторах Архангельской губернии. Местным властям пришлось развернуть бурную деятельность по поиску «карбонариев». Но Сухинова задержали в Кишиневе 15 февраля 1826 года (14. Метод демонстрации).

Ко второй половине 80-х годов ХХ века исследователями было выявлено 15 декабристов и их сподвижников и единомышленников, чьи судьбы были связаны с Архангельском в разное время и в различной степени.

Цель экскурсии заключается в том, что мы попытаемся рассказать о перипетиях жизни и судьбы трех декабристов, волею суровых обстоятельств, оказавшихся на Русском Севере, или родившихся здесь. Речь пойдет об Александре Семеновиче Горожанском, Александре Николаевиче Муравьеве и Андрее Григорьевиче Непенине. Таковы задачи нашей экскурсии.

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. 1 Александр Семенович Горожанский

Александр Семенович Горожанский служил поручиком в гвардейском Кавалергардском полку (15. Метод демонстрации).. Этот полк был богат именами декабристов. По сравнению с другими полками в нем значилось накануне и в период восстания самое большое число членов тайного общества – 14 человек. А.С. Горожанский вращался в декабристской среде. Он сблизился с однополчанами, членами республиканской ячейки Северного союза – корнетами Александром Муравьевым, Федором Владковским и Петром Свистуновым. В июле 1824 года Свистунов официально принял А.С. Горожанского в члены Северного союза декабристов.

А.С. Горожанский оказался одним из самых радикально мыслящих кавалергардов. Он развил кипучую революционную деятельность по приему новых членов в тайное общество, развертыванию антиправительственной агитации, побуждению однополчан к действию. Горожанский хорошо знал содержание программных документов тайных обществ. Сопоставляя конституцию Н. Муравьева и «Русскую Правду» П.И. Пестеля, он отдавал явное предпочтение последней. Декабристы изучали опыт европейских военных революций 1820-х годов. Горожанский разделял мнение товарищей о необходимости склонять на свою сторону преимущественно военнослужащих, чтобы войско было в руках конспиративного общества.

А.С. Горожанский не только был посвящен во все тайны союза, но и играл видную роль в разработке плана действий, занимая при этом собственную позицию. Показателен факт, что именно на квартире Горожанского утром 12 декабря 1825 года состоялось совещание участников будущего восстания.

Однако, в последний момент перед выступлением между кавалергардами и руководителями восстания обнаружилась трещина. Академик Н.М. Дружинин писал о наступившем в конце 1825 года невидимом «внутреннем кризисе» в республиканской ячейке Северного общества. Но А.С. Горожанский не имел к этому никакого отношения. В отличие от нерешительных и пассивных товарищей он рвался в бой и готов был взять инициативу в возбуждении «нижних чинов» к неповиновению и «бунту» на себя. Горожанский вполне может быть причислен к типу «декабристов-революционеров», для которого характерны социально-психологическая предрасположенность к известному политическому авантюризму и риску в силу стремления оказаться на первых ролях в русской истории, в которой они стремились занять ведущее место.

А.С. Горожанский искал опору в солдатской массе. Работа среди рядовых выгодно отличала Горожанского от других столичных офицеров. Кроме того, уместно подчеркнуть, что он был единственным из кавалергардских офицеров, уклонившимися от присяги Николаю, бойкотировавших её, как того требовало руководство Северного общества.

Поведение Горожанского 14 декабря 1825 года развертывалось в соответствии с идейными установками декабризма (16. Метод демонстрации).. Далеко не случайным в этой связи выглядит тот факт, что когда 29 декабря 1825 года декабрист был арестован, он был препровожден в Петропавловскую крепость с собственноручной запиской царя: «Горожанского посадить куда удобно под строгий арест» [10, c.60] (17. Метод демонстрации).

На следствии А.С. Горожанский вел себя мужественно. Показания давал скупо и старался не оговаривать товарищей. Царь жестоко покарал декабристов-кавалергардов. Из них самое тяжёлое дисциплинарное наказание понес Горожанский. Приказ царя в отношении него был следующим: «… не предавая суду, наказать исправительной мерой, продержав ещё 4 года в крепости, перевести в Кизильский батальон тем же чином и ежемесячно доносить о его поведении» [10, c.61].

Режим и условия содержания петропавловских узников был очень тяжёл. Он имел серьезные разрушительные последствия для физического здоровья и психического состояния декабристов. Эти последствия вылились в серьёзные болезни, сумасшествия, попытки самоубийств. Не удивительно, что четыре года петропавловского сидения выбили из колеи такого гордого, порывистого, болезненно раздражительного человека, каким был Горожанский. Во время свидания с братом в августе 1829 года декабрист произвел на него впечатление душевнобольного человека.

7 июля 1830 года А.С. Горожанский вышел из крепости и выехал к месту службы – 7-й линейный Оренбургский (бывший Кизильский гарнизонный) батальон «под бдительное наблюдение начальства». Но послужить долго Горожанскому не удалось. Сказалась расшатанная за время сидения в крепости психика. С ним произошёл ряд неприятных инцидентов, которые могли грозить Горожанскому судом. Военное начальство, ничтоже сумняшеся, вопреки заключению медицины утверждало, что Горожанский здоров. Факты ставились с ног на голову только для того, чтобы избавиться от революционера и ухудшить его и без того тяжелое положение.

Николай I распорядился отправить Горожанского в Соловецкий монастырь и содержать под неослабным надзором (18,19. Метод демонстрации). Срок заключения не оговаривался. В феврале 1831 Горожанского привезли в Архангельск и поместили в губернской тюрьме, а так как с Соловецким архипелагом в зимний период не было, то декабриста отправили на Соловки с открытием навигации 17 мая того же года в сопровождении квартального надзирателя и жандарма.

Итак, первым узником в тюрьме Соловецкого монастыря в 1831 году стал видный деятель Северного союза декабристов, активный участник восстания на Сенатской площади поручик А.С. Горожанский. Как указывает Г.Г. Фруменков, Горожанский «был единственным представителем первой фаланги революционеров, которому не удалось избежать заключения в монастырскую тюрьму на приполярном острове» [10, c.46] (20. Метод демонстрации).

Сейчас трудно, просто невозможно составить точное представление о тюрьме Соловецкого монастыря первой половины XIX века. Самое кошмарное сновидение поблекнет перед тогдашней инквизиторской действительностью Соловков. Могильная тишина тюремных гробов, полуголодное существование должны были парализовать волю узника, атрофировать его разум, словом, превратить человека в животное. В 1834 году Соловки посетил в качестве туриста известный историк, литературный критик и общественный деятель А.В. Никитенко. В дневнике за 1 августа он оставил такую запись о монастырской тюрьме и ее узниках: «Каждый из заключенных имеет отдельную каморку, чулан, или, вернее, могилу: отсюда он переходит прямо на кладбище»[10, c.67].

Мать А.С. Горожанского вела переписку с властями по поводу смягчения его участи из-за всё более прогрессировавшего душевного расстройства. Настоящим инквизитором предстает фигура соловецкого архимандрита Досифея, бросившего явно больного человека в яму.

29 июля 1846 года в тюрьме Соловецкого монастыря, превращенной к этому времени в трехэтажную каменную гробницу, А.С. Горожанский скончался. Он был типичным декабристом, который «с терпением мраморным сносил» свою суровую долю. В Петропавловской крепости, в Оренбургской ссылке и в Соловецком монастыре А.С. Горожанский несмотря на тяжелые приступы тяжелой душевной болезни, вел себя мужественно, никогда не унижался и не просил пощады у своих мучителей, не выражал сомнения по поводу избранного пути, верил в правоту своего дела, за которое боролся на свободе и страдал в застенках николаевского режима.

 

1.2 Александр Николаевич Муравьев

Александр Николаевич Муравьев, человек дворянского рода, стоял у истоков декабристского движения, был инициатором и одним из организаторов самого раннего из декабристских тайных обществ – Союза спасения. Александр Николаевич являлся представителем одной из ветвей старинного дворянского рода Муравьевых, начальные сведения о котором относятся к первой половине XV века и восходят к угасшему дворянскому роду Аляповских.

Отличительной чертой мировоззрения Муравьева являлась ненависть к крепостничеству. Эти его настроения разделяли многие передовые офицеры Главного штаба, друзья, которые на почве общих взглядов объединились вскоре в преддекабристскую офицерскую организацию – Священную артель.

В конце 1810 года А.Н. Муравьев был принят в масонскую ложу «Елизаветы и добродетели». Современные исследователи утверждают, что А.Н. Муравьев настаивал, чтобы все организаторы декабристского Союза спасения вошли в ложу с целью духовного роста, но нельзя говорить о том, что он видел политическое общество именно в ее границах. Муравьев слишком серьезно относился к масонству, чтобы проводить в его рамках какие-либо организационно-политические эксперименты. Ясно, что члены Союза спасения в самые первые месяцы его существования желали наполнить свою политическую деятельность нравственно-философским смыслом. Масонская цель усовершенствования человека стала органичной частью идеологии тайного общества (это подтверждает, в частности, название организации).

В 1816 году 23-летний полковник Главного штаба А.Н. Муравьев стал одним из основателей тайного политического общества – Союза спасения. А.Н. Муравьев стоял у истоков новой конспиративной организации декабристов, Союза благоденствия (1818-1821 годах), входил в число её учредителей и членов руководящего центра – Коренной управы.

В мае 1819 году А.Н. Муравьев неожиданно вышел из тайной организации декабристов, соблюдя при этом все необходимые формальности. Выход его из Союза благоденствия поразил многих его единомышленников, такое решение было мучительно для него самого, но в своем решении он был непреклонен. Муравьев находит утешение в религии.

После восстания на Сенатской площади, когда преследования участников движения приняли широкий размах, очередь дошла и до А.Н. Муравьева. В начале 1826 года он был арестован в Москве, затем доставлен в Петербург на главную гауптвахту, заключён в Петропавловскую крепость, а 15 января того же года давал показания Следственному комитету. Следственный комитет не был удовлетворён показаниями Муравьёва. Комитет отмечал их особенную осторожность и заключал, что Муравьёв «продолжает отрицаться незнанием».

По решению Верховного уголовного суда, А.Н. Муравьев был отнесен к VI разряду государственных преступников и приговорён к 6 годам каторги, а по указу императора от 10 июля 1826 года, утвердившему приговор декабристам, - к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства.

Остановимся подробнее на архангельском периоде жизни Муравьева. В ноябре 1837 года Муравьев, согласно новому указу императора, был назначен Архангельским гражданским губернатором. Немногим более года пробыл Муравьев в Архангельске: 6 апреля 1838 года он вступил в должность, а 7 июня 1839 года был «уволен со службы».

Несмотря на непродолжительность пребывания Муравьева на Севере, этот период его жизни – это яркая страница биографии, ещё одно свидетельство безукоризненного исполнения долга декабристом, верным программным заветам Союза благоденствия.

Службу здесь Муравьев начал с тщательного изучения состояния губернии – с проверки учреждений Архангельска и уездов. В течение 1838 года А.Н. Муравьев побывал почти во всех уездах губернии, ознакомился с деятельностью местных властей, состоянием городов (Холмогоры, Пинега, Мезень) (21, 22, 23. Метод демонстрации). По результатам поездок Муравьев выступил с предложением к губернскому правлению о проведении благоустройства городов, приведения их в надлежащий порядок «хотя не вдруг, но постепенно».

Много внимания Александр Николаевич уделил губернскому центру. Ознакомившись с делами городских учреждений, городским хозяйством, он обратился к императору с предложением в комитет по обустройству Архангельска, хотя город в целом произвел хорошее впечатление. В своих действиях, распоряжениях губернатор Муравьев был очень обстоятелен, предельно справедлив и честен. Показателен в этом отношении пример с разрешением конфликта в Ижемской волости Мезенского уезда, вызвавший волнения крестьян. Ижемские крестьяне отказывались от строительства доставшегося им участка новой почтовой дороги от Пинеги до Мезени. Благодаря вмешательству гражданского губернатора конфликтная ситуация была исчерпана. Тяжбы, касающиеся строительства дроги прекратились. Сооружение её в болотистой, непроходимой местности вскоре было признано невозможным. Но в Петербурге дело решилось не в пользу А.Н. Муравьева. Он был «уволен по службе» с запрещением въезда в Архангельскую губернию.

Муравьев прожил трудную жизнь, полную невзгод и лишений. В неустанных поисках правды он подчас заблуждался, принимал неправильные решения, но продолжал искать справедливость и защищать её. В период крестьянской реформы 1861 года он стремился расширить рамки правительственных рескриптов, выработав свой проект реформы. Жизнь его была наполнена глубокой верой в добро и любовью к людям. Умер Александр Николаевич 18 декабря 1863 года.

1.3. Андрей Григорьевич Непенин

Стоит отметить, что Архангельская губерния дала «своего обитателя в движение декабристов». Им был Андрей Григорьевич Непенин.

Привычная с детства гарнизонная жизнь, окружение военных людей и определили призвание А.Г.Непенина. Нелегкая солдатская судьба была знакома ему не только по рассказам отца и деда, но и по личным наблюдениям. Однако это не отвратило его от военной стези. На военную службу А.Г. Непенин был определен после окончания главного народного училища. 8 марта 1798 года он вступил унтер-офицером в Архангелогородский гарнизонный полк.

Говоря о военной службе Непенина и его служебных передвижениях, следует отметить участие будущего декабриста в русско-турецкой войне 1806-1812 годов, участие в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии.

Герои «двенадцатого года», вернувшись в Россию из заграничного похода, были полны самого горячего стремления активно действовать на благо Родины и народа, как они это понимали. Павлом Ивановичем Пестелем Непенин был принят в Союз благоденствия в 1819 года. Кишиневская управа союза, в которую вошел Непенин, деятельно готовилась с будущим преобразованиям России.

Вся революционная деятельность А.Г. Непенина непосредственно связана с политической агитацией в среде солдатских масс. Под его началом были солдаты неграмотные, забитые и безгласые. Как пелось в народной песне:

Эх, солдатское житье –

Горемычное вытье.

Хуже каторги оно:

Очень больно солоно.

Полковой командир 32-го егерского полка А.Г. Непенин по-отечески заботился о своих подчиненных. 9 декабря 1820 года Непенин издает приказ №177, в котором он требует от командиров своего полка прекращения рукоприкладства в отношении солдат, рациональной организации военного обучения, заботы о санитарно-гигиенических условиях жизни «нижних чинов» (24. Метод демонстрации). По сути такого рода документы являлись политической пропагандой среди подчиненных, так как противоречили сложившимся в царской армии стереотипам отношений между офицерами и солдатами. Позднее Непенину и его прогрессивным сослуживцам – начальнику дивизии генерал-майору Михаилу Федоровичу Орлову и штабс-капитану Владимиру Федосеевичу Раевскому – забота о солдатах, отмена телесных наказаний были поставлены в вину как «вольнодумство».

Офицеры-декабристы делали всё возможное для улучшения положения солдат, заботились о них, выступали в их защиту. Особое значение они придавали нравственному и политическому воспитанию солдат.

В полку А.Г. Непенина была создана школа взаимного обучения. Следует отметить, что в 1798 году возникает белл-ланкастерская система взаимного обучения. Свое название она получила от имен английского священника А. Белла и учителя Джозефа Ланкастера, которые применили её одновременно в Англии и в Индии. Суть её заключалась в том, что группа учащихся под руководством учителя изучали учебный материал, затем, получив соответствующие инструкции, обучали других. В 1811 году в Англии уже насчитывалось уже около сотни ланкастерских школ с 30 тысячами учащихся. Декабристы усовершенствовали эту систему в русле повышения качества обучения и расширения содержания образования [4, c.411].

Ланкастерские школы взаимного обучения, организованные членами тайных обществ, - это не только школы грамотности, это школы формирования политического сознания, агитации среди нижних чинов. Частично сохранились тексты для диктантов и упражнений, использовавшихся декабристами в учебном процессе. Вот один из примеров: «В каждом государстве свой образ правления. Правление разделяют: на самовластное, или деспотическое, где один человек, именуемый государем или императором, или королем, управляет по своей воле или прихоти;на монархическое, где государь управляет народом по установлениям или законам, республиканское, где народ выбирает сам себе начальников и сам для себя делает законы… Конституционное правление есть то, что народ под властью короля, или без короля, управляется теми постановлениями и законами, кои он сам себе назначил, и представители от народа охраняют святость своих законов. Это правительство есть самое лучшее новейшее» [11, c.90]. Автор текста - В.Ф. Раевский.

Деятельность кишиневских декабристов в 1820-1821 годах характеризуется непосредственными связями с греческими революционерами – этеристами, а также использовать революционные события на юго-востоке Европы и войны с Турцией в своей борьбе против самодержавия. Они пытались оказать помощь восставшим грекам и предпринимали реальные шаги в этом направлении, в частности, командир 32-го егерского полка 16 дивизии А.Г. Непенин приобрел оружие для этеристов.

С 1822 году тучи над Непениным начинают сгущаться, военное начальство пытается привлечь его к «делу Раевского». Непенин уходит в отставку, при этом с него, как и с других офицеров, была взята подписка с обязательством не вступать ни в какие тайные общества.

В конце декабря 1825 году А.Г. Непенин был арестован и заключён в Тираспольскую крепость (25. Метод демонстрации), а 5 января следующего года давал первые показания о «злоумышленном скопище» военному начальству, и в этот же день в сопровождении жандарма был отправлен в столицу. Там 23 января 1826 года он, отвечая на вопросы генерала Левашёва, «продолжал запираться» и «ничего не показал»[10, c.195].

До июня 1826 года Непенин содержался в Петропавловской крепости, затем был выслан в Тульскую губернию, «с тем, чтобы иметь его там под секретным надзором»[10, c.197].

Почти все последующие годы А.Г. Непенин жил в имении своего шурина В.Ф. Чаадаева в деревне Локне Крапивенского уезда Тульской губернии. Он тяжело болел, терпел материальную нужду. Только благодаря покровительству Комитета о раненных 8 ноября 1830 года за тяжёлые раны он был награждён пенсионом. С марта по декабрь 1832 года Непенину удалось побывать на родине – в Архангельске, где он занимался семейными делами.

Состояние здоровья декабриста год от года ухудшалось, но только в 1842 году он получил возможность жить в Москве. В 1843 году московским военным губернатором был назначен князь А.Г. Щербатов, бывший командир 18-й пехотной дивизии. Под его началом Непенин прошёл Отечественную войну 1812 года. К тому же, Щербатов приходился дальним родственником жене Непенина. И, безусловно, новый генерал-губернатор способствовал облегчению участи А.Г. Непенина и его семьи. Но болезнь не отступала. 12 ноября 1845 года Андрей Григорьевич скончался.

А.Г. Непенин не принадлежал к авангарду декабристского движения, но он был в той части его рядовой части, которая шла за авангардом и составляла основную силу этого движения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, хотя бы кратко, охарактеризуем редкие издания по истории декабризма, хранящиеся в фондах Интеллектуального центра – Научной библиотеке им. Е.И. Овсянкина САФУ, в той или иной степени относящиеся к теме настоящей экскурсии.

К концу ХХ – началу XXI века о декабристах было опубликовано свыше 12 тысяч монографий, статей, очерков, художественных произведений – больше чем о любом другом феномене дореволюционной российской истории, за исключением, может быть, Отечественной войны 1812 года[9, c.99].Каждому, заинтересовавшемуся темой декабризма, полезно было бы вначале обратиться к библиографическим указателям. Один из первых таких указателей вышел в свет в 1929 году под эгидой главного советского архивного учреждения той поры - Центрархива: «Восстание декабристов: библиография» (26. Метод демонстрации). Указатель выстроен по проблемно-тематическому принципу и, что может быть особенно интересно для экскурсовода, есть раздел, посвященный иконографии декабристов, включающий сведения о публикациях портретов, фотографий, рисунков декабристов, видов городов, местностей, памятников и могил декабристов. Содержит указатель и сведения о публикациях, в которых упоминаются и декабристы, связанные с Севером (В.А. Дивов, А.С. Горожанский и др.) [1].

В насчитывающей ныне 22 тома серии «Восстание декабристов. Документы и материалы» представлены следственные дела декабристов, программные документы движения и материалы делопроизводства Следственного комитета и Верховного уголовного суда [2] (27. Метод демонстрации). Этот крупный комплекс источников является основополагающим для исследования как истории движения декабристов в целом, так и жизни и деятельности конкретных декабристов. Перед вами первый том названной серии, вышедший в 1925 году – году столетнего юбилея восстания декабристов. Открывается том предисловием тогдашнего мэтра советской исторической науки Михаила Николаевича Покровского, в котором он излагает свое, весьма своеобразное видение истории декабризма. Например, для него восстание на Сенатской площади – это «стоячая революция», а действительные революционеры – декабристы-южане. Для изучения роли и места декабристов на Севере интерес представляет следственное дело М.А. Бестужева, опубликованное в этом томе. 

В связи с концепцией декабризма М.Н. Покровского обратите внимание на еще одно редкое издание - это его «Очерки по истории революционного движения в России XIX – XX вв.». В основу книги был положен курс лекций, прочитанный слушателям Свердловского Коммунистического университета. Текст книги не только передает подход автора, но и колорит изложения материала историком[7]. Интерес представляет и монография об Обществе соединенных славян будущего главного советского специалиста по истории декабризма М.В. Нечкиной, в которой она отдала дань концепции Покровского, от многих установок которой она впоследствии отказалась, а саму концепцию подвергла жеской критике (28,29. Метод демонстрации).

Противоположная сторона баррикад представлена сборником «Междуцарствие 1825 года», который был опубликован в 1926 году (30. Метод демонстрации). В этот сборник вошли записки, мемуары и письма членов царской семьи. Материалы сборника характеризуют видение ситуации междуцарствия и восстания декабристов представителями царствующей фамилии и их родственниками, позволяют проследить их отношение к конкретным декабристам, например, А.Н. Муравьеву, М.Ф. Орлову [6].

Интерес представляют и сборники статей, документов и материалов, издававшиеся в 1920-е годы при активном участии Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (31. Метод демонстрации).. Подходы авторов, публиковавшихся в них, отличались от стереотипных установок советской историографии последующего времени. Например, обоснованное предупреждение о том, что к декабристским тайным обществам нельзя подходить с мерками, характерными для политических партий ХХ века[3].

Декабристы осознавали значимость эпохи, в которой им приходилось жить и действовать, когда, по их мнению, решалась «судьба России». Для них было характерно ощущение грандиозности событий своей эпохи, а также непосредственной причастности к этим событиям, что и служило движущим мотивом их действий. Они выступили на исторической арене в эпоху наполеоновских войн, революций в ряде стран Европы, национально-освободительных восстаний в Греции и колониях Центральной и Южной Америки.

Декабристы были связаны с либерально-оппозиционной, «околодекабристской» средой, на которую они опирались в своей деятельности. И те декабристы, о которых речь велась в ходе настоящей экскурсии, также были связаны с данной средой. Поэтому возникновение декабризма и деятельность декабристских обществ, особенно на раннем их этапе, нельзя понять без их связей с либерально-оппозиционным окружением.

Когда-то каждый советский школьник должен был знать ленинскую характеристику декабристов из работы «Памяти Герцена», которая цитировалась в учебниках: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа»[5, c.502]. Можно согласиться с известной дворянской ограниченностью декабристов, но, по крайней мере, наиболее радикально настроенные из них пытались вести политическую агитацию и пропаганду среди солдат, организовывали для них школы взаимного обучения. А солдаты – это переодетый в мундиры народ. Иное дело, насколько эта агитация и пропаганда оказывалась результативной. В прописях, по которым толковалась грамота в школе взаимного обучения, которая была открыта в полку А.Г. Непенина, включались политические термины «свобода», «равенство», «конституция». Эти понятия объяснялись доходчиво, на примерах истории[10, c.181]. Хотя случались и казусы, когда на допросах солдат спрашивали, что такое конституция, некоторые отвечали: «Конституция – это жена Константина».

Следует подчеркнуть, что многие декабристы, в том числе и те из них, о которых речь велась в настоящей экскурсии, внесли заметный вклад в общественную жизнь и культуру страны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.