Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

 ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Психология

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Общий психологический практикум

 

тема: Характеристика визуальной репрезентативной системы

 

Студент группы ПСД/с-19-1о

Кафедры Психология

Ткаченко Мария Андреевна

Проверила Чабаненко С.В.

 

Севастополь-2020

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5    
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК      
   
     
       
   

Введение.

 

    Для того чтобы получить информацию о внешнем мире человек использует органы чувств. На поверхности его тела расположены многочисленные чувствительные рецепторы и кроме них, человек не обладает другими способами получения информации об окружающем мире. Весь человеческий опыт формируется на основе зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений (модальностей). Кроме них есть ещё и другие, однако они играют второстепенную роль. Эти модальности и называются в нейролингвистическом программировании (НЛП) репрезентативными системами.

Получая информацию при помощи наших органов чувств, мозг кодирует её и затем представляет в форме соответствующих данных, чувств и эмоций, даже малая часть которых способна вместить в себя целый диапазон всевозможных значений. И уже эти данные и значения человек оценивает и систематизирует. Однако то, как человек воспринимает полученную информацию, имеет лишь субъективное значение, не отражая объективное положение дел. Осознание этого позволяет понимать людей на более глубоком уровне и доносить информацию в таком виде, в каком она будет воспринята максимально точно. Можно также оказывать влияние на восприятие человека реальности, тем самым, меняя его.

В принципе располагая достаточным количеством знаний о видах восприятия можно максимально повысить уровень взаимопонимания с окружающими и сделать любую коммуникацию максимально эффективной, взаимовыгодной и продуктивной. И одним из главных способов воздействия на себя и других является именно общение на основе репрезентативных систем. Выделяют несколько основных репрезентативных систем, каждая из которых получает информацию только ей присущим способом, а после активирует определённые механизмы поведения. Всем этим процессом управляет ЦНС человека. Следует также заметить, что между репрезентативными системами и психическими и физиологическими признаками человека существует прямая взаимосвязь, на основе анализа которой можно определить тип личности человека и свойственные ей черты.

Репрезентативные системы делят по сенсорному способу представления информации:

· Визуальная - обработка зрительной информации;

· Кинестетическая - обработка чувственной информации;

· Аудиальная или Аудиально-тональная - звуки, тон голоса;

· Дигитальная или Аудиально-дигитальная - внутренний диалог.

Так же присутствует деление по роли в мыслительных процессах:

· Ведущая - репрезентативная система, запускающая стратегию мышления. Ведущая система обычно совпадает с первичной (то есть основной) системой человека.

· Первичная (основная) - наиболее используемая и развитая репрезентативная система человека. Первичная репрезентативная система обычно совпадает с ведущей. Но если не совпадает, ведущая оказывается неосознаваемой.

· Референтная - репрезентативная система, в которой человек получает результат внутренних расчётов.

Термином «репрезентативные системы» описывается именно внутренние процессы обработки информации. При описании получения информации через органы чувств в НЛП говорят о «каналах восприятия», при этом каналов восприятия три: визуальный, аудиальный и кинестетический. Для обозначения типа информации вне зависимости от источника, можно использовать также термин «модальность».

Далее мы подробнее ознакомимся с особенностями визуальной репрезентативной системы и выделим некоторые черты и свойства людей, у которых данный вид репрезентативных систем является ведущим.

 

 

Характеристика визуальной репрезентативной системы.

 

Визуальная репрезентативная система основывается на восприятии зрительных образов и предполагает восприятие через них, а именно через форму, цвет, размеры предметов, движения тела, мимику и имидж партнера.  Люди с такой системой организуют своё видение реальности через то, на что смотрят. То, что видят такие люди и картинки, возникающие в их воображении, оказывает непосредственное влияние на их эмоциональное состояние и внутренний мир.

Определить визуала можно по выпрямленной шее или спине, а также по направленному вверх взгляду. Его дыхание поверхностное и, в большинстве случаев, грудное. При восприятии образа он может на мгновение задерживать дыхание, пока картина не сформируется. Его губы могут быть сжаты и выглядеть тонкими, а голос часто становится громким и высоким. Любой опыт запоминается визуалами в виде картин и образов, поэтому, когда приходится долго воспринимать чью-то речь или просто что-то слушать, они начинают скучать, а сам шум нередко их тревожит. Общаясь с такими людьми, нужно оказывать своей речи визуальную поддержку. В процентном соотношении на визуалов приходится 60% всех людей.

Визуалы обладают, как правило, худощавым телосложением, высоким ростом и несколько удлинённой талией. Часто поддерживают правильную осанку. При взаимодействии с ними желательно не загораживать им пространство для обзора того места, где они находятся. Визуалы – люди, часто высокие и красивые. Много внимания, уделяющие своей внешности, и внешности других. Внешний вид для них важнее удобств. И вы вряд ли увидите визкала в грязной, измятой одежде – не из соображения приличия, а по требованию эстетики.  Для них важнейшим фактором при приобретении вещи является именно ее внешний вид. Их голос часто громкий, жестикуляция бурная, выше средней линии тела, взгляд направлен вверх, часто использует в речи слова: смотреть, картина, фокус, воображение, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть.

Хорошо запоминают зрительную информацию. Так как визуалы организуют свой мир визуальным образом, они дают более легкий выход своим эмоциям. Быстро создавая новые картину, они могут использовать их и сопровождающие их эмоции для замены старых картин и эмоций. Визуальный человек «что видит, тем и становится», он склоннен легко создавать новые картинки и изменять свои внутренние состояния.

Визуалы - хорошие рассказчики. У них хорошо развито чувство организованности, и планируют они хорошо. Зрение и слух для них - одна система. Если они не видят, то, как бы и не слышат. Имеет большой зрительный запас, т.е. может узнать много слов по памяти. Обладают хорошей зрительно-тактильной координацией. Хорошо развита мелкая моторика. Предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят головоломки, раскраски. Не любят прикосновений.

Особое внимание визуалы уделяют развитию языковых навыков, коммуникабельности, и общей физической координации. Им трудно подолгу слушать объяснения учителя, однако, если он отвлекается, его поведение все равно остается безупречным. Им желательно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии, или, в крайнем случае, показать руками, какого это размера и где расположено.

Визуалы могут легко занять внешнюю позицию по отношению к событию как бы диссоциироваться и может рассмотреть вопрос с разных сторон, также может лишиться вовлеченности в процесс.

    Части речи, используемые визуалами:  

Существительные: перспектива, аспект, картина, иллюзия, точка зрения, нюанс, позиция и т.п.

Глаголы: описывать, представлять, смотреть, прояснять, проявлять, наблюдать, подмечать, показывать, отображать, иллюстрировать, видеть и т.п. Прилагательные: широкий, узкий, размытый, ясный, открытый, удалённый, маленький, чёткий, затуманенный и т.п.

Высказывания: «Я представляю», «На мой взгляд», «Мне показалось», «Вы видите», «Проливая свет», «Внося ясность» и т.п.

 

Заключение.

 

Знание своей ведущей репрезентативной системы помогает человеку лучше узнать себя, найти наиболее подходящие для себя методы получения информации и способы расслабления, а в дальнейшем помогает ему в общении с другими, позволяют взаимодействовать с ними более эффективно и в целом очень благотворно влияет на его психику.

Подавляющее большинство людей в мире – представители рассмотренной нами визуальной репрезентативной системы. Это знание также может помочь в общении с людьми, ведь пользуясь им при общении с новыми людьми, можно и нужно делать акцент на те методы воздействия, которые действуют на них с визуальной репрезентативной системой. Использование в речи образных выражений, ярких красочных примеров, соблюдение определённой дистанции от людей, давая им простор для обозрения и другие приемы позволяют оценить эффективность своего общения и воздействия на собеседника.

Глаза очень хорошо отображают мыслительные процессы человека, т.к. контролировать движения глаз - это способность редкая и похвастаться ей могут немногие. Знание этого факта помогает не только определить ведущую репрезентативную систему, но и выявить ложь. Человек, которому некомфортно, будет либо всегда отводить свой взгляд от вашего, и стараться избегать его. Либо, наоборот, он, будет не отрываясь, смотреть вам в глаза, пытаясь показаться чрезмерно честным. Наблюдайте за тем, в какую сторону человек смотрит, разговаривая с вами: очень часто, если человек врёт, он будет смотреть вниз-влево, ведя сам с собой внутренний диалог и, скорее всего, пытаясь что-то придумать. Если человек смотрит вверх-вправо, значит, он создаёт какой-то образ, чтобы затем озвучить его вам. Смотря вправо, человек подбирает подходящие фразы, а смотря вниз-вправо, человек ощущает какие-то эмоции, обусловленные контекстом вашей беседы. Такие методы определения лжи часто используются специалистами в спецслужбах.

Знания о репрезентативных системах очень удобно использовать при воспитании детей, ведь правильно выявленная ведущая система поможет выстроить такую стратегию воздействия на ребёнка, следуя которой сам процесс воспитания будет приносить ему только удовольствие, вызывая интерес, а родителю не будет в тягость, т.к. будет происходить легко и непринуждённо.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что репрезентативные системы - это неотъемлемая часть личности каждого человека, а знания о них представляют собой мощнейший действенный инструмент по улучшению общения с окружающими людьми и своей собственной жизни. Главное – это применять их на практике и оттачивать своё мастерство.

 

 

 

Список литературы

 

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер,2010. – 583 с.

2. Аскерова Туту Айяровна Отражение функционирования репрезентативной системы в коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №8-2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-funktsionirovaniya-reprezentativnoy-sistemy-v-kommunikatsii (дата обращения: 23.05.2020).

3. Афанасьева Т.С., Гришакина Н.И. РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ // Beneficium. 2018. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentativnye-sistemy-v-obuchenii (дата обращения: 24.05.2020).

4. Боденхамер, Б. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП/ Б. Боденхамер, М. Холл. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 272 с.

5. Дилтс, Р. Изменение убеждений с помощью НЛП/ Р. Дилтс. – М., 1997. – 314 с.

6. Стасенко, В.Г. Нейролингвистичесвкое программирование в психологии: учебно-методическое пособие/ В.Г. Стасенко. – Воронеж: НОУ ВПО «Международный институт компьютерных технологий», 2010.

7. Общепсихологический практикум: учебник для академического бакалавриата / В. В. Рубцов [и др.] ; под редакцией В. В. Рубцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 675 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3516-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426164



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.