Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока: «Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы».



Тема урока: «Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы».

1. Подход к теме.

Давайте рассмотрим систему образов пьесы, выясним способы создания образов персонажей, проанализируем художественную природу главного образа пьесы.
В классической драме действующие лица совершают поступки, произносят монологи, побеждают или погибают. В соответствии с их ролью в развитии действия зрители разделяли героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Видение Чеховым своих персонажей существенно отличается от привычных театральных правил. Его герои оказываются лишенными героического ореола, парадоксальными и непредсказуемыми. Драматурга интересует не столько характер или поступок, сколько проявление настроения персонажа. В чеховской пьесе нет главных и второстепенных действующих лиц. Епиходов автору столь же важен, как и Гаев, а Шарлотта интересна не менее Раневской. Даже «случайный» Прохожий, появляющийся в финале второго акта, лицо эпизодическое с точки зрения традиционной драмы, играет в пьесе А. П. Чехова важную смысловую роль.
В сюжетном движении пьесы необходимо учитывать и внесценические персонажи. К ним стягиваются многие сюжетные линии комедии:

Раневская — «парижский любовник»;

Аня — ярославская бабушка — Раневская;

Лопахин — Дериганов;

Симеон Пищик — Дашенька.

Все они участвуют в развитии действия.
Чеховские действующие лица, как правило, проявляют себя не в действиях, а в монологах -самохарактеристиках:
Дуняша: -  ...Я такая деликатная девушка, ужасно люблю нежные слова;
Любовь Андреевна: -  ...Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, — он страшно пил, — и, на несчастье, я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, -  это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут на реке... утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки...  Я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно... И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей... (Утирает слезы.) Господи, господи, будь милостив, прости мне грехи мои!;
Лопахин: -  ...Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья.

Нюансы, возникающие в монологах-признаниях» героев, А. П. Чехов демонстрирует в стилевой разноплановости реплик. Эмоциональный сбой, как правило обозначен авторской ремаркой, которая уничтожает однозначность эмоции и показывает несовпадение внешней и внутренней тем:
Г а е в:  - Во вторник поеду, еще раз поговорю. (Варе.) Не реви. (Ане.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет... А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов — а дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убежден...(Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным бесчестным человеком, если я допущу до аукциона!
Эти субъективные признания — одна из множества возможных точек зрения. Полифоническое звучание пьесе придают высказывания персонажей друг о друге. Чаще всего они строятся на сопряжении двух контрастных оценок и выражают внутреннюю нестабильность образа:
Гаев: -  ...Тетка очень богата, но нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина... Вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо признаться, она порочна
«Трофимов: -  ...Знаешь, мы, пожалуй, не увидимся больше, так вот позволь мне дать тебе на прощание один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки — размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так — это тоже значит размахивать... Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...
Наряду с прямыми (провозглашаемыми) А. П. Чехов широко использует в пьесе косвенные оценки героев. Так, Гаева в контексте его восторженных монологов исчерпывающе характеризует «случайная» реплика Фирса, усиленная авторской ремаркой, обозначающей тональность высказывания:
Фирс (чистит щеткой Гаева, наставительно): - Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!»
Мы видим, что каждый персонаж в пьесе индивидуален. Он прост и сложен в одно и то же время, он не задан изначально. В чеховской пьесе практически все действующие лица равнозначны: мы не можем сказать, кто более важен для понимания авторского замысла: Фирс или Гаев, Шарлотта или Раневская, Епиходов или Трофимов.

- Кто же или что же в таком случае является центром чеховской пьесы?
В драматургических произведениях непременно должен быть центр — событие или персонаж, вокруг которого развивается действие. В пьесе А. П. Чехова «центр» в традиционном понимании утрачен. На его место поставлен безмолвный вишневый сад.
Сад становится «центром» чеховской комедии, ее главным персонажем. В этом образе сопрягается конкретное («И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад») и вечное («прекрасней которого ничего нет на свете») — молодость, воспоминания, чистота, счастье.
Вишневый сад организует драматургическую интригу пьесы. Вокруг этого образа располагаются все персонажи. Они вступают с садом в своеобразные диалогические отношения. У каждого свой сад. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. В саду не живут, его не созидают, но им грезят, его созерцают — со стороны. Вишневый сад — это и глубинная тема о соотношении прекрасного и пошлого. Жизнь груба и может появиться в обличье Лопахина с топором или нелепа, и тогда промелькнет легкой тенью, подобно Раневской. В вишневом саде сосредоточена поэтиче- кая энергетика пьесы. Это ее важнейший символ, сквозь который «мерцают» лирические, трагические, комические, иронические, поэтические смыслы образа.

2. Ответ на вопросы.

1. В чем заключается своеобразие системы образов в чеховской пьесе?
2, Как соотнесены главные и второстепенные персонажи?
З. Какую роль играют внесценические персонажи?
4. С помощью каких приемов А. П. Чехов создает образ Гаева (Раневской, Лопахина, Ани, Фирса)?
5. Какую роль в композиции пьесы играют монологи-самохарактеристики героев?
б. Как характеризуют персонажей их высказывания друг о друге?
7. Какое место в системе образов пьесы принадлежит вишневому саду?
8. Определите художественную значимость образа вишневого сада в пьесе А. П. Чехова.
9.Какое место в разрешении философской проблематики пьесы принадлежит вишневому саду?
10.Какие образы, на ваш взгляд, создают символический подтекст пьесы?
11.Как озвучена пьеса «Вишневый сад»?
3. О жанре пьесы.

А. П. Чехов настаивал на том, что «Вишневый сад» — комедия. Первые режиссеры-постановщики МХТа прочитали ее как трагедию. Спор о жанре пьесы продолжается до сегодняшнего дня. Диапазон режиссерских интерпретаций широк: комедия, драма, лирическая комедия, трагикомедия, трагедия. Ответить однозначно на этот вопрос невозможно. Трагическое в «Вишневом саде» постоянно сбивается на фарс, а сквозь комическое просвечивает драма. В последней пьесе Чехова юмор стал формой осмысления жизни в ее странных и грустных противоречиях, а «Вишневый сад» — способом заглушить тревожные предчувствия автора, усилием воли и творческой работой преодолеть напряжение. После прочтения пьесы остается чувство, высказанное Чеховым в одном из писем: «После лета должна быть зима, после молодости - старость, за счастьем - несчастье и наоборот; человек не может быть вполне здоров и весел, его всегда ожидают потери, он не может уберечься от смерти, хотя бы был Александром Македонским, — и надо быть ко всему готовым и ко всему относиться как к неизбежно необходимому, как это и ни грустно. Надо только по мере сил выполнить свой долг - и больше ничего» (А. П. Чехов).

 

4. Выводы:

В построении системы образов пьесы А. П. Чехов отвергает классические каноны. В системе образов комедии отсутствует разделение на положительных и отрицательных, главных и второстепенных персонажей, внимание автора сосредоточено не на их действиях, но на настроении. Представление о героях пьесы возникает на пересечении различных точек зрения, выраженных в самохарактеристиках персонажей, а также в стилевой разноплановости их речи, в оценках героев другими действующими лицами, в авторских комментариях, содержащихся в ремарках.
Роль главного — центрального — образа пьесы выполняет вишневый сад. Сад углубляет философскую проблематику пьесы: одиночество никем не любимых героев в вечном круговороте жизни. Это одиночество отзывается в судьбе прекрасного, но невостребованного сада, внутренне ироничного к его хозяевам —  и старым, и новым.

Домашнее задание: дочитать пьесу до конца.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.