Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема ПАМЯТЬ



Тема ПАМЯТЬ

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно, а сохраняются в виде ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПАМЯТИ – это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно.

Представления могут быть: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные.

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Сущность памяти:

Процессы:

                         - запоминание (запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения)

- сохранение (удержание в памяти полученных знаний в течении относительно длительного периода времени)

- воспроизведение(активизация закрепленного ранее содержания памяти)

- узнавание (сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать);

              - припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных воле­вых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо.

Классификация памяти по степени волевой регуляции:

1) Непроизвольная память

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.
Непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа, и которая для человека имеет большое значение.

2) Произвольная память

Произвольная память— это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется при наличии задачи, а так же волевых усилий.
Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели.

 

Классификация памяти по продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная (иконическая, сенсорная) память

Мгновенная память – это удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память–образ. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунды.

2) Кратковременная память

Кратковременная память— это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.
Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что — либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения).

3) Оперативная память

Оперативная память — это мнемический процесс, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Т. е. это процесс, обуславливающий существующую ситуацию («память сейчас»).
Примером может служить ситуация, когда мы удерживаем «в уме» промежуточные ответы в задаче.

4)Долговременная память — это вид памяти, характеризующийся длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала в течение неограниченного срока.
Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется с помощью волевых усилий. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет кратковременная память. Достигается путем повторения.
Объем долговременной памяти принято считать бесконечным.

5) Генетическая память

Генетическая память — это вид памяти, который обусловливается механизмом наследственности и выражается в инстинктах, рефлексах.
Генетическая памятьстала выделяться исследователями сравнительно недавно. Биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур.

Классификация памяти по объекту запоминания:

1) Образная память

Образная память— это память на представления, картины природы и жизни, а так же звуки, запахи, вкусы, т.е. это память на раннее воспринятое через органы чувств (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная).

2) Эмоциональная память

Эмоциональная память — это память на чувства, эмоции, настроение.
Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок.

3) Двигательная (моторная) память

Двигательная память — это запоминание, хранение и воспроизведение различных движений.

4) Словесно — логическая память

Словесно — логическая память — это запоминание и воспроизведение наших мыслей.
Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, мы помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической. Главная роль отводится второй сигнальной системе, поэтому этот вид памяти специфически человеческий, в отличии от других видов.

 

Успешность памяти зависит:

- от степени завершенности действий запоминания;

- от интересов и склонностей личности;

- от отношения личности к той или иной деятельности;

- от эмоционального настроя;

- от волевого усилия.

 

Практическое задание:

1. Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем воспроизвел ее с точностью. -______________________________
б) Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45%.____________________________________
в) На экзамене по математике ученик долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона.___________________________________
г) Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.__________________________________________
д) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок._____________________________________________________
Е) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого._________________________________________

2. Установите соответствие между видом памяти и его описанием.

1) Герой фильма «Сдвинутый» Александр                 а) зрительная

Алтайский забыл шифр сейфа, но рука

  сама правильно набрала номер.

2) Математик Леонард Эйлер помнил шесть             б) слуховая

первых степеней всех чисел до 100

3) Художник Айвазовский писал морские                   в) эмоциональная

пейзажи по памяти    

4) Оглохший Бетховен писал музыку для оркестра   г) двигательная

5) 80 % людей долго помнят обиды и только

20 % - радостные события                                          д) вербальная

 

Ответы: 1.______,2.______, 3.________, 4.__________, 5.___________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.