Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Судовые расписания



Судовые расписания

Судовые расписания определяют распорядок дня, правила поведения на судне, порядок повседневной службы на каждом судне с учётом его назначения и эксплуатационных особенностей, а также расстановку людей, принимаемые меры и действия в случае возникновения опасной либо аварийной обстановки. Знание каждым лицом своих обязанностей, предписанных судовым расписанием, и их безупречное исполнение является обязательным требованием. На судах должны быть предусмотрены и введены в действие следующие расписания:

Судовое штатное расписание;

Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна;

Расписание по заведованиям;

Расписания по швартовым операциям;

Расписание по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне;

Расписание по судовым тревогам;

Другие судовые расписания.

 

Для выполнения срочных работ, требующих немедленного устранения повреждений судна, оказания помощи другому судну или спасения людей, терпящих бедствие в море, а также для подготовки судна к предотвращению грозящей ему опасности все члены экипажа распределяются по судовым постам и специальным группам (партиям), развертываемым по сигналу судовой тревоги.

Судовая тревога объявляется капитаном или вахтенным (сменным) помощником капитана самостоятельно или по приказанию капитана для вызова всех членов экипажа на судовые посты и рабочие места в целях:

ликвидации аварийной ситуации, возникшей на судне (пожара, взрыва, посадки на мель, штормового или ледового повреждения, повреждения (водотечности) корпуса, поломки главных двигателей или других повреждений, в результате которых судно стало немореходным);

заблаговременной подготовки судна к предотвращению грозящей ему опасности (подходу к опасному для плавания району, приближению шторма, опасным волнам цунами и т.п.);

отработки действий экипажа на судовых постах и рабочих местах по борьбе за живучесть судна, проверки готовности к действию технических средств, обеспечивающих его безопасность, а также подготовленности экипажа к их использованию.

 

Судовая тревога объявляется сигналом - непрерывным звонком громкого боя в течение 25 - 30 секунд. При пожаре во время стоянки судна у причала сигнал звонком дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол. Сигнал звонком дублируется голосом по судовой трансляционной сети с указанием причин тревоги (пожар, пробоина) и места пожара (пробоины). При отсутствии или неисправности звонковой сигнализации сигнал подается паровым свистком, тифоном или сиреной.

При проведении судовых учений после сигнала тревоги передается слово "учебная".

 

Распределение экипажа по судовым постам и специальным группам (партиям) устанавливается расписанием по судовой тревоге. В расписании по судовой тревоге определяются обязанности (действия) членов экипажа после подачи сигнала тревоги, включая:

управление судном, в том числе с использованием запасных (аварийных) средств и систем управления;

наблюдение за горизонтом, воздухом и водой, использование аварийных средств радиосвязи и специальных средств, установленных на судне;

герметизацию корпуса, борьбу с поступлением забортной воды, борьбу с пожаром;

оказание первой медицинской помощи и санитарную обработку раненых и пораженных членов экипажа и пассажиров;

подготовку к спуску на воду судовых катеров, спасательных шлюпок (плотов), проверку их снабжения и готовности к использованию аварийных средств радиосвязи и сигнализации;

действия экипажа при оставлении судна и угрозе его гибели (эвакуацию раненых и пораженных, спасение карт данного похода, судовых документов и ценностей).

 

Расписание по судовой тревоге должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна. Выписки из расписания по судовой тревоге должны вывешиваться у спального места каждого члена экипажа с указанием судового поста или рабочего места, на которое он должен прибыть, и обязанностей, выполняемых по сигналу тревоги.

 

Для выполнения работ повышенной опасности, требующих усиления вахты и одновременного нахождения экипажа или его большей части на судовых постах, члены экипажа - специалисты, обслуживающие механизмы, устройства и системы судна, распределяются по отдельным судовым постам и рабочим местам, развертываемым для выполнения этих работ.

Указанное распределение экипажа устанавливается авральными расписаниями, вводимыми в действие по решению капитана сигналом "слушайте все" (три коротких звука ревуном или звонком) и командой (голосом) с ходового мостика с указанием цели вызова экипажа на судовые посты и рабочие места.

 

В авральных расписаниях определяются обязанности (действия) членов экипажа:

при плавании в районах интенсивного судоходства (каналах, проливах), приближении к берегу или к району, опасному для плавания (лед, обломки судов), в штормовую погоду, если есть опасность повреждения судна и в других сложных условиях;

при входе судна в базу (порт) и выходе из нее, постановке на якорь (швартовы), постановке в док или выходе из него;

при оказании помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие в море;

при буксировке аварийного корабля или судна, имеющего на борту боеприпасы, взрывчатые вещества или иные опасные грузы;

при приемке (передаче) боеприпасов и других опасных грузов, в том числе на ходу, одновременно нескольким кораблям;

при постановке (выборке) плавучих средств навигационного (рейдового) оборудования, придонных устройств и подводных кабелей связи;

при других работах, выполняемых членами экипажа сверх установленной продолжительности рабочего времени (вахты).

Конкретный перечень авральных расписаний для каждого судна устанавливается руководителем (командиром) вышестоящего органа военного управления по представлению капитана.

 

Для обеспечения повседневной деятельности судна, его безопасности и поддержания готовности технических средств к использованию на каждом судне должно быть составлено расписание по заведованиям.

В расписание по заведованиям вносятся все технические средства (механизмы, устройства, системы) судна, предметы оборудования и снабжения, индивидуальные и коллективные спасательные средства, запасные части, инструменты и принадлежности, техническая документация, а также помещения судна с указанием членов экипажа, ответственных за их содержание.

 

С учетом типа, назначения и особенностей судна по усмотрению капитана могут составляться другие расписания, определяющие обязанности членов экипажа при несении ходовой навигационной (машинной) вахты, радиовахты, погрузке (выгрузке) крупногабаритных воинских грузов или выполнении иных систематически повторяющихся работ. Перечень указанных расписаний для каждого судна утверждает руководитель (командир) вышестоящего органа военного управления.

 

Все расписания вносятся в книгу судовых расписаний. Фамилии, имена и отчества членов экипажа вписываются в книгу карандашом.

В книгу судовых расписаний должны быть внесены:

схема организации судна;

схема расположения командных пунктов и судовых постов;

схема расположения и нумерация пожарных рожков, огнетушителей и судовых постов, укомплектованных спасательными средствами;

схема расположения аварийных средств связи;

схема технического и зрительного наблюдения за надводной обстановкой;

перечень непроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий, определяющий их положение по судовой тревоге, с их маркировкой.

К книге судовых расписаний должен быть приложен сборник должностных инструкций экипажа судна, подписанный капитаном и утвержденный руководителем (командиром) вышестоящего органа военного управления.

На судах с численностью экипажа менее 10 человек книги судовых расписаний не ведутся, а обязанности членов экипажа по судовой тревоге вывешиваются на видном месте в общедоступных помещениях.

По мере отработки организации выполнения задач по обеспечению сил флота и накопления опыта, а также в связи с конструктивными или штатными изменениями капитан обязан вносить необходимые корректуры в судовые расписания и представлять их на утверждение руководителю вышестоящего органа управления.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.