|
|||
Урок № 15 Мастер п/о МОС19-1 КРАЙНЮК Л.В.Урок № 15 Мастер п/о МОС19-1 КРАЙНЮК Л.В. План урока на 05.06.2020г. ТЕМА №4 Обработка методов и приёмов нанесения штукатурных растворов на поверхность. Отделка штукатурных слоёв. Подтема №1 Набрасывание штукатурного раствора с сокола штукатурной лопаткой. Набрасывание штукатурного раствора штукатурной лопаткой из растворного ящика. Цели урока: Образовательная цель: Учебная – сформировать и закрепить навыки нанесения раствора на поверхность стены штукатурной лопаткой с сокола; Коррекционная – развивать координацию движений при набрасывании раствора, самостоятельности при выполнении практических работ, развитие речи при ответах; Воспитательная – воспитывать чувство ответсвенности за выполненное задание, трудолюбия, аккуратности, воспитывать бережное отношение к инструменту, материалу. соблюдению правил техники безопасности. Задача: научить приему набрасывания раствора слева направо на поверхность стены штукатурной лопаткой с сокола.
Ход урока 1.Вводный инструктаж Набрасывание раствора лопаткой с сокола При набрасывании раствора лопаткой с сокола применяются следующие инструменты. Штукатурная лопатка (рис. 47) состоит из полотна и ручки с коленом. Высота колена должна быть равной 5 см. Более низкое колено небезопасно, а более высокое — неудобно в работе. Лучшей считается лопатка с цельнотянутой ручкой. Лопатки с приклепанными ручками неудобны тем, что около приклепанной части пристает раствор, мешающий работе. Лопатка должна быть легкой, с тонким стальным полотном толщиной до 1,5 мм, а черенок — крепко насажен на ручку. Длина черенка должна соответствовать руке штукатура. Это делает лопатку более удобной в работе и несколько облегчает выполнение бросков. Лопатка служит для накладывания, размешивания, заглаживания, намазывания, набрасывания и срезания раствора. Штукатурные лопатки изготовляют трех размеров: большие, средние и малые. Сокол (рис. 48) состоит из деревянного щита и ручки. Щит изготовляют из трех-четырех сосновых досок толщиной 15 мм, которые собирают на шпонках. Более толстые доски утяжеляют сокол. Шпонки препятствуют короблению щита и служат упором для лопатки во время работы по намазыванию раствора с сокола на поверхность. Шпонки должны выходить над плоскостью щита на 15—20 мм. Ручку крепят к щиту двойным шипом и дополнительно прибивают гвоздем. Шип ручки должен быть на 3—4 мм ниже уровня плоскости щита. Это исключает возможность зацепления за него лопатки во время работы. Сокол должен быть легким, иметь гладкое, ровное полотно щита и хорошо остроганные ребра. Кроме деревянных, в последнее время широкое распространение получили металлические соколы. Их изготовляют из алюминия или других легких сплавов. Металлические соколы не имеют шпонок. Это делает их небезопасными в работе, так как лопатка, скользя по металлу, может поранить руку. Прижимать же сокол во время работы руками, без помощи лопатки, не всегда удобно. Сокол служит для поддержания, намазывания, разравнивания и заглаживания раствора. Кроме перечисленных плоских соколов, применяют еще соколы-ковши, напоминающие собой металлическую тарелку (рис. 48). Такие соколы применяют только для поддержания раствора, который забирают с них лопаткой. Эти соколы удобны тем, что на них можно набирать большое количество жидкого раствора (2—3 л вместо 0,5 л на обычном соколе). Техника работы при набрасывании раствора штукатурной лопаткой с сокола заключается в набирании раствора на сокол, забирании с сокола порции раствора и нанесении его на оштукатуриваемую поверхность. Следует помнить, что правильная хватка инструмента увеличивает производительность труда штукатура и облегчает работу. Во время работы штукатур берет левой рукой сокол, а правой - лопатку, подходит к ящику с раствором и становится так, чтобы правая нога была ближе к ящику, а левая отставлена назад. Сокол кладут на борт ящика одной стороной, а другую поднимают на 10 см. Такое положение сокола весьма удобно для набирания раствора. Первые порции раствора кладут на верхнюю сторону сокола, а затем последовательными рядами — на нижнюю (рис. 49). Набрав на сокол нужное количество раствора, сокол надо оправить, т. е. снять с краев излишки. Набирая раствор, штукатур должен держать сокол на руке. Это облегчает работу и придает соколу устойчивость. При оштукатуривании стены сокол должен быть слегка наклонен к ней, чтобы штукатур не пачкал рук раствором. Забирать порцию раствора с сокола желательно правым ребром или концом лопатки так, чтобы она двигалась от края сокола (от себя) к его середине (рис. 50). При набрасывании лопаткой раствора на поверхность работают не всей рукой, а только кистью. При этом рабочий делает взмах лопаткой с резкой остановкой, чем достигается быстрое слетание раствора с лопатки. Взмах должен быть не очень сильным, так как от резкого толчка раствор разбрызгивается. На рис. 51 и 52 показаны различные положения корпуса штукатура при набрасывании раствора на оштукатуриваемую поверхность лопаткой. Рис. 51. Нанесение раствора в положении слева направо: а — на уровне головы; б — на уровне пояса При оштукатуривании потолков сокол должен находиться на уровне плеча или головы работающего, но обязательно под местом набрасывания раствора для того, чтобы падающий раствор попадал на сокол. Набрасывание раствора на потолок можно выполнять, «от себя», «над собой» и «через голову», т. е. через плечо (рис. 53). Рис. 53. Нанесение раствора на потолок: а — через голову; б — над собой; в — от себя При набрасывании от себя взмах лопатки и броски раствора направляются вперед от штукатура. Когда броски производят над собой, то они ложатся почти над головой, но взмах лопатки должен быть направлен немного вправо: При нанесении раствора следует всегда выбирать такое положение, чтобы не бросать раствор в сторону работающего рядом товарища и не обрызгивать его раствором. Надо уметь набрасывать раствор различными бросками: широкими, узкими, толстыми и тонкими. При широких и тонких бросках взмах лопатки должен быть резким, а при узких и толстых — плавным. Овладение в Совершенстве техникой набрасывания раствора с сокола и приобретение навыков, необходимых для успешной работы, достигается практикой. При набрасывании раствора лопаткой с сокола рабочее место организуют различно. Чтобы повысить производительность труда, целесообразнее всего применять передвижные (на катках) ящики и устанавливать их как можно ближе к оштукатуриваемой поверхности. За последнее время передвижные ящики почти полностью вытеснили непередвижные. При работе известково-гипсовым раствором делают так называемые заводки. Для их приготовления с левой стороны ящика устанавливают посуду с водой, а с правой — посуду с гипсом. На рис. 54 дан план правильного расположения инструментов и материалов при оштукатуривании известково-гипсовым раствором. Набрасывание раствора лопаткой из ящика Для повышения производительности труда многие штукатуры набрасывают на стены раствор лопаткой прямо из ящика. При этом они применяют легкий передвижной ящик и лопатку увеличенного размера. Техника набрасывания раствора остается такой же, как и при набрасывании его лопаткой с сокола. Работа организуется следующим образом. Если оштукатуриваемая поверхность расположена ниже уровня ящика, то его устанавливают на расстоянии 1 м от стены. Штукатур забирает из него лопаткой порцию раствора и набрасывает на стены (рис. 55). Если раствор набрасывают выше уровня ящика, то его ставят рядом со стеной. Это сокращает лишние движения, а отлетающий от стены раствор падает прямо в ящик. Во время работы ящик периодически передвигаю к месту набрасывания раствора. При оштукатуривании верхних частей стен и потолков целесообразно пользоваться тележкой конструкции штукатура Я. С. Карасева (рис. 56). Тележку делают металлической, на четырех колесах. Она поднимается и опускается от нажима на рычаг. На тележку ставят небольшой ящик, изготовленный из металла или тонкого теса. Обычно для работы следует иметь два-три ящика. Тогда освобожденный от раствора ящик быстро снимают с тележки, а на его место ставят ящик, наполненный раствором. При работе с тележкой штукатур встает около нее, забирает штукатурной лопаткой из ящика порцию раствора и набрасывает его на стену или потолок. Для удобства работы ящик с раствором поднимают или опускают в зависимости от высоты оштукатуриваемого участка. При оштукатуривании потолков ящик всегда должен находиться под оштукатуриваемым местом. 1 Инструкционно технологическая карта 5 Тема: «Нанесение раствора на поверхности способом набрасывания различными инструментами» Содержание Набрасывание раствора на поверхности кельмой с сокола Набрасывание раствора на поверхности кельмой из растворного ящика Набрасывание раствора на поверхности штукатурным ковшом Назначение и эффективность применения карты 1.Карта предусматривает организацию обучающего трудового процесса в производственных мастерских и на строительных объектах во время производственной практики, при нанесении раствора на поверхности способом набрасывания различными ручными инструментами. 2. Применение приемов труда, рекомендуемых в настоящей карте, способствует более быстрому и качественному их усвоению, снижению трудовых затрат, повышению культуры производства, улучшению качества работ. 3. Умение пользоваться картой дает возможность учащемуся повысить производительность труда, при выполнение ученической нормы или полной рабочей нормы на практике. 4. Помогает вырабатывать трудовую дисциплину. Подготовка рабочего места Подготовка рабочего места является обязательной при любых отделочных работах Мастер распределяет между учащимися обязанности по организации рабочего места: учащиеся подносят необходимый инструмент, инвентарь, приспособления; проверяют исправность ручного и электрифицированного инструмента и оборудования; устраивают средства подмащивания; замешивают раствор нужной консистенции; после окончания работ очищают рабочий инструмент и инвентарь от раствора, моют и кладут на определенное для него место Для работы необходим штукатурный ящик, который устанавливается как можно ближе к оштукатуриваемой поверхности. 28
2 Инвентарь, инструменты,материалы Растворный ящик с глиняным раствором, сокол, штукатурная кельма, емкость с водой для смачивания поверхности, кисть - окамелок, средства подмащивания сокол Кисть окамелок Растворный ящик ИТК 5 - Нанесение раствора на поверхности способом набрасывания различными инструментами Последовательность и технология выполнения приёмов НАБРАСЫВАНИЕ РАСТВОРА КЕЛЬМОЙ С СОКОЛА 1. Сокол берут в левой руку, а в правую штукатурную кельму. Подходят к ящику и становятся так, чтобы правая нога была ближе к ящику, а левая отставлена назад. Сокол одной стороной кладут на борт ящика с раствором, приподняв противоположную сторону сокола на 8-10см (когда работать, приходится с жидким раствором, то необходимо держать сокол почти горизонтально) 2. Сторона сокола, приподнятая вверх, при этом опирается на руку, что придает устойчивость соколу и рука устает меньше. 3. Кельмой забирают порцию раствора из ящика, накладывают его быстрыми движениями на сокол, рядами начиная с верхней приподнятой части 4. После того, как раствор набран на сокол, требуется очистить края сокола от его излишков 5. При нанесении раствора на стены, сокол держат на уровне низа забрасываемой поверхности на расстоянии 25-30см от неё. 6. С сокола раствор забирают правым ребром кельмы или её концом, так чтобы кельма двигалась от края сокола (от себя) к его середине. При этом сокол держат слегка наклонно к стене (это удобно для работы и предохраняет руку от попадания на неё раствора) 7. Одновременно надо следить за тем, чтобы раствор не стекал и не падал на пол Образцы выполнения приёмов Правильная хватка кельмы 29
3 Кельмы Пастворный ящик При выполнении броска кельмой работает не вся рука, а только её кисть. 8. Для этого надо сделать взмах кельмой и резко её остановить. 9. Резкость взмаха определяется нужной толщиной наносимого слоя и густотой раствора. К примеру, когда необходимы толстые броски, взмах должен быть слабым. А когда нужны тонкие броски, взмах кельмой необходимо сделать резким. 10. Взмах должен быть не очень сильным. Так как от резкого толчка раствор сильно разбрызгивается. 11. Каждый новый шлепок укладывают рядом с предыдущем 12. Выдерживают одинаковую толщину шлепка по всей поверхности (отскок раствора от поверхности должен отсутствовать) В зависимости от места нанесения раствор набрасывают из разных положений и уровней. Оштукатуривая стены, раствор наносят: слева направо, справа налево; на уровне головы или несколько выше; на уровне пояса; у пола или подмостей самое удобное положение - слева направо набрасывание раствора - справа налево 30
4 Подмости Оштукатуривая потолки раствор набрасывают: через голову (броски ложатся за спиной штукатура) через плечо (броски ложатся за спиной штукатура) над собой (раствор ложиться почти над головой, но взмах кельмы должен быть направлен немного вправо; от себя (взмах кельмы и броски раствора направляют вперед от штукатура). При нанесении раствора следует выбирать такое положение, при котором брызги не летели бы в сторону работающего рядом штукатура 31
5 НАБРАСЫВАНИЕ РАСТВОРА КЕЛЬМОЙ ИЗ РАСТВОРНОГО ЯЩИКА Кельмой из ящика раствор набрасывают так же, как и с сокола. При этом используют легкий ящик на передвижной тележке. Работу организуют следующим образом: Растворный ящик с глиняным раствором, штукатурная кельма, емкость с водой для смачивания поверхности, кисть - окамелок, средства подмащивания Если оштукатуриваемая поверхность расположена выше уровня ящика, то ящик ставят рядом со стеной, а если оштукатуриваемая поверхность расположена ниже уровня ящика, то его устанавливают на расстоянии 1м от стены Раствор захватывают кельмой (соблюдая правильность захватки) из ящика Поднимают лопатку до нужного уровня. Движением кисти руки с резкой остановкой раствор бросают на поверхность, следя, чтобы отскок раствора от поверхности отсутствовал или был минимальным Раствор отлетающий, от стены должен падать в ящик для последующего его использования Во время работы ящик периодически придвигают к месту набрасывания раствора Раствор наносят в разных положениях кельмой на стены: слева направо; справа налево; на уровне головы, на уровне пояса; у пола; над собой, от себя Сокол позволяет удерживать сразу несколько порций раствора, переносить их от растворного ящика к поверхности, экономит силы и снижает утомляемость штукатура, так как снижается количество наклонов к растворному ящику за новой порцией раствора 32 Видео https://www.youtube.com/watch?time_continue=53&v=dPmNf8onePc&feature=emb_logo 2.Подведение итогов занятия: -достижение цели урока; -общая оценка овладения учащимися приёмов приготовления раствора; -отчёт учащихся о проделанной работе ; -разбор допущенных ошибок и способов их устранения;
Обратить внимание на правильность выполнения приёмов. 3.3.Контроль за качеством, правильностью соблюдения технологической последовательности работы. 3.4. Пронаблюдать за правильностью ведения самоконтроля.
3.Домашнее задание: Карточка №1 Дайте определение группам материалов. ? Глина Известь Цемент
? Песок Шлак Опилки
? Вода Известковое молочко Цементное молочко
Закончите предложение. Раствор – это…… Карточка №2 Найдите общие материалы в приготовлении различных растворов. Глиняный раствор песок вода
Известковый раствор песок вода
Цементный раствор песок вода
Карточка №3 Опишите устройство инструмента. Штукатурная лопатка. Сокол.
|
|||
|