Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых”
(ВлГУ)
Конспект урока по математике на тему:" Взаимосвязь между компонентами и результатом действия умножения."
Серовой
__________________________________________________________
(фамилия)
Марии Андреевны
__________________________________________________________
(имя и отчество)
студента педагогического института
группы ____НО-117__
Направление подготовки
«Педагогическое образование»
Профили подготовки
«Начальное образование.»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Оценка:
Проверили:
Учитель:
Графова Н. В.
Методист:
Болотова Т.В.
Владимир 2020
УМК«Школа России»
Учебник:Моро М. И.
Класс:2
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: «Взаимосвязь между компонентами и результатом действия умножения.»
Страница:72
Цель урока: раскрыть взаимосвязь между компонентами и результатом действия умножения.
Задачи урока :
1. Образовательные:
1) Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
2)повторить терминологию умножения, смысла умножения и деления, правило связи слагаемых с суммой;
3) формировать умение находить множители на основе взаимосвязи умножения и деления;
4) формировать умение моделировать с помощью схематических рисунков действия умножения и деления;
5)выполнять задания творческого и поискового характера;
6) помочь ученикам сформулировать вывод о личных достижениях на уроке;
7) обсудить домашнее задание, и затруднения в его выполнении.
2. Развивающие:
1) развивать умение устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач;
2) развивать внимание и логическое мышление.
3. Воспитательные:
1) формировать мотивацию к решению познавательных задач;
2) воспитывать усидчивость, трудолюбие, интерес к предмету через содержание учебного материала.
Формируемые УУД:
1. Познавательные:
1) формирование умения описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
2) формирование умения осваивать способы решения задач творческого и поискового характера.
2. Регулятивные:
1) формирование умения понимать, принимать, сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
2) формирование умения в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный;
3) формирование умения выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы, знаки.
3. Коммуникативные:
1) формирование умения строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
2) формирование умения слушать и понимать речь учителя и других учащихся;
3) формирование умения читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
4. Личностные:
1) формирование умения понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
2) формирование первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний.
Оборудование:
-учебник по математике М.И. Моро 2 класс 2 часть;
-карточки со словами;
-проектор;
-презентация;
-карточки для работы в парах.
Ход урока.
Этапы урока
| Содержание этапа
| Примечание
| Организационный этап.
Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
| Учитель: Прозвенел опять звонок
Приглашает на урок,
Будем дружно мы считать,
Прибавлять и вычитать
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас таков:
«Всё, что надо, - под рукой.»
| | Подготовительный этап.
Повторить терминологию умножения, смысла умножения и деления, правило связи слагаемых с суммой.
| 1. Если больше раз так в пять, числа будем...(умножать)
-А теперь давайте вспомним как называется 1 компонент умножения (множитель)
-А второй компонент называется так же или по-другому? (так же, множитель)
-А как же называется результат умножения? (произведение)
2.Задачи на нахождение произведения (прямая) и деление по содержанию и на равные части (обратные) выполняются в устной форме с опорой на наглядные пособия.
-На трех тарелках лежат по 2 яблока. Сколько всего яблок?
(3*2=6)
-На тарелки разложили 6 яблок по 2 на каждую. Сколько тарелок понадобилось?
(6:2=3)
-6 яблок разложили на 3 тарелки. Сколько яблок на каждой тарелке?
(6:3=2)
3. Нам дано выражение .
2+5=7.
-Как найти первое слагаемое — 2?
-Каким правилом мы воспользуемся? ( чтобы найти неизвестное первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое.)
-Получатся ? (Надо из 7 вычесть 5).
-7-5=2
Как найти второе слагаемое — 5?.
- Каким правилом мы воспользуемся? (чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое.)
-Получим... (Нужно из 7 вычесть 2)
-7-2=5
-А так как от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, можно не уточнять, какое по счету слагаемое мы ищем.
|
| Этап изучения.
Формировать умение находить множители на основе взаимосвязи умножения и деления.
| 1.-Давайте попробуем по аналогии с этим правилом решить такой выражение.
2*3=6
-Как вы думаете, можно из этого выражения составить другие равенства? (можно)
-Сколько равенств мы составим, вспомнив правило как найти слагаемое?(2)
-Составим первое равенство. ( 6:3=2)
-Как мы составили это равенство ? Попробуем сформулировать правило, опираясь на название компонентов.(чтобы найти первый множитель нужно произведение разделить на второй множитель)
-Составим 2 равенство (6:3=2)
-Сформулируем правило (чтобы найти второй множитель нужно произведение разделить на первый множитель)
- А так как от перестановки мест множителей произведение не меняется, можно не уточнять, какой по счету множитель мы ищем.
- Чтобы найти один множитель нужно произведение разделить на другой множитель.
2. -Давайте сравним значения выражений:
30 : 6 … 30 : 5
-Посмотрите внимательно на выражение, в котором выполнено действие умножение.
6 ∙ 5 = 30 (первый множитель – 6, второй множитель – 5, произведение – 30)
-Если произведение разделить на первый множитель, мы получим второй множитель. Это значит, что результат выражения:
30 : 6=5.
-Если произведение разделить на второй множитель, то в результате мы получим первый множитель.
30 : 5 = 6.
-Сравним числа 5 и 6. 5 меньше 6. Это значит, что значение первого выражения меньше, чем значение второго.
30 : 6 < 30 : 5
5 < 6
-Каким правилом мы воспользовались? (чтобы найти один множитель нужно произведение разделить на другой множитель)
3.Посмотрите на доску. Там 8 квадратов, расположенных в два ряда.
- По сколько взяли квадратов и сколько раз? Как запишем? (4*2=8)
- Восемь квадратов расположили по 4 квадрата в каждый ряд. Сколько рядов получилось? Как запишем? (8:4=2)
- Восемь квадратов расположили в 2 ряда. Как узнать, сколько квадратов в одном ряду? (8:2=4)
- Как называются числа 4, 2 и 8?
- Как получили второе и третье равенства из первого? Ответьте, используя слова: множитель и произведение.
- Чтобы найти один множитель нужно произведение разделить на другой множитель.
4. -А теперь давайте сравним правила, которые получились в каждом задании. (Они одинаковые.)
-Значит для того, чтобы найти один множитель нужно произведение разделить на другой множитель.
-А теперь давайте посмотрим как это правило звучит в учебнике. Откроем учебник на стр. 72
-Читаем. (Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель)
-Мы вывели похожее правило, но запомним мы правило, которое написано в учебнике.
|
На доске запись: 4×2=8
8:4=2
8:2=4
| Физкультминутка.
| Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
|
| Этап закрепления.
Формировать умение моделировать с помощью схематических рисунков действия умножения и деления; выполнять задания творческого и поискового характера .
| 1.Посмотрите упражнение 1-ое на стр. 72, прочитайте.
- Первый столбик разберем устно. (Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель. Значит 14 разделим на 7 и получим 2, т.е второй множитель. А если 14 разделить на 2, то получим 7, т.е первый множитель)
-Остальные три столбика – письменно с комментированием. (Три ученика работают у доски.)
- Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель. Значит 32 разделим на 8 и получим 4, т.е получим второй множитель. Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель. А если 32 разделим на 4, то получим 2, т.е другой множитель.
-Вспомним ещё одно правило от перестановки мест множителей произведение не меняется, значит можем 2*9 и получить 18.
- Далее выполняем аналогично с подробным комментированием.
2. Давайте решим задачу.
Бабушка принесла яблоки и разложила их на 2 тарелки, по 4 яблока на каждую. Сколько яблок принесла бабушка?
-Давайте разложим яблоки на две тарелки так, как это сделала бабушка. Обозначим вопрос задачи.
-Чтобы решить эту задачу, можно воспользоваться сложением. Но поскольку на тарелках одинаковое количество яблок, то сложение мы можем заменить умножением.
-Давайте составим выражение и найдем его результат. 4 яблока у нас повторяется 2 раза.
4 ∙ 2 = 8 (яблок)
-Теперь давайте решим задачу, обратную данной.
-Как в каждой задаче, известное будет неизвестным. И наоборот. Посмотрите не нашу новую задачу.
Бабушка принесла 8 яблок и разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько яблок на каждой тарелке?
-Для того чтобы решить эту задачу, мы воспользуемся решением прошлой задачи.
4 ∙ 2 = 8 (яблок)
Всего было 8 яблок, их разложили на две тарелки.
8 : 2
Для того чтобы найти результат, нам поможет решение прошлой задачи. Мы знаем, что если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель.
8 : 2 = 4 (ябл.)
3. Составьте равенства. (Задание в парах). К каждому равенству на умножение составьте два равенства на деление.
Проверьте, такие равенства на деление вы составили.
| 7 • 2 = 14
14 : 7 = 2
14 : 2 = 7
8 • 4 = 32
32 : 8 = 4
32 : 4 = 8
4 • 8 = 32
9 • 2 = 18
18 : 9 = 2
18 : 2 = 9
2 • 9 = 18
10 • 4 = 40
40 : 10 = 4
40 : 4 = 10
4 • 10 = 40
| Итог.
Помочь ученикам сформулировать вывод о личных достижениях на уроке.
| - С каким правилом мы сегодня познакомились на уроке? (Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.)
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам показалось особенно трудным?
- У вас на столах лежат смайлики, при помощи которых вы можете оценить свою работу на уроке.
1.Я всё понял и могу объяснить товарищу (Смайлик улыбающийся).
2.Я всё понял, но еще не могу объяснить товарищу (Смайлик задумался).
3.У меня остались вопросы (грустный смайлик).
|
| Домашнее задание.
Обсудить домашнее задание, и затруднения в его выполнении.
| - Посмотрите на странице 72-ой, упр. 6-ое.
- Ваша задача решить эти примеры дома.
- Всем понятно задание?
- Наш урок подошел к концу. Молодцы все хорошо и активно работали.
|
|
|