Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме Кто же Чацкий - победитель или побежденный? (по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума)
Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Кто же Чацкий - победитель или побежденный?" (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")
С применением технологий проблемного обучения, группового обучения,
развития критического мышления.
Технологическая карта урока
Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Класс: 9 «Б»
Предмет: литература
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
образовательные: закрепить знания, полученные учениками; сформировать общее представление о комедии; продолжить формирование навыков анализа художественного произведения;
воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию толерантности; воспитывать умение слушать других;
развивающие: развивать навыки делового партнерского общения; умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог, задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения; навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи.
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Оборудование: мультимедиа (презентация), раздаточный материал, учебник, на доске образцы ученических работ – кластеры о фамусовском обществе и о Чацком.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Мотивация – 5 мин.
Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Целеполагание.– 5 мин.
Решение проблемного вопроса (работа в группах) – 10 мин.
Обобщение и систематизация знаний (презентация работы группы) – 15 мин.
Выставление самооценок и рефлексия – 5 мин.
Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся.
| УУД
| I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
| Деление на группы до начала урока путём жеребьёвки.
- Добрый день, ребята! Рада вас видеть.
Входя в класс, вы доставали из мешочка прямоугольники определенных цветов. Сядьте, пожалуйста, согласно тому цвету, который вам достался.
| Учащиеся вынимают наугад жетоны разных цветов. В зависимости от цвета делятся на шесть групп.
Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку.
Рассаживаются по группам. (Образуется шесть групп)
| Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.
| II. Мотивация
Цель этапа: активизировать мыслительную деятельность каждого ученика, подтолкнуть к формулировке темы и проблемы урока
| (Слайд 1).
- На экране вы видите слова британского модельера Эндрю Маккензи: «Победитель – тот, кто встаёт на один раз больше, чем падает».
- Как вы понимаете эту фразу?
- Как бы вы закончили предложение «Победитель – это…»? А кого можно назвать побежденным?
(На слайде появляется портрет А.С.Грибоедова)
- Связаны ли эти слова с комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»?
- Есть ли в комедии победители?
- А Чацкого вы кем считаете? Молча по очереди подойдите к доске и поставьте свою подпись в ту графу, которая соответствует вашей позиции: «Победитель – Побеждённый»
| Отвечают на вопросы учителя.
Демонстрируют знание содержания комедии «Горе от ума».
Подходят по очереди к доске и ставят свою подпись или в графу «Победитель» или в графу «Побежденный»
| Коммуникативные УУД:
1.Владеть монологической и диалогической речью.
2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.
Личностные УУД:
1.Самоконтроль
Познавательные УУД:
1.Проверка изученного.
| III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание.
| - Как вы думаете, над каким проблемным вопросом мы будем сегодня размышлять?
- Как будет звучать тема нашего урока?
(Слайд 2).
- Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побежденный?»
Мы попытаемся прийти найти ответ на этот вопрос. Это и будет целью нашего урока.
- Вы уже догадались, что работать вы будете в группах по методу «Шести шляп». Я напоминаю специфику каждой группы: Белая шляпа отвечает за сбор беспристрастных, объективных фактов; Чёрная шляпа отвечает за критическое восприятие, поиск недостатков; Жёлтая шляпа находит только положительные факты и аргументы; Зелёная шляпа должна выйти за рамки произведения; Красная шляпа отвечает за эмоции и оценки; Синяя шляпа подводит итог работе всех групп и формулирует ответ на проблемный вопрос.
Каждая группа должна выбрать руководителя и распределить задания, чтобы максимально быстро с ними справиться. Опирайтесь на текст комедии и записи в тетрадях.
Обращаю также ваше внимание на то, что при ответе групп члены других групп могут дополнять ответы одноклассников или опровергать их или задавать вопросы.
| Дают свои варианты ответов.
Записывают тему урока в тетради.
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе.
| Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений;
2. Формулировать тему урока, проблему;
3.Самостоятельно планировать деятельность.
Познавательные УУД:
1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.
Коммуникативные УУД:
1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
| IV. Решение проблемного вопроса (работа в группах)
| Каждая группа получает задание. Выбирает руководителя. Раздаёт задания. (Приложение 1)
Белая шляпа (Учёные):
На какие две группы можно разделить всех персонажей? По какому принципу?
Назовите черты классицизма и реализма в комедии «Горе от ума».
Чёрная шляпа (Критики):
В чём, на ваш взгляд, Чацкий «проигрывает» фамусовскому обществу?
Что даёт нам право говорить, что Чацкий уходит побеждённым?
Жёлтая шляпа (Оптимисты):
Докажите, что Чацкий в финале комедии «Горе от ума» остаётся победителем. Приведите как можно больше аргументов в пользу этой точки зрения.
Зелёная шляпа (Креативщики):
Как вы понимаете слова Герцена А.И.: «В комедии «Горе от ума» 4 действия. Пятое разыгралось на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году»?
Предположите, как сложилась жизнь Чацкого после отъезда из дома Фамусова. Обоснуйте свой ответ.
Красная шляпа (Художники):
Выберите из предложенной таблицы эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие, на ваш взгляд, основных персонажей комедии «Горе от ума».
Какие эпитеты наиболее полно отражают ваши эмоции по отношению к этим же персонажам?
Синяя шляпа (Руководители):
В чем суть общественного и личного конфликтов в комедии «Горе от ума»?
Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?
(Во время работы групп звучит вальс А.С.Грибоедова)
| Выбирают руководителя группы. Распределяют задания. Обсуждают ответы.
| Познавательные УУД:
1.Выделять главное, извлекать информацию;
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;
3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
1.Искать пути решения проблемы.
| V. Обобщение и систематизация знаний (презентация работы групп).
| - Пришло время познакомить одноклассников с вашей работой. Отвечать вы будете именно в том порядке, в каком шляпы появляются на экране.
- Напоминаю о том, что во время ответа одной группы члены других групп могут дополнить или опровергнуть ответ оппонентов, а также задать им свой вопрос.
(Слайды 3-9).
| Заканчивают обсуждение. Руководитель группы демонстрирует готовность своей группы отвечать.
Слушают ответы групп, участвуют в обсуждении.
| Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
2. Проверка знаний и умений.
Коммуникативные УУД:
1.Осуществлять контроль.
2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| VI. Выставление самооценок и рефлексия.
| Руководители групп заполняют оценочные листы.
(Приложение 2)
Закончите эти фразы:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Мне понравилось…
| Учащиеся анализируют своё поведение и состояние на уроке и дают себе самооценку.
| Регулятивные УУД:
1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;
2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;
2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3. Строить связанное монологическое высказывание
| VII.Домашнее задание.
| Написать письмо Чацкому , соблюдая стиль эпохи
Индивидуальный прикладной проект: словарик афоризмов Чацкого
Создать личную страницу Чацкого «ВКонтакте», соблюдая стиль эпохи и особенности его взглядов и характера
| Записывают домашнее задание.
| |
Задания для групп
Белая шляпа (Учёные)
Информация. Факты. Беспристрастная и объективная позиция
1. На какие две группы можно разделить всех персонажей? По какому принципу?
2. Назовите черты классицизма и реализма в комедии «Горе от ума».
Чёрная шляпа (Критики)
Критическое восприятие
1. В чем, на ваш взгляд, Чацкий «проигрывает» фамусовскому обществу?
2. Что дает нам право говорить, что Чацкий уходит побежденным?
Жёлтая шляпа (Оптимисты)
1. Докажите, что Чацкий в финале комедии «Горе от ума» остается победителем. Приведите как можно больше аргументов в пользу этой точки зрения.
Зелёная шляпа (Креативщики)
1.Как вы понимаете слова Герцена А.И.: «В комедии «Горе от ума» 4 действия. Пятое разыгралось на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году»?
2. Предположите, как сложилась жизнь Чацкого после отъезда из дома Фамусова. Обоснуйте свой ответ.
Красная шляпа (Художники)
1. Выберите из предложенной таблицы эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие, на ваш взгляд, основных персонажей комедии «Горе от ума».
2. Какие эпитеты наиболее полно отражают ваши эмоции по отношению к этим же персонажам?
I
Поведение
| II
Взгляды
| III
Отношение к людям
| IV
Ум, способности
| V
Эмоциональные качества
| VI
Другие черты
| 1. Самоуверенное
2. Тактичное
3. Изворотливое
4. Характер горячий
5. Скрытное
6. Самовлюбленное
7. Ханжеское
8. Естественное
9. Воспитанное
| 1. Консервативные
2. Вольнолюбивые
3. Приспособленческие
4. Ограниченные
5. Свойственные среде
6. Критические
7. Циничные
8. Твердые
| 1. Холопское
2. Непосредственное
3. Доверчивое
4. Равнодушное
5. Лицемерное
6. Сочувственное
7. Расчетливое
8. Гостеприимное
9. Открытое
10. Черствое
11. Опасливое
| 1. Неглупый
2. Глупый
3. Умный
4. Пытливый
5. Ограниченный
6. Одаренный
7. Практичный
| 1. Нравственная слепота
2. Сдержанность
3. Грубость
4. Мечтательность
5. Вздорность
6. Колкость
7. Страстность
8. Ироничность
9. Скрытность
| 1. Честность
2. Неискренность
3. Бестактность
4. Подлость
5. Лень
6. Гадливость
7. Прямота
8. Собранность
9. Скрытность
10. Небрежность (в делах)
| Синяя шляпа (Руководители)
1.В чём суть общественного и личного конфликтов в комедии «Горе от ума»?
2.Кто же Чацкий – победитель или побежденный?
|