Технологическая карта ООД «Наша добрая матрешка»
Технологическая карта ООД «Наша добрая матрешка»
Средняя группа
Образовательная область
| «Художественно-эстетическое развитие»
| Возраст детей, группа
| 4-5 лет, средняя группа
| Тип ООД
| Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
| Тема ООД
| «Наша добрая матрешка»
| Цель
| Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством посредством художественно-эстетического развития (лепки)
| Задачи
| Образовательные:Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством посредством лепки; познакомить с историей семеновской матрешки; Закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином;
Развивающие:Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные:Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать любовь к труду русских мастеров.
| Материал и оборудование
| Демонстрационный:игрушка матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», кукла купавка, филипповка, дымковская барыня, мольберт.
Раздаточный:бумажные трафареты матрешек, пластилин красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.
| Предполагаемый результат
| · формирование адекватной самооценки;
формирование способности учитывать чужую точку зрения
| Этапы технологии «Ситуация»
| Деятельность воспитателя
| Методы, приемы
| Деятельность воспитанника
| Предпосылки учебной деятельности
| Контроль результатов деятельности
| I. Введение в ситуацию
| Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.
Воспитатель объявляет детям, что сегодня они продолжают путешествие в старину и узнают много нового и интересного. А поможет им в этом волшебное яблочко из русской народной сказки.
Ты катись, катись, яблочко,
По золотому блюдечку
Укажи нам дорогу
Во славную землю Русскую!
Времена теперь другие
Далеко ушла Россия от страны, какой была
Умный и сильный наш народ свою историю бережет
И преданья старины забыть мы не должны.
Вот и очутились мы в сторонке далекой, посмотрите, вдалеке избушка (макет русской избы среди искусственных елей и осеннего дерева). Давайте посмотрим, кто в ней поживает.
| Беседа
Фронтальная, индивидуальная работа
|
Дети передвигаются друг за другом» змейкой», повторяя слова.
Дети надевают платки и русские народные кепки.
Дети с воспитателем проходят в избу
| - настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)
| Личностные
· умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
Коммуникативные
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
| Этапные задачи: - установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии; мотивация познавательной деятельности.. создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;включить всех воспитанников в работу
| II. Актуализация знаний
| Воспитатель настраивает воспитанников на активную познавательную деятельность.
Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!
Повторение пройденного материала позволяет смотивировать детей на изучение нового материала.
Вопросы задаются по предыдущему материалу:
Что мы слышим? В каком уголке избушки может плакать ребенок? Как называется этот угол?
Давайте подойдем туда. Посмотрите, где лежит малыш (кукла)? Наверное, мама уложила его спать и куда-то вышла, а малыш проснулся и заплакал. Как же нам его успокоить?
Спойте нам колыбельные песенки
Ребята, малыш не успокаивается, подумайте, как еще его можно успокоить?
Посмотрите, здесь на полке много игрушек. Как вы думаете, какие игрушки нужны малышу?
Воспитатель представляет детям экспозицию
Одной из первых игрушек малыша, была вот такая куколка и называлась она Кувадка. Кувадок подвешивали над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке обязательно было нечетным, ведь, по поверью, только тогда куклы обретали могущественную силу и оберегали дитя от зла.
А кто знает, как нужно играть с этой игрушкой? Из чего сделана эта игрушка? Кто знает, как она называется?
Это, дети, филипповка. На Филиппов день 27 ноября, после окончания осенних полевых работ и перед началом зимних рукоделий, мастерицы делали себе таких кукол. У Филипповки шесть рук, чтобы все успевать, а на поясе - узелок с монеткой и зернышком для достатка. Филипповки делали из ткани, соломы, или изо льна.
Наш малыш нахмурился. Надо другую игрушку взять. (воспитатель показывает дымковскую игрушку). Ребята, вам нравится эта игрушка? Из чего она сделана? Давайте покажем ее малышу.
Какую еще игрушку можно предложить малышу?
Малыш смотрит на матрешку и не плачет. Как вы думаете, чем матрешка понравилась малышу?
Воспитатель проводит с детьми Пальчиковую гимнастику «Мы – веселые матрешки».
Давайте, немного поиграем с матрешками.
Мы - веселые матрешки -
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
| рассматривание экспозиции, комментирование, опрос.
Фронтальная форма работы беседа.
| Дети включаются в работу воспитателя, по ходу комментируя увиденное.
К гостям никто не выходит. Дети прислушиваются и слышат плач
Дети смотивированы на изучение нового материала.
Исполняют колыбельную песню
Котя, котенька – коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай!
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай.
Баю-баю, баю-бай!
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Дети узнают знакомые куклы и отвечают на проблемные вопросы воспитателя об их предназначении и использовании в игре.
| развивать мыслительную деятельность в ходе путешествия в старину.
- в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов, необходимых для овладения новым материалом знания воспитанников;
- оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;
-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ребенка через представление собственных знаний;
-развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.
| формирование познавательной и социальной мотивации;
Коммуникативные
· Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
· Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
· Умение формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные
формирование познавательной и социальной мотивации;
Познавательные
· умение узнавать, называть и определять народные куклы, представленные в экспозиции;
· умение выделять существенные признаки предметов (кукол);
умение работать по заданному алгоритму;
| Этапные задачи: успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия.
| III. Затруднение в ситуации
| использование проблемных вопросов и заданий, рассказ воспитателя с элементами беседы, метод «неоконченное предложение».
|
|
|
|
| Этапные задачи: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
| IV.
Открытие нового знания или способа действий
| Воспитатель дает детям творческое задание
Какой узор на платье? Посмотрите, еще одна матрешка, только поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено платье?
(Воспитатель достает матрешку, не украшенную узором).
Посмотрите, эту матрешку, наверное забыли украсить. Как вам кажется, какое у нее настроение? И малыш наш нахмурился, сейчас опять заплачет. Давайте нарисуем пластилином узоры для матрешки. Пусть каждый из вас придумает свой узор.
- А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить? Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики? Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.
Я хочу познакомить с новым элементом – это клубничка. Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина - это семена и ягодка готова! Приступаем к работе, отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали.
|
| в процессе просмотра экспозиции изучить понятия:
· Кукла – кувадка ;
· Кукла Филипповка,
· Дымковская барышня;
· Матрёшка
И знать, как они выглядят.
| -могут при показе игрушек наших бабушек идентифицировать их
| Личностные
· умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к Родине, народному промыслу);
· формирование умения прийти на помощь другу,
Регулятивные:
· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
·
| Этапные задачи: познакомить воспитанников с понятиями: Кукла – кувадка ;Кукла Филипповка, Дымковская барышня;Матрёшка.
| V Введение новых знаний в систему знаний
| (Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия.Если дети захотят иметь другой цвет, то воспиптатель применяет приём смешивания пластилина, - берет одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешивает и разменает пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции).
Матрёшка «раздаёт» своих подруг детям, воспитатель просит детей придумать свой узор матрёшкам и приступить к работе.)
Звучит русская народная мелодия «Калинка».
Во время работы воспитатель ходит и наблюдает за выполнением задания, может подсказать или похвалить ребёнка.
Воспитатель проводит гимнастику для уставших пальчиков. Чтоб матрёшек украшать, надо пальчики размять: указательный и средний,
безымянный и последний поздоровались с большим, чтоб работать от души.
А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко, кулачки разжали, сжали
кулачки разжали, сжали-вот и пальчики размяли.
| Практический
Индивидуальный и фронтальный метод работы
| Дети выполняют творческое задание по алгоритму педагога
Дети самостоятельно расписывают пластилином Матрешек
|
| · умение сохранять заданную цель;
·
· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
·
умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
| Этапные задачи: - заинтересовать детей в работе; смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
| VI Осмысление (итог)
| Выставка детских работ. Анализ. Педагог предлагает самим воспитанникам проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы: Что вам хотелось показать в своей работе? С чего начинали свою работу?Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?
Чем представленные работы похожи, чем отличаются?Ваше впечатление от данной работы?
Оценка педагогом. Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению.Использовали не только знания полученные на этом занятии, но и привносили свою фантазию, воображение.
Матрешки получились красивые. А малыш уснул, успокоился. (Прислушиваются. Раздается шум шагов Хозяюшки).
Хозяюшка: - Добрый день, честные гости! Чем вас потчевать, извольте? Баю – баиньки, баю. Баю доченьку мою. Ты дочурка засыпай, синеглазки закрывай. (имитация укачивания малыша).Милы гости к нам пришли, Нам гостинцы принесли. Буду я гостей встречать, Сладким медом угощать.
(Посиделки за столом)
(Возвращение в группу)
Ты катись-катись яблочко
По золотому блюдечку
Укажи нам дорогу
В наши времена
Да в наш детский сад.
| Беседа
Рефлексия
|
Дети вывешивают свои работы на специально отведенное место. Воспитанники оценивают свои и работы других детей, подмечая достоинства и недостатки.
Дети снимают платки и кепки.
| в ходе проведения рефлексии определить
уровень собственных достижений и затруднений по теме занятия, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.
| Личностные
· формирование адекватной самооценки;
формирование способности учитывать чужую точку зрения
| Этапные задачи:подвести итоги занятия, построив траекторию дальнейшей работы по освоению новой темы для каждого ребенка. Выставка детских работ. Анализ. Рефлексия.
|
|