|
|||
Тема: Понятие о чувствах и эмоциях. Эмоции и спорт.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема: Понятие о чувствах и эмоциях. Эмоции и спорт.
ЗАДАНИЕ: прочитайте материал, законспектируйте определения эмоций и чувств, перечислите особенности эмоций и виды чувств, запишите вывод по последней теме. Конспект должен быть сжатым.
Понятие о чувствах и эмоциях. На все, что нас окружает, мы так или иначе реагируем, определенным образом относимся ко всему. Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения – цвет, вкус, запах, температура – не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Все мы в разные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим… Переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе принято называть чувствами и эмоциями. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, но они отличаются друг от друга. Эмоции – это простое, непосредственное переживание в данный момент. Это удовольствие, испуг, страх, гнев, радость, огорчение, отвращение, злость, восторг, тревога, ужас, беспокойство, негодование, равнодушие, растерянность, наслаждение, презрение, печаль и т.д. Они присущи человеку, а многие из них присущи и животным. Но у животных эмоции имеют примитивный характер и внешне выражаются только голосом и движениями. У человека, как существа общественного, эмоции более выразительны, внешне они выражаются: 1) в мимике (выразительные движения лица) 2) в пантомимике (поза, жесты, походка) 3) в вокальной (голосовой) мимике (интонация, сила голоса, смысловые ударения и паузы) и в речи. 4) в ряде внешних проявлений (учащение дыхания, изменение кровообращения, потоотделение, тремор(дрожь в теле, руках, ногах)). Эмоции возникают под воздействием объективной действительности в ее соотнесении с потребностями человека. Физиологически объясняются возникновением в коре головного мозга процесса возбуждения, который при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов. Эмоции имеют большое значение в жизни человека: 1. Обогащают психику человека, делают его более интересным для окружающих. 2. Побуждают к деятельности. 3. Помогают преодолевать трудности в учении, труде, творчестве. 4. Определяют поведение человека. 5. Выполняют три важные функции: оценивающую, побуждающую и функцию направления внимания. Чувства – более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Чувства выражаются в эмоциях и бывают очень разнообразными: чувство долга, стыда, любви, ненависти, ответственности, коллективизма, дружбы, зависти, иронии, гражданственности, чести, юмора, симпатии, прекрасного, уважения, коллективизма, патриотизма, дисциплинированности, признательности и т.д. Чувства присущи только человеку. Физиологически они объясняются образованием в коре головного мозга стойких систем нервных связей, в образовании которых у человека решающую роль играет вторая сигнальная система действительности (речь) и которая влияет на протекание эмоций, может сдерживать их проявление.
|
|||
|