Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отправить работу для оценивания на почту vip_fresh@mail.ru



 

Тема: Основные направления развития современной литературы. Обзор.

В.Астафьев «Прокляты и убиты»

Задание:

1.изучить теоретический материал по основным направлениям развития современной литературы (см.ниже)

2.составить конспект в тетрадь (материал см ниже)

3. ответить письменно на вопросы по основным направлениям развития современной литературы (см ниже)

4.составить конспект по жизни и творчеству В.Астафьева.

5.Прочитать роман В.Астафьева «Прокляты и убиты»

 

1. Постмодернизм в литературе России. Течение, получившее название постмодернизм, возникло в конце XX века и объединило в себе философские, мировоззренческие и культурные настроения своего времени. Произошла интеграция науки и искусства, религии, философии. Постмодернизм, не стремясь к изучению глубинных проблем бытия, тяготеет к простоте, поверхностному отражению мира. Поэтому литература постмодернизма нацелена не на понимание мира, а принятию его таким, каков он есть. Постмодернизм в России Предтечами постмодернизма были модернизм и авангардизм, которые стремились возродить традиции Серебряного века. Русский постмодернизм в литературе отказался от мифологизации реальности, к которой тяготели предыдущие литературные направления. Но в то же время, он создает собственную мифологию, прибегая к ней как к наиболее понятному культурному языку. Писатели-постмодернисты вели в своих произведениях диалог с хаосом, представляя его как реальную модель жизни, где утопией является гармония мира. При этом между космосом и хаосом шли поиски компромисса. Русские писатели-постмодернисты Идеи, рассмотренные различными авторами в своих произведениях, порою представляют собой странные неустойчивые гибриды, призванные вечно конфликтовать, являясь абсолютно несовместимыми понятиями. Так, в книгах В. Ерофеева, А. Битова и С. Соколова представлены компромиссы, парадоксальные по сути, между жизнью и смертью. У Т. Толстой и В. Пелевина – между фантазией и реальностью, у Виктора Ерофеева и Пьецуха – между законом и абсурдом. От того, что постмодернизм в русской литературе опирается на сочетаниях противоположных понятий: возвышенного и низменного, патетики и глумления, фрагментарность и целостность, оксюморон становится его основным принципом. К писателям-постмодернистам, кроме уже перечисленных, относят С. Довлатова, В. Войновича, Л. Петрушевскую, В. Аксёнова, А. Синявского. В их произведениях наблюдаются основные характерные черты постмодернизма, такие как понимание искусства как способа организации текста по особым правилам; попытка передать видение мира через организованный хаос на страницах литературного произведения; тяготении к пародии и отрицание авторитетов; подчеркивание условности используемых в произведениях художественно-изобразительных приемов; соединение в пределах одного текста разных литературных эпох и жанров. Идеи, которые провозгласил постмодернизм в литературе, указывают на его преемственность с модернизмом, в свою очередь призывавшим к уходу от цивилизации и возвращению к дикости, что приводит к высшей точке инволюции – хаосу. Но в конкретных литературных произведениях нельзя увидеть только стремление к разрушению, всегда присутствует и созидательная тенденция. Они могут по-разному проявляться, одна превалировать над другой. Например, у Владимира Сорокина в произведениях господствует стремление к разрушению. Сформировавшись в России в период 80-90-х годов, постмодернизм в литературе вобрал в себя крах идеалов и стремление уйти от упорядоченности мира, поэтому возникла мозаичность и фрагментарность сознания. Каждый автор по-своему преломил это в своём творчестве. У Л. Петрушевской и В. Орлова в произведениях сочетается тяга к натуралистической обнаженности в описании реальности и стремление выйти из неё в область мистического. Ощущение мира в постсоветскую эпоху характеризовалось именно как хаотическое. Часто в центре сюжета у постмодернистов становится акт творчества, и главным героем является писатель. Исследуется не столько взаимоотношения персонажа с реальной жизнью, сколько с текстом. Это наблюдается в произведениях А. Битова, Ю. Буйды, С. Соколова. Выходит эффект замкнутости литературы на себе, когда мир воспринимается как текст. Главный герой, часто отождествляемый с автором, при столкновении с реальностью платит страшную цену за её несовершенство. Можно сделать прогноз, что, будучи ориентированным на разрушение и хаос, постмодернизм в литературе однажды уйдёт со сцены и уступит место другому течению, нацеленному на системное мировоззрение. Потому что рано или поздно состояние хаоса сменяется порядком.

 

 

3.ВОПРОСЫ:

 

Что такое постмодернизм?

Назовите самые характерные черты постмодернизма.

Какие черты присущи герою литературы постмодернизма?

 

4   Виктор Петрович Астафьев

Родился Виктор Астафьев 2 мая 1924 года в деревеньке Овсянка, в Красноярском крае. Маму звали Лидия Потылицина, отца Петр Астафьев. До Виктора в семье родилось две девочки, но они умерли в раннем детстве. Мальчику исполнилось 7, когда отцу дали тюремный срок по статье «вредительство». Мама часто моталась к нему на свидание, для этого ей приходилось каждый раз переплывать Енисей на лодке. В тот роковой день лодка с пассажирами перевернулась, и Лидия больше не выплыла. У нее была длинная коса, которая обвилась вокруг сплавного бона. Тело удалось обнаружить только спустя несколько дней.

 

Пока отец сидел в тюрьме, мальчика забрали родители его мамы – Катерина и Илья Потылицины. Это время стало самым счастливым воспоминанием детства, когда его окружали родные люди, он чувствовал их тепло и заботу. Именно эти годы описаны в произведении «Последний поклон».

После освобождения из тюрьмы Петр Астафьев снова женился и забрал Витю от бабушки и дедушки. Их семья попала под программу раскулачивания и была сослана в Игарку. На тот момент у них родился еще один сын. Виктор помогал отцу, который занимался рыбацким промыслом. К окончанию рыболовецкого сезона отец сильно заболел и оказался в больнице. Мачеха и так не питала нежных чувств к пасынку, а тут и вовсе отказалась его содержать.

Мальчик остался один, жил в каком-то брошенном доме, но в школу продолжал ходить. После очередной хулиганской выходки его отправили в детдом. Там он познакомился с Игнатием Рождественским, учителем литературы. Педагог в то время сам был автором множества стихов, поэтому разглядеть икру Божию в только что поступившем мальчишке смог безошибочно. Именно он помог юному дарованию с публикацией его первого рассказа под названием «Жив». И хоть он был напечатан всего лишь в школьном журнале, но это уже было достижение. Позже автор придумал ему другое название – «Васюткино озеро».

Окончив всего 6 классов, Астафьев поступил в ФЗО, получил профессию сцепщика и устроился работать на железную дорогу. Так началась его трудовая биография.

В 1942-м парень принял решение добровольно уйти на фронт. Сразу его направили в Новосибирск, где он обучился автомобильному делу. В 1943 году Виктор попал в действующую армию. Он выполнял обязанности шофера, связиста, артиллерийского разведчика. Получил несколько ранений и контузию. За смелость и решительность, проявленные в годы войны, Астафьев получил Орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией».

К моменту окончания войны у Астафьева уже была семья, поэтому ему нужно было заботиться о ее материальном благополучии. Он поменял много работ, начинал с чернорабочего, потом пошел в слесари и грузчики. Устроился на мясокомбинат на должность вахтера, потом перешел в мойщики туш. Он брался за любую работу, чтобы прокормить семью. Жизнь после войны была трудной, иногда просто не было сил после напряженного трудового дня, но Астафьев чувствовал потребность в сочинительстве.

В 1951-м Виктор стал членом литературного кружка. Он присутствовал на собрании, которое так вдохновило его, что буквально за ночь родился рассказ, получивший название «Гражданский человек». И это сочинение впоследствии было переработано и получило новое название – «Сибиряк». Имя Астафьева быстро стало популярным, и его позвали на работу в газету «Чусовский рабочий». За время сотрудничества с этим изданием вышло больше двух десятков его рассказов и невероятное количество очерков.

Первая книга Виктора Астафьева увидела свет в 1953-м. Она была сборником его рассказов, которые он объединил названием «До будущей весны». В 1955 году Виктор выпустил еще одну книгу – «Огоньки», состоящую из рассказов для детей. Астафьев и дальше продолжат писать для юных читателей. В 1956-м напечатали «Васюткино озеро», спустя год вышла книга «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958-м – «Теплый дождь».

В 1958-м Астафьев стал автором своего первого романа, вышедшего под названием «Тают снега». Тогда же его приняли в Союз писателей СССР. В 1959-м он по направлению отбыл в столицу, где поступил на курсы литераторов, которые проводились в Литературном институте. В 50-е годы произведениями Астафьева зачитывалась вся страна. В те годы он стал автором повестей «Перевал», «Стародуб», «Звездопад».

В 1962-м семья Астафьевых переселилась в Пермь. Это время стало началом создания миниатюр, которые издавались в самых разных журналах. Они получили название «затеси», а в 1972-м вышла книга под таким же названием. Его истории очень близки советскому человеку, они о войне, о жизни и патриотизме.

В 1967-м писатель представил на суд читателей свое новое детище – повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Задумка родилась у него давно, но ее абсолютно не хотели брать в печать, множество текста не прошло цензурную проверку, и просто было удалено. В 1989-м Астафьев снова вернулся к этому произведению и начал восстанавливать его первозданный вид.

В 1975-м Виктор получил Государственную премию РСФСР. Этой высокой награды он удостоился за ряд своих работ – «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка».

Спустя год, в 1976-м Виктор Астафьев издал свою самую известную книгу – «Царь-рыба». Цензура снова принялась вносить свои коррективы, и отредактировала ее так, что довела автора до сердечного приступа. Он даже оказался в больнице и долго отходил от этого стресса. Виктор больше не стал переделывать свою повесть, хотя именно благодаря ей удостоился Государственной премии СССР.

В 1991 году писатель приступил к написанию книги «Прокляты и убиты». Читатели увидели ее только спустя три года, в 1994-м, и отреагировали неординарно. Некоторые высказывали свои критические замечания, некоторые поражались смелостью Астафьева, и все были поражены правдой, отраженной на страницах этого произведения. Виктор задел очень актуальную тему для наших соотечественников – репрессии в военное время, которые почувствовали на себе очень многие. Он смело и открыто написал об их бессмысленности. В том же году Астафьев удостоился Государственной премии РФ.

Свою единственную жену Марию Корякину Виктор встретил во время войны. Она работала в госпитале медсестрой. После победы молодые люди расписались и поселились в городе Чусовой, недалеко от Перми. Мария вслед за мужем тоже взялась за перо.

Весной 1947-го они стал родителями первенца – дочери Лидии, но в возрасте 6-ти месяцев девочка умерла. Причиной стала диспепсия. Виктор считал виноватыми в случившемся докторов, а Мария была уверена, что это произошло по вине мужа. В то время он зарабатывал очень мало, и не смог обеспечить семью самым необходимым. В 1948-м в семье снова родилась дочка, ее назвали Ириной. В 1950-м Виктор забрал супругу из роддома с новорожденным сыном Андреем.

Супруги были разными людьми. Виктор имел талант, и его произведения рождались от необходимости поделиться увиденным, донести до читателя что-то важное, им двигало веление сердца. Мария начала писать, чтобы как-то достойно выглядеть на фоне знаменитого мужа.

Виктор Астафьев был видным мужчиной, в нем чувствовалась стать. Такие всегда нравились женщинам, и он не стал исключением. В его личной жизни были романы на стороне, и даже две дочери от других отношений. Мария об этом ничего не знала, она и так изводила его своей ревностью. Она считала, что он больше любит свои книги, чем ее и детей.

Несколько раз он собирал чемодан и уходил навсегда, но спустя время возвращался обратно. Их союз длился 57 лет. В 1984-м не стало их дочери Ирины, которую сразил сердечный приступ. У нее осталось двое детей – Витя и Полина, которых взяли на воспитание Виктор и Мария Астафьевы.

В апреле 2001-го у Астафьева случился инсульт. Он был госпитализирован, но после двух недель лечения выписан домой. Писатель почти оправился, мог самостоятельно читать прессу. Но той же осенью случилось резкое ухудшение самочувствия Астафьева, и он снова оказался в больнице. Врачи поставили ему диагноз – заболевание сердечных сосудов. За неделю до смерти Виктор полностью ослеп. Его не стало 29 ноября 2001 года.

Местом его упокоения стало кладбище в родной Овсянке. Спустя год там появился музей Астафьевых.

 

Отправить работу для оценивания на почту vip_fresh@mail.ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.