Возрастной период
| Возрастные показатели социализации в сферах [3, гл.1., п.3.]:
| Факторы, нарушающие социализацию у детей с ОВЗ [1, п.1.2]
|
Младенчество
| В процессе этой исходной формы общения формируется познавательная деятельность, эмоциональные и когнитивные процессы
| Ведущей начинает выступать предметно-манипулятивная деятельность
| Бессознательное чувство «Базового доверия» к внешнему миру, которое возникает как результат родительской любви; Потребность в положительных эмоциях
| Характерное в условиях психического недоразвития замедление скорости приема и переработки поступающей информации приводит к искажению раз-личных параметров окружающей действительности, искажается восприятие, интерпретация и использование социальной информации.
Общее снижение психической активности у детей с нарушением интел-лекта обуславливает нарушение познавательной активности и познавательной деятельности в целом, что приводит к сужению запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе, к обедненности опыта ребенка.
Недоразвитие как общей, так и мелкой моторики, ограничивает возмож-ности взаимодействия ребенка с окружающим миром, обедняя запас представ-лений о нем, насыщенность эмоциональных стимулов.Нарушение речевой деятельности обуславливает недостатки словесного опосредования психической деятельности, в целом, и поведения, в частности. У детей с нарушением интеллекта страдают коммуникативная, познавательная и регулирующая функции речи, обуславливая разнообразные затруднения в сфе-ре общения.
Спонтанное развитие у детей с нарушением интеллекта страдает в большей степени, что обусловлено снижением уровня познаватель-ной активности и проявляется в затруднениях самонаучения, путем подража-ния.Существенной характеристикой при нарушении интеллекта, выступает изменение социальной ситуации развития – системы отношений ребенка с бли-жайшим окружением. На самых ранних этапах развития нарушается связь ре-бенкасо взрослым,
Специфические закономерности развития ребенка с нарушением интел-лекта вызывают ограничения в жизнедеятельности и социальнуюнедостаточ-ность.На результаты социализации ребенка с нарушением ин-теллекта оказывают влияние разнообразные факторы, как стихийной социали-зации, так и институциональной, в частности − семейное, религиозное, школь-ное воспитание.
|
Ранний возраст
| Общение со взрослым усложняется, эмоциональное его содержание расширяется и дифферинцируется, отражая уже не столько потребность во внимании, сколько отношение к процессу практического взаимодействия со взрослым. Возникает процесс общения со сверстниками.
| Переход от предметно-манипулятивной к собственно-манипулятивной деятельности
| Развивается первичная способность к эмпатии
|
Дошкольный возраст
| Общение, всё более приобретая черты коммуникативной деятельности , оформляется в наиболее мощный социальный фактор становления личности ребёнка. Общаясь со сверстниками, ребёнок приобретает опыт формирования отношений, который, в свою очередь, определяет базу для самопознания и самооценки. Происходит смена форм общения.
От ситуативно-деловой к внеситуативно-познавательной.
| Усложнение игровой деятельности (от предметной к ролевой). Развитие познавательной деятельности
| Сознательное подчинение собственных познавательных действий по достижению заданного результата. Формируется «чувство инициативы», возможность «примерять» разные роли», закладывается чувство справедливости, понимаемое как соответствие правилу»
|
Младший школьный возраст
| Снижение социальной значимости родителей как объекта для подражания и идентификациив пользу учителя. Происходит «Кризис 7 лет»
| Происходит «смена ведущего типа деятельности» , в структуре которой происходят наиболее существенные преобразования в психических процессах ребёнка
| Осваивается новая социальная роль ученика, предписывающая необходимость соответствия многообразным, а также во многом новым ожиданиям, требованиям и нормам, стимулирующим усложнение содержания и структуры ценностных ориентации, рост саморегуляции и самосознания.
|