Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА 2. Возрастные характеристики социализации детей с ОВЗ



 ТЕМА 2. Возрастные характеристики социализации детей с ОВЗ

Таблица  «Возрастные характеристики социализации детей с ОВЗ»

Возрастной период

Возрастные показатели социализации в сферах [3, гл.1., п.3.]:

Факторы, нарушающие социализацию у детей с ОВЗ [1, п.1.2]

общения деятельности самосознания
Младенчество Общение в первом полугодии жизни рассматривается отечественными психологами в качестве ведущей деятельности, определяется как ситуативно-личностное и побуждаемое потребностью ребенка в доброжелательном отношении со стороны взрослого. В процессе этой исходной формы общения впервые формируется познавательная деятельность и предметные действия, эмоциональные и когнитивные процессы. В качестве ведущей начинает выступать предметно-манипулятивная деятельность, где общение начинает играть обслуживающую роль. Функция формирования бессознательного чувства «базового доверия» к внешнему миру, которое возникает как результат родительской заботы и любви.

Специфической закономерностью развития детей с нарушением интеллекта является замедление темпа возрастного развития и связанное с ним изменение сроков переход а от одной фазы к другой.

 

Характерное в условиях психического недоразвития замедление скорости приема и переработки поступающей информации приводит к искажению различных параметров окружающей действительности, искажается восприятие, интерпретация и использование социальной информации.

 

Общее снижение психической активности у детей с нарушением интеллекта обуславливает нарушение познавательной активности и познавательной деятельности в целом, что приводит к сужению запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе, к обедненности опыта ребенка.

Нарушение речевой деятельности обуславливает недостатки словесного опосредования психической деятельности, в целом, и поведения, в частности.

 

Существенной характеристикой при нарушении интеллекта, выступает изменение социальной ситуации развития – системы отношений ребенка с ближайшим окружением. На самых ранних этапах развития нарушается связь ребенка со взрослым, являющимся носителем культуры, который не может и не знает, каким образом передать социальный опыт, который нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов обучения.

Специфические закономерности развития ребенка с нарушением интеллекта вызывают ограничения в жизнедеятельности и социальную недостаточность.

 

В связи с этим, на результаты социализации ребенка с нарушением интеллекта оказывают влияние разнообразные факторы, как стихийной социализации, так и институциональной, в частности − семейное, религиозное, школьное воспитание.

Ранний возраст Общение со взрослым еще более усложняется, эмоциональное его содержание расширяется и дифференцируется, отражая уже не столько потребность во внимании, сколько отношение к процессу практического взаимодействия со взрослым. Переход от предметно-манипулятивной к собственно-предметной деятельности, то есть к освоению предметного мира с помощью общественно выработанных способов употребления предметов, подчиняющегося к тому же определенным правилам, усвоение которых и создает основу для формирования игры. В этом возрасте начинает формироваться самосознание и развивается первичная способность к эмпатии.
Дошкольный возраст Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в наиболее мощный социальный фактор становления личности ребенка. На протяжении дошкольного детства при нормальных условиях происходит последовательная смена форм общения от ситуативно-деловой к внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной. Процесс разворачивается через усложнение игровой деятельности (от предметной к ролевой), то в содержательном плане за ним стоит интенсивное развитие познавательной деятельности и потребностно-мотивационной сферы, расширяющее диапазон психической активности ребенка, побуждающее его к познанию и усвоению все более сложных объектов и форм социального опыта Формируется «чувство инициативы», возможность «примерять» разные роли», закладывается чувство справедливости, понимаемое как соответствие правилу».
Младший школьный возраст «Кризис 7 лет», связываемый с началом школьного обучения, выявляет, прежде всего, слабые звенья в структуре когнитивной и эмоциональной сфер, а также несформированность определенных форм поведения, для которого характерны недостаточность его саморегуляции, незрелость мотивационных образований, неспособность к усвоению групповых норм. Снижение социальной значимости родителей как объекта для подражания и идентификациив пользу учителя. Происходит смена «ведущего типа деятельности», в структуре которой, происходят наиболее существенные преобразования в психических процессах ребенка (преимущественно-когнитивных, если иметь в виду предметную деятельность), и, во-вторых, изменением содержания и способов организации взаимодействия с окружающими, как источника личностного развития . Осваивается новая социальная роль роль ученика, предписывающая необходимость соответствия многообразным, а также во многом новым ожиданиям, требованиям и нормам, стимулирующим усложнение содержания и структуры ценностных ориентаций, рост саморегуляции и самосознания.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.