Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие 3. Исторические корни волшебной сказки



Занятие 3. Исторические корни волшебной сказки

1. Предпосылки

Что значит конкретно исследовать сказку, с чего начать? Начать следует с рассмотрения исторической базы, которая определила появление сказок. В данном случае необходимо исследовать, каким явлениям (а не событиям) исторического прошлого соответствует русская сказка и в какой степени оно ее действительно обусловливает и вызывает. Другими словами, цель - выяснить источники волшебной сказки в исторической действительности. Изучение генезиса есть первый шаг в этом направлении. Таков основной вопрос, поставленный в этой работе.

История изучения сказки излагалась не раз, и нам нет необходимости перечислять труды. Но если спросить себя, почему до сих пор нет вполне прочных и всеми признанных результатов, то мы увидим, что часто это происходит именно оттого, что авторы исходят из ложных

· Первая предпосылка - среди сказок имеется особая категория сказок, обычно называемых волшебными. Эти сказки могут быть выделены из других и изучаться самостоятельно. Самый факт выделения может вызвать сомнения. Не нарушен ли здесь принцип связи, в которой мы должны изучать явления? Однако в конечном итоге все явления мира связаны между собой, между тем наука всегда выделяет явления, подлежащие ее изучению, из числа других явлений. Все дело в том, где и как здесь проводится граница.

· Изучение структуры волшебных сказок показывает тесное родство этих сказок между собой. Это приводит к двум дальнейшим, весьма важным предпосылкам. Во-первых: ни один сюжет волшебной сказки не может изучаться без другого, и во-вторых: ни один мотив волшебной сказки не может изучаться без его отношения к целому. Волшебная сказка для нас есть нечто целое, все сюжеты ее взаимно связаны и обусловлены. Этим же вызвана невозможность изолированного изучения мотива. Если бы Поливка собрал не только все разновидности формулы "русским духом пахнет", а задался бы вопросом, кто издает это восклицание, при каких условиях оно издается, кого этим возгласом встречают и т. д., т. е. если бы он изучал его в связи с целым, то, очень возможно, он пришел бы к верному заключению. Мотив может быть изучаем только в системе сюжета, сюжеты могут изучаться только в их связях относительно друг друга.

· "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" . Отсюда совершенно ясно вытекает, что мы должны найти в прощлом тот способ производства, который обусловливает сказку.

· Возникновение сказки связано не с тем производственным базисом, на котором ее стали записывать с начала XIX века. Это приводит нас к следующей предпосылке, которая пока формулируется в очень общей форме: сказку надо сравнивать с исторической действительностью прошлого и в ней искать корней ее. Такая предпосылка содержит нераскрытое понятие "исторического прошлого". Если историческое прошлое пони/дать так, как его понимал Всеволод Миллер, то, очень возможно, мы придем к тому же, к чему пришел он, утверждая, например, что змееборство Добрыни Никитича сложилось на основе исторического факта крещения Новгорода.

 

· Сказку нужно сопоставлять с обрядами и обычаями с целью определения, какие мотивы восходят к тем или иным обрядам и в каком отношении они к ним находятся.

 

· Сказку нужно сопоставлять как с мифами первобытных доклассовых народов, так и с мифами культурных государств древности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.