|
|||
Символизм в европейской литературе XIX века
Семинар 15 Символизм в европейской литературе XIX века
План 1. Символ: история понятия. 2. Зарождение и становление символизма во Франции. 3. Поэзия французского символизма. 3.1. Жизнь и творчество Ш. Бодлера. 3.2. Жизнь и творчество П. Верлена. 3.3. Жизнь и творчество А. Рембо. 4. Поэзия символизма в Австрии. Жизнь и творчество Р. М. Рильке.
Задание: прочитайте стихотворения поэтов-символистов (см. список текстов); письменно проанализируйте по 1 стихотворению каждого из указанных авторов (схема анализа дана в приложении 1).
Рекомендованная литература Основная 1. Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Б. А. Гиленсон. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. ц-р «Академия», 2008. – 480 с. 2. Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Вл. А. Луков. – 5-е изд., стереотип. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 512 с.
Дополнительная 1. Великовский С. И. В скрещенье лучей. Очерки французской поэзии XIX – XX веков / С. И. Великовский. – М. : Ц-р гуманит. инициатив, 2012. – Режим доступа : http://htts.flibusta.site/b/428560/read 2. Квятковский А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский ; науч. ред. И. Роднянская. – М. : Сов. энцикл., 1966. – 376 с. 3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. – М. : НПК «Интелвак», 2001. – 1600 стб. 4. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. : Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. – М. : Просвещение, 1974. – 509 с.
Тексты 1. Бодлер Ш. Альбатрос (пер. П. Якубовича). Музыка (пер. Эллиса). Жалобы Икара (пер. Эллиса). 2. Верлен П. Поэтическое искусство. Хандра (И в сердце растрава…) (пер. Б. Пастернака). 3. Рембо А. Пьяный корабль (пер. П. Антокольского). Гласные (пер. А. Кублицкой-Пиоттух). 4. Рильке Р. М. За книгой (пер. Б. Пастернака). Расставанье (пер. Т. Сильман).
Приложение 1 АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (общие принципы и приемы)
1. История создания: когда было написано стихотворение, в какую книгу или цикл стихов оно входит, какие характерные для автора темы и мотивы в нем отразились. 2. Определите жанровую природу текста. 3. Что является в этом стихотворении предметом лирического изображения? 4. Какой образ мира создается в лирическом тексте? Подтвердите это деталями и подробностями. 5. Какова композиционная структура произведения и внутренняя реакция на нее? 6. Есть ли в тексте движение лирического сюжета? 7. Каковы особенности лирического хронотопа? 8. Как выражается в тексте лирическое переживание? Дайте характеристику взаимоотношениям между внутренним и внешним миром лирического героя. Какова интенсивность переживания, каков источник переживания. 9. Ритмико-мелодическая и речевая структура стихотворения. Какими тропами пользуется автор и почему? Строфика. Рифма. Размер. 10. Поэтический синтаксис, интонационный рисунок. 11. Звукопись и цветопись, их значение. Роль пейзажа или деталей. Мотивы. 12. Какова художественная идея стихотворения? Чем она углубляется? Ответ подкрепите примерами. 13. Сделайте общий вывод об идейно-эстетической концепции стихотворения. 14. Выразите свое отношение к тексту.
Продуктивнее сначала охарактеризовать стихотворение в целом, а затем вести анализ по строфам, что соответствует этапам развития лирического сюжета. Затем сделать общий вывод.
|
|||
|