|
|||||||||||||
РЕФЕРАТ. На тему : «Правила пения». Специальность: Вокальный ансамбль. Содержание. ВВЕДЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. ФЕВЗИ ЯКУБОВА ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ИСКУССТВ И КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЯЗЫКА КАФЕДРА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИРИЖИРОВАНИЯ
РЕФЕРАТ На тему : «Правила пения» Специальность: Вокальный ансамбль Выполнила: Студентка 1 курса Группы МИВ-19 Павленко А.А. Преподаватель: Усманова С.А. Симферополь, 2020 Содержание Введение 1.Понятия и свойства органов дыхания 2.Типы певческого дыхания 3.Организация певческого вдоха и выдоха 4.Работа над певческим дыханием на уроках сольного пения 4.1 Работа над певческим дыханием с детьми младшего школьного возраста 4.2Работа над певческим дыханием с детьми среднего школьного возраста 4.3Работа над певческим дыханием с детьми старшего школьного возраста Заключение Список литературы
ВВЕДЕНИЕ Одна из спорных областей в музыкальной педагогике связана, как ни странно, с взглядами на певческое дыхание. При всём разноообразии существующих методик к единому мнению не пришли ни знаменитые педагоги, ни успешные вокалисты, хотя все прекрасно осознают его важность в процессе звукообразования. Давно стала крылатой фраза: «Искусство пения - это дыхания», ведь именно этот процесс является источником энергии для возникновения звука. На протяжении нескольких веков в Европе существовали вокальные школы, считавшие выработку специального дыхания краеугольным камнем в своей системе. Однако давно установлено, что при пении и взрослые, и дети пользуются смешанным дыханием, в котором в той или иной мере участвуют все отделы дыхательного аппарата. Дыхание является одним из основных факторов голосообразования. В нашей обычной жизни мы не задумываемся над тем, как дышим. Этот процесс организм осуществляет автоматически и в разговорной речи: при вдохе объем грудной клетки увеличивается, и легкие заполняются воздухом, выдох также происходит автоматически, когда организму необходимо избавиться от углекислого газа. Во время пения процесс дыхания организован иначе. Перед певцом встают задачи длительной фонации, обычно значительно более громкой, чем в речи. Соответственно, на мышцы дыхательного аппарата падают несравнимо большие нагрузки. Дыхание является двигательной силой, приводящей в действие голосовой аппарат. Все виды певческой техники напрямую зависят от владения дыханием. Решению проблемы физиологически правильного, целесообразного и эффективного певческого дыхания на протяжении столетий было посвящено множество исследований ученых физиологов, врачей, вокальных педагогов и певцов. Это обстоятельство породило множество споров о количестве дыхания, которое следует набирать, типе дыхания и рекомендуемых дыхательных упражнениях. Различное отношение к данному вопросу наблюдается и в современных школах пения. В некоторых классах педагоги начинают обучение с показа верного певческого дыхания, в других, - ничего о нем не говорят, если не видят грубых ошибок. Одни педагоги считают вредным усвоение певцом любого особого певческого дыхания, а другие, наоборот, фетишизируют его как единственную причину правильного голосообразования. Для формирования певческого голоса необходимо выработать особую координацию в работе голосового аппарата, которая должна обеспечить длительную, громкую и высококачественную фонацию, что может обеспечить только сознательный контроль скорости вдоха, количества вдыхаемого воздуха и продолжительности выдоха. Неоценимую помощь в этом может оказать приобретение знаний в области теории голосообразования.
4.РАБОТА НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ НА УРОКАХ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ 4.1 Работа над певческим дыханием с детьми младшего школьного возраста При работе с детьми над певческим дыханием, необходимо учитывать возрастные особенности. У детей младшего школьного возраста (7-10 лет) ещё недостаточно образовались рефлекторные связи работающей дыхательной мускулатуры с голосовым аппаратом. Поэтому при смешанном характере дыхания у них преобладает верхний его раздел (грудной, ключичный); этим объясняется стремление при вдохе поднимать плечи. Дыхание детей этого возраста очень поверхностно, коротко, преимущественно ключичного характера. С самых первых занятий нужно обращать внимание ученика, на то, что бы он дышал бесшумно, спокойно, не поднимая плеч, постепенно расходовал дыхание до конца фразы. Важно постоянно напоминать ребёнку, что основное внимание нужно уделять спокойному вдоху и равномерному выдоху. Приобретать это умение помогает использование зеркала на уроке. В процессе роста ребёнка, а также под влиянием занятий пением мышечная система развивается и укрепляется, постепенно углубляется и делается равномерным дыхание. Также успешность работы педагога над певческим дыханием лежит в основе правильного определения характера взаимосвязи и взаимозависимости его с навыком правильного звукообразования. Ведущим, определяющим фактором в развитии певческого голоса, является правильное звукообразование. Его наличие – непременное условие успешного развития певческого дыхания. Существует и обратная связь: правильное использование певческого дыхания облегчает развитие правильного звукообразования. Как показывает практика, прямое воздействие на певческое дыхание детей трудноосуществимо. Существуют способы развития певческого дыхания в использовании «вокальных упражнений», целью которых является выработка у обучающихся длительного дыхания и закрепление навыка своевременного вдоха. Также, развитие певческого дыхания невозможно без учёта физиологических особенностей детей. Основными моментами, характеризующими правильное использование дыхания в процессе пения, являются умение вдохнуть в начале исполнения, не перегружая дыхания и, что особенно важно, экономно расходовать выдох, чтобы воздуха хватило на всю музыкальную фразу, а не выдыхать весь имеющийся запас воздуха с первыми звуками. Певческое дыхание существенно отличается от обычного физиологического вдоха: если второй протекает автоматически и непроизвольно, то при пении необходимо выработать умение сознательного его регулирования, то есть требуется определённая доля произвольного управления дыханием. С физиологической точки зрения нижнерёберно- диафрагматический тип дыхания предоставляет возможность эластического выдоха, медленного и постепенного расходования заключённого в легких воздуха и позволяет процессу пения протекать правильно. На практике дети с правильным певческим дыханием встречаются редко, гораздо чаще наблюдаются различные от него отклонения. Средством укрепления певческого дыхания таких детей служит использование напевных песен. Исполняя их, ребёнок упражняется в торможении выдоха, в медленном и постепенном расходовании заключённого в легких воздуха. За выдохом, искусственно удлинённым протяжным звуком следует более глубокий вдох. Таким образом, пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Важно помнить, что при пении напевных песен процесс выработки правильного певческого дыхания – есть в то же время процесс выработки навыка напевности. Поэтому всё, что затрудняет или облегчает развитие навыка напевности, соответственно, затрудняет или облегчает развитие певческого дыхания. Развитие навыка напевности тесно связано с развитием вокальной дикции. Степень трудности выбранной песни определяется также степенью трудности её с точки зрения дикции. Анализ текста напевной песни определяет, что она лишь тогда отвечает своему назначению, когда имеет «поющий» текст. Необходимо подбирать такие напевные песни, музыкальные фразы которых имеют в окончании не восьмую, а четверть или половинную ноту. Такой ритмический рисунок фраз позволяет делать глубокий вдох после удлинённого выдоха. Песни, в которых музыкальные фразы имеют разную длительность, трудны для дыхания ребёнка; они нарушают неокрепший ритм дыхания. Это особенно важно учитывать в начальный период занятий. Также трудность песни определяется местоположением протяжного звука в музыкальной фразе. Более лёгкими с точки зрения дыхания следует считать песни, в которых протяжный звук находится в начале фразы или ближе к началу; более трудными – песни, в которых этот звук в конце или ближе к концу. В развитии навыка певческого дыхания, а тем самым и навыка напевности, немаловажным следует считать и вопрос применения показа и указаний педагога. Целесообразно выделить три этапа в развитии певческого дыхания ребёнка. Для первого этапа характерен автоматизм как естественного физиологического, так и певческого дыхания; второй этап характеризуется первыми попытками произвольных движений дыхательной мускулатуры; на третьем – возможны в достаточной мере произвольные движения дыхательных мышц. На начальном этапе обучения, когда у большинства детей певческое дыхание ещё не организовано, особо важна помощь юным исполнителям в освоении навыков правильной артикуляции: естественного движения рта, губ, нижней челюсти и т.д. В этот период указания педагога не должны быть направлены прямо на исправление допущенных ошибок в дыхании, а иметь цель косвенно воздействовать на развитие дыхания ребёнка. Основная задача – научить ребёнка «тянуть звук». Главными же факторами, укрепляющими дыхания в этот период, являются тщательный подбор песен и постепенное нарастание степени трудности для дыхания, а также рациональное, с точки зрения его воздействия на дыхание, построение каждого занятия. Когда у ребёнка в результате предыдущей работы станут возможными произвольные движения дыхательной мускулатуры, тогда, в случае ошибок в дыхании, возможны показ педагогом и указания иной формы («послушай, как я пою, и спой так, как я»). Развитие вокально-слуховых навыков, в том числе и навыка напевности (а тем самым и певческого дыхания), следует целиком увязывать с ярким песенным образом и работой над ним, его всесторонним раскрытием. При работе с детьми младшего школьного возраста на уроках сольного пения я столкнулась с определенными проблемами в формировании и распределении певческого дыхания, такими как: короткое и шумное дыхание с поднятием плеч, взятие дыхание в середине слова, вялое дыхание, неумение распределить дыхание на целую певческую фразу. На своих занятиях я слежу, чтобы вдох ученики брали спокойно, бесшумно, глубоко. Если при вдохе ученик поднимает плечи я кладу руки на плечи и прошу сделать ещё раз вдох. Обычно после этого учащиеся понимают, как правильно взять дыхание. Также для развития хорошего дыхания и его правильного распределения во всем произведении, я предлагаю для разучивания песни напевные, медленные, имеющие в конце фразы четверть, либо половинную ноту. Хорошо подходят для разучивания русские народные песни.Если при разучивании песни ученик берет дыхание в середине слова, я предлагаю либо взять дыхание перед этим словом(только в том случае если это допустимо в произведении), либо прошу взять больше дыхания и попробовать его распределить на всю фразу, если это возможно. 4.2 Работа над певческим дыханием с детьми среднего школьного возраста
4.3. Работа над певческим дыханием с детьми старшего школьного возраста В старшем возрасте (15-17 лет) формирование дыхания имеет особо важное значение. Если у ученика закрепилось умение расширять нижние рёбра, то для сохранения их устойчивости, дыхание закрепляется брюшными мышцами. Этот этап формирования певческого дыхания может вырабатываться успешно лишь у тех обучающихся, которые хорошо усвоили физические ощущения дыхания предыдущих лет, то есть 1-го и 2-го этапов формирования дыхания. Рекомендуется следить за умением длительно сохранять певческий выдох. С этим связан вопрос об «опоре звука». Сущность этого явления включается в умении петь на экономном расходовании дыхания при активном смыкании связок. Очень важно, чтобы ученик сохранял «вдыхательную» установку, ощущения зафиксированного вдоха и экономного, спокойного выдоха. При таком ощущении сохраняются наиболее правильное положение певческого аппарата. Создаются естественные условия для спокойного, не форсированного, льющегося звука. На сегодняшний день в вокальной и педагогической практике из традиционных типов вокального дыхания наиболее удобным для пения считается нижнереберно - диафрагматическое дыхание, принятое сейчас подавляющим большинством педагогов-вокалистов. При этом типе дыхания в работе активно участвует грудная клетка и диафрагма. Одновременным движением связаны диафрагма и нижние ребра, что позволяет достигать полного, глубокого вдоха. Диафрагма, сокращаясь, активизирует мышцы живота и окончания нижних ребер. Перед дыхательными органами во время пения стоит задача точной координации подачи воздуха со всеми другими отделами голосового аппарата. Чтобы добиться этого координирования дыхания со звуком, необходимо вырабатывать его в одном направлении. Нельзя петь то на грудном дыхании, то на нижнереберном, так как необходимо, чтобы закрепились нужные рефлексы, выработалась некоторая стандартизация. Научные исследования показали, что тип дыхания в пении не является чем-то установленным, неизменным. Дыхание варьируется в связи с характером звучания, которым пользуется в данном произведении исполнитель. Ученик должен свободно пользоваться дыханием и управлять им так, как того требует характер исполняемого произведения. Как звук голоса меняется для передачи эмоционально-смыслового содержания различных по стилю произведений, так и дыхание, следуя за звуком, приспосабливается к выполнению этих звуковых задач. Конечно, это не выходит за рамки выработанного, привычного типа дыхания. Вокалисты различают, кроме оптимального, еще вялое и форсированное дыхание. В первом случае, как определяет само название, дыхательные мышцы работают вяло, вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, отчего не создается нужное для фонации подскладочное давление (опора дыхания). При таком дыхании работа голосовых мышц не может быть полноценной, они быстро утомляются, страдает сила, тембровая окраска звука и опора. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц; вдох обычно шумный, с перебором дыхания; выдох характеризуется значительным напором выдыхателей. Голосовые складки, чтобы противостоять чрезмерному подскладочному давлению, перенапрягаются. Звук становится форсированным: крикливым, маловыразительным, бедным по тембру, сила звука снижается. Голосовые складки во время фонации превращаются в эластичный затвор, стоящий на пути выдыхаемого воздуха. От организации этого затвора – от степени сближения голосовых складок, сокращения мышц и их упругости зависит расход дыхания. При вялом, недостаточном смыкании складок происходит большой расход выдыхаемого воздуха. Дыхание становится коротким, опора дыхания - недостаточной. Звук теряет интонационную устойчивость, обретает сиплый призвук, теряет “собранность”. Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса (певческая установка). Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже в начале пения музыкальной фразы заметно быстрое “спадение” (оползание) стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует. Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Учащийся должен прежде всего понять поставленные перед ним задачи, осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха исохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы ), запомнить связанные с ними ощущения. На первых порах надо научиться в замедленном темпе, сознательно контролируя себя, готовиться к подаче звука. Вначале даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующие большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры. Нужно следить, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось, в некоторой степени, вдыхательное положение грудной клетки, оставался “резерв дыхания”. При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом полностью не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох. Для развития певческого дыхания не следует прибегать к изолированным от звука дыхательным упражнениям, т.к. работа дыхательных мышц во время пения тесно связана с работой гортани и верхних резонаторов. Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округленный вокалисты определяют как опёртый звук. В противоположность ему не опёртый звук беден по тембру, вялый, тусклый, недостаточно “полетный”, несобранный, ниже оптимальной силы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ При работе с детьми над певческим дыханием, необходимо учитывать возрастные особенности. Наиболее целесообразно для пения нижнереберно-диафрагматическое дыхание. Педагог должен внимательно следить за тем, как ученик пользуется дыханием в пении, но не навязывать ему свою систему дыхания, если звучание голоса у него правильное. Если при выдохе у ученика поднимаются плечи, педагогу следует сказать, что этого делать нельзя и заставить ученика еще несколько раз вдохнуть, положив свою руку на его плечо.Певческое дыхание развивается медленно вместе с организацией других частей голосового аппарата.Целесообразно выделить три этапа в развитии певческого дыхания ребёнка. Для первого этапа характерен автоматизм как естественного физиологического, так и певческого дыхания; второй этап характеризуется первыми попытками произвольных движений дыхательной мускулатуры; на третьем – возможны в достаточной мере произвольные движения дыхательных мышц.Средством укрепления певческого дыхания детей служит использование напевных песен. Исполняя их, ребёнок упражняется в торможении выдоха, в медленном и постепенном расходовании заключённого в легких воздуха.Следую
|
|||||||||||||
|