Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»



 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Юридический факультет

 

Кафедра уголовного, экологического права и криминологии

 

Учебная дисциплина: Уголовное право

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Принудительные работы»

 

 

Выполнил: студент 3 курса,

312 группы

направления подготовки 40.04.01

«Юриспруденция»

Самылова А.П

Проверил: доцент, к.ю.н., профессор

кафедры уголовного, экологического

права и криминологии

Ф.А.Вестов

                                                          

 

Саратов

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие и история развития принудительных работ в российском уголовном праве…………………………………………………………………..4

1.1 Понятие принудительных работ……………………………………………..4

1.2 История развития принудительных работ в России………………………..5

2 Порядок назначения и применения наказания в виде принудительных работ………………………………………………………………………………..7

2.1 Применение наказания в виде принудительных работ……………………..7

2.2 Проблемы применения наказания в виде принудительных работ………...8

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованных источников…………………………………………...12

 

Введение

Актуальность темы. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено уголовное наказание в виде принудительных работ.[1] Положения этого документа в части принудительных работ должны применять с 1 января 2017 года. Однако в специальной литературе отмечается значительное количество проблем, связанных с юридической природой этого уголовного наказания. В частности, указывается на соединение в нем разных уголовно-правовых институтов, а именно: сближение принудительных работ с исправительными работами - по признаку удержания из заработной платы осужденного в доход государства от 5 до 20%, с ограничением свободы - поскольку при определенных условиях возможно проживание с семьей, но в условиях фактического ограничения свободы передвижения . Также Е. Благов отмечает "несамостоятельность" этого наказания и фактическую, но не совсем удачную трансформацию принудительных работ из условного осуждения, что привело к проблемам как уголовно-правового, так и уголовно-исполнительного характера . Такое свойство принудительных работ, как альтернативность лишению свободы, и соотношение "один к одному" при определении сроков наказаний согласно ст. 71 УК РФ приводят к значительному нивелированию отличий между этими наказаниями, особенно если говорить об отбывании лишения свободы в таком виде исправительного учреждения, как колония-поселение, где степень карательных притязаний к осужденному даже меньше, чем в исправительном центре. В научной литературе выделяют и другие проблемы, связанные с реализацией этого наказаний. Целью работы является анализ принудительных работ как вида уголовного наказания. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи исследования: - исследовать понятие принудительных работ и их место в системе наказаний; - выявить проблемы применения наказания в виде принудительных работ.

 

1 Понятие и история развития принудительных работ в российском уголовном праве

1.1 Понятие принудительных работ

Статья 53.1 УК РФ[2] предусматривает такой вид наказания, как принудительные работы. Воздействие на лицо, совершившее преступное деяние, заключается в том, что виновный принуждается к труду. Воздействие носит воспитательный характер. Заработная плата поступает на счет виновного за вычетом определенного процента, который идет в пользу государства или человека, которому причинен вред преступлением. Данный процент прописан в законодательстве. Данная разновидность наказания предполагает осуществление виновным работы, которая курируется сотрудниками уголовно-исполнительного органа. На них возлагаются обязанности по контролю за выполнением осужденным работ. Кроме того, осужденный обязан в систематическом порядке отмечаться о том, что он приступил к выполнению работ и по их окончании. В ситуации, когда виновный нарушает порядок, установленный для отбывания данной разновидности наказаний, срок выполнения принудительных работ может увеличиваться. Статья 53.1 УК РФ гласит о том, что данная мера наказания выступает как альтернатива лишению свободы и применяется в случаях, которые предусматриваются законодателем. Применима она за совершение преступного деяния, которое относится к небольшой и средней тяжести, а также, если тяжкое преступление совершено впервые. Если судья по результатам рассмотрения дела приходит к выводу о том, что виновный может исправиться без изоляции от общества, то лишение свободы заменяется на принудительные работы.

 

 

 

 

1.2 История развития принудительных работ в России

 

Определяющим вектором уголовно-исполнительной политики государства послужило принятие концепции «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г.

Согласно положениям указанной Концепции, государственная политика в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний. Также законодательно должна быть резко увеличена доля санкций норм особенной части УК РФ, предусматривающих наказания, не связанные с лишением свободы. Более широкое применение таких наказаний рекомендовано судам.

Изложенные обстоятельства актуализируют тему уголовно-правовой регламентации наказаний, не связанных с лишением свободы. Одним из таких наказаний стали принудительные работы.

Президентом России 7 декабря 2011 года подписан Федеральный закон № 420 от 07.12.2011 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», существенным образом изменивший не только уголовное законодательство страны, но и закрепивший ряд новелл в уголовно-исполнительной сфере. Он отменил нижние пределы санкций у большого количества статей Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), изменил категорию тяжести ряда статей, но наряду с этим он ввел новый вид наказания - принудительные работы (п. 9 ст. 1 Федерального закона), положения о которых теперь содержатся в ст. 53.1 УК РФ. Для функционирования данной новой нормы, безусловно, должен был быть установлен порядок исполнения нового наказания. Поэтому (п. 11 ст. 3 Федерального закона) в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) РФ введена новая глава 8.1 - «Исполнение наказания в виде принудительных работ».

Согласно уже указанной выше ст. 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Заключаются они в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства.

В положениях ст. 60.1 УИК федеральный законодатель закрепил, что осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они (осужденные) проживали или были осуждены. В ряде случаев осужденного могут отправить для отбытия наказания в иной субъект РФ (отсутствие по месту жительства осужденного исправительного центра или невозможность размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах и т. д.).

Этот вид наказания должен был начать применяться в 2013 году, однако в связи с неготовностью уголовно-исполнительной системы (созданы менее 10 из 30 планировавшихся исправительных центров) его введение в действие было отсрочено до 2014, а затем до 2017 года.

Далее принудительные работы рассматриваются в сравнении с аналогичным видом наказания, действовавшем в СССР - «Принудительные работы без содержания под стражей и их организация»

 

2. Порядок назначения и применения наказания в виде принудительных работ

2.1 Применение наказания в виде принудительных работ

Что касается применения данного вида наказания, то в большинстве случаев оно назначается тем, кто уклоняется от оплаты алиментов, и являются злостными нарушителями. Сведения о них поступают в прокуратуру, а инициатором того являются федеральную служба судебных приставов. Достаточно в этом случае лишь не заплатить суммы в определенном размере, чтобы прошли они установленные границы. Тогда собираются все необходимые документы, приглашается потерпевший, а прокурор становится обвинителем от государства в суде.

 

Для неплательщика остается сделать лишь правильный выбор – оплатить имеющую задолженность по месяцам в установленном размере и продолжить в последующем платить регулярно и в полном объеме. Но можно ничего не платить, а получить наказание в виде принудительных работ. Из полученной так называемой заработной платы средства будут поступать на счет истца, чтобы можно было содержать несовершеннолетних детей. Так происходит до того момента, пока вся задолженность не будет погашена в полном объеме. Правда существуют установленные сроки для данного вида наказания, но и этого достаточно будет, чтобы загладить свою вину.

 

Если обвиняемый будет содержаться под стражей до принятия законного решения – приговора суда, то этот срок будет входить в срок принудительных работ. Но при этом заключение под стражу должно быть избрано в качестве меры пресечения. В срок также включаются передвижения осужденного до места отбытия наказания, любые выезды на короткие сроки и прочие моменты.

 

В отношении не всех лиц может быть назначено данное наказание. Исключение относиться к беременным женщинам, матери, которые самостоятельно воспитывают ребенка, без отца, а также лицам, которые не достигли на момент вынесения приговора, совершеннолетия.

Физический труд противопоказан женщинам в положении, так как все принесет только вред не только их здоровью, но и здоровью малыша, которого они растят. Нельзя матерям оставлять своих детей, а у несовершеннолетних только начинает формироваться организм и все его составляющие. Именно по этой причине данные категории граждан освобождаются от такого вида наказания как принудительные работы.

2.2 Проблемы применения наказания в виде принудительных работ

 

На сегодняшний день существует ряд трудностей в реализации такого уголовного наказания как принудительные работы, поэтому для их эффективного применения требуется скорейшая доработка норм, как уголовного, так и уголовно-исполнительного законодательства, регулирующего вопросы назначения и исполнения рассматриваемой меры принуждения.

 

Одной из проблем назначения и реализации исправительных работ является наличие ряда идентичных признаков, характерных не только для принудительных работ, но и для других видов наказаний и мер уголовно-правового характера, таких как, условное осуждение и отбывание лишения свободы в колониях-поселениях.

При назначении лишения свободы на срок до пяти лет, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, является основанием для назначения принудительных работ. При этом ч. 1 ст. 73 УК РФ в таком же случае дает правовое основание считать наказание условным.

 

Содержащееся в ч. 2 ст. 73 УК указание на то, что "при назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства", не очень помогает в решении вопроса о том, какое же решение суду следует принять. Эти факторы являются общими началами назначения наказания и должны приниматься во внимание при определении любого наказания, в том числе и принудительных работ (ч. 3 ст. 60 УК).

 

Так же в законе не отражено, на чем должны основываться выводы суда о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы и почему суд в этом случае должен принять решение о замене лишения свободы принудительными работами, а не применить условное осуждение. Правовые ограничения, которого более льготны и предпочтительны, чем в применении и исполнении принудительных работ.

 

Принудительные работы имеют много общего с отбыванием лишения свободы в колониях- поселениях. Схожи правила внутреннего распорядка: досмотр, обыск, запрет на хранение определенных вещей, охрана. Принудительные работы и лишение свободы с отбыванием наказания в колонии – поселении назначаются за преступления небольшой и средней тяжести. Главное отличие в том, что к принудительным работам могут быть приговорены и те, кто совершил тяжкие преступления.

 

Кроме того, согласно норме, ч. 5 ст. 53.1 УК РФ, из заработной платы осужденного к принудительным работам должны производиться удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Это означает, что принудительные работы по своей карательной суровости превосходят лишение свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

 

Как и в предыдущем случае, в уголовно - правовых норм наблюдается определенная конкуренция, которая способна дезориентировать правоприменительные органы, а также вызвать коррупционную ситуацию. В связи с чем, необходима детализация норм УК РФ в части условий и порядка назначения принудительных работ, так как сложившаяся ситуация вызывает некоторые опасения.

 

Следующая проблема заключается в том, что из указанной законодателем формулировки неясной остается природа рассматриваемого нами наказания. С одной стороны, ч. 1 ст. 45 УК РФ говорит нам о том, что принудительные работы применяются только в качестве основного вида наказания. В то время как ч. 1 ст. 53.1 УК РФ заявляет, что принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы.

 

Мы согласны с исследователями, которые считают, что принудительные работы необходимо назначать не в качестве альтернативы лишению свободы, а как самостоятельный вид наказания.

 

Следует также согласиться с В.В. Буш в том, что необходимо исключить из действующей редакции ч. 1 ст. 53.1 УК РФ словосочетание как альтернатива лишению свободы, поскольку любое наказание, расположенное в ст. 44 УК РФ до п. «л», является альтернативой наказания в виде лишения свободы. И изложить п. 1 ст. 53.1 УК РФ в следующем виде: "Принудительные работы применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые", а также исключить из ст. 53.1 УК РФ часть вторую.[3]

 

Еще одна проблема в противоречии правил назначения принудительных работ положению ч. 1 ст. 60 УК РФ, где указано, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.

 

Применительно к принудительным работам все наоборот. Закон требует первоначально назначить более строгое наказание в виде лишения свободы.

 

Согласимся с Н. Крылова: необходимость назначения наказания с одновременной его заменой в этом же судебном заседании другим видом наказания ничем не обоснована и противоречит наличию принудительных работ в санкциях статей Особенной части УК РФ в качестве основного вида наказания наряду с другими наказаниями, в том числе лишением свободы. Непонятно, почему суд сразу не вправе назначить предусмотренные в санкции статьи принудительные работы.

 

Е. В. Благов также отмечает, что в соответствии с ч. 4 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. В то же время они могут быть определены и путем замены назначенного наказания в случае злостного уклонения от его отбывания. При этом расчеты, предусмотренные ст. 49, 50 и 51 УК РФ, могут привести к показателю, составляющему менее двух месяцев. Отсутствие указания на правомерность определения такого срока - пробел уголовного закона.

 

Получается, что принудительные работы назначены судом вообще быть не могут - постановляя обвинительный приговор, суд назначает наказание в виде лишения свободы, а затем заменяет это наказание принудительными работами .

 

По мнению Е. В. Благова, требование закона назначить сначала одно наказание, а потом вместо него другое противоречит логике принятия уголовно-правовых решений.

 

 

Заключение

Итак, в работе рассмотрено наказание в виде принудительных работ, его место в системе наказаний и некоторые проблемы применения. Сделаны следующие основные выводы: Принудительные работы заключаются в привлечении осужденных к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Принудительные работы занимают промежуточное положение между лишением свободы и наказаниями, альтернативными лишению свободы.

Представляется, что введение этого вида наказания стоит рассматривать как неотъемлемую часть процесса реформирования уголовно-исполнительной системы. Места отбывания принудительных работ - исправительные центры - позволят сократить наполнение колоний, дадут возможность не погружать осужденного, впервые совершившего преступление, в среду профессиональных преступников и снизить затраты на содержание осужденных.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954, Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

2.   Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ(ред. от 03.07.2016) О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации// "Российская газета", N 278, 09.12.2011,Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7362,Парламентская газета, N 55-56, 16-22.12.2011.

3. Бакулина Л. В. Правовой статус осужденных к принудительным работам // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки 2015. № 6 / том 157.


[1] Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ(ред. от 03.07.2016) О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации// "Российская газета", N 278, 09.12.2011,Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7362,Парламентская газета, N 55-56, 16-22.12.2011.

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954,

Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

[3]  Бакулина Л. В. Правовой статус осужденных к принудительным работам // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки 2015. № 6 / том 157.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.