|
|||
Развитие советской культуры». ВВЕДЕНИЕСтр 1 из 2Следующая ⇒
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Доклад На тему: «Развитие советской культуры» По учебной дисциплине «История»
Студент: Логинова Дарья Курс 1 группа 15-Э-19 Руководитель: Алешкин В.В.
Чебоксары, 2020 Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ 2. Развитие культуры в послевоенные годы. 3. Развитие культуры в период «оттепели». 4. Развитие науки, техники и образования. 5. Духовная жизнь и культура «развитого социализма». 6. Культура второй половины ХХ в. 6.1 . Новые черты культуры. 6.2 . Развитие науки и техники. 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Культура – одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществе, в изучении его исторического развития существует понятие: культура – всегда включала и включает в себя, прежде всего образование – умственное и нравственное (В.И. Даль). Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны сотни тысяч книг. Сократился выпуск специалистов в вузах. В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. В послевоенные годы в советском обществе был взят курс на фактическое усиление репрессий, что было шоком для многих миллионов советских людей, переживших самую страшную в истории человечества войну и бывших в уверенности, что кошмарные 1936-1937 годы с ее победой остались позади. Это были иллюзии и самообман. Репрессивная машина сталинизма сделала лишь короткую передышку и заработала с новой силой.
Развитие культуры в послевоенные годы Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. появляются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Панова и др. Б. Полевому Принадлежит замечательное произведение «Повесть О настоящем человеке», очень популярное не только в СССР но и за границей. По мотивам Повести, был поставлен фильм, 'который стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия, в Котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. Почти сразу после воины, в 1946 Г., известный поэт А. Твардовский создал стихотворение «Я убит ПОДО Ржевом", ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О событиях войны. Пишут Э. Казакевич ("Звезда", "Весна на Одере"), Л. Соболев ("Зеленый луч"), О. Гончар ("Знаменосцы"), П.Вершигора ("Люди с чистой совестью") Б. Лавренев («За тех, кто в море») и др. Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее пристальным. В 1946-1948 гг. был Принят ряд партийных и правительственных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались Отрицательные оценки таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этих авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литературные произведения распространялась строгая цензура, авторы постоянно были Вынуждены переделывать свои произведения. На сценах, прежде всего Московских театров начинают ИДТИ пьесы А. Сафронова («Московский характер" и «В одном городе,) Б. Ромашова «Великая сила», А. Крона («Кандидат партии,), А. Kopнеичука («Калиновая роща,) и др. В заданном ключе ряд драматических Произведений рассказывал о гнилости буржуазного общества, тлетворности его идеологии и особенно об «американском образе жизни»: «Голос Америки» Б.Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова, «Заговор обреченных» Н. Вирте, «Я хочу домой,) С. Михалкова.
Во время войны киносеть в оккупированных фашистами районах была полностью разрушена. Однако производство фильмов не прекратилось. Фильмы создавались на студиях Ташкента и других городов. В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художественных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты («Молодая гвардия", «Подвиг разведчика,), «Повесть О настоящем человеке», «Сельская учительница», «Кубанские казаки», «Весна,), «Встреча на Эльбе,) и Др., до сих пор пользующиеся популярностью. В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести картины А. Лактионова «Письмо с фронта", В. Костецкого «Возвращение" и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов" И. В. Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного труженика. Здесь нужно отметить творчество П. Корина. Музыка после войны приобрела новые черты. Появилось такое понятие, как военная песня, массовая песня и Т.Д. Композиторы активно сочиняли музыку к кинофильмам. Творчество таких композиторов, как Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, приобрело всемирную известность.
Развитие культуры в период «оттепели». Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реабилитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но одновременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма. В области киноискусства тоже царила относительная свобода.: Если раньше требовалось снимать фильм только с четко заданной направленностью, то теперь от этого в тои или иной степени отказались. При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали. В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция "возврата К ленинизму", культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив культурный феномен «шестидесятников».
Развитие науки, техники и образования. В СССР увеличилось число научных учреждений и научных работников. В каждой союзной республике была своя Академия наук, в подчинении которой находилась целая система научных учреждений. В развитии науки были достигнуты значительные успехи. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю.А. Гагарин. Строились новые все более мощные электростанции. Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другие науки. Во многих городах создавались научные центры. Например, в 1957 г. возле Новосибирска был построен Академгородок После войны катастрофически уменьшилось количество школ, поэтому одной из задач правительства было создание новых средних учебных заведений. Увеличение числа выпускников средних школ вело к росту числа студентов вузов. С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на ll-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве.
Духовная жизнь и культура «развитого социализма». Идеологи КПСС стремились поскорее забыть идею Хрущева построить к 1980 г. коммунизм. Эта идея сменилась лозунгом о «развитом социализме». Считалось, что при «развитом социализме» сближаются нации и народности, сложилась единая общность - советский народ. Говорилось о бурном развитии производительных сил страны, о стирании граней между городом и деревней, о распределении богатства на принципах «От каждого по его способностям, каждому по его труду». Наконец, провозглашалось превращение государства диктатуры пролетариата в общенародное государство рабочих, крестьян и народной интеллигенции, между которыми грани также непрерывно стираются. В 60 - 70-е гг. хх в. культура перестала быть синонимом идеологии, утратил ось ее единообразие. Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции - В Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус. Тем не менее, идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм. Усилились гонения на Русскую православную церковь. В стране закрывались храмы, священников смещали, лишали сана. Воинствующие безбожники создавали специальные организации для проповеди атеизма.
Культура второй половины ХХ в. Новые черты культуры. В 40 - 50-е п. ХХ в. главной темой произведений искусства являлась прошедшая война. Событиям войны были посвящены памятники и монументы, литературные произведения, важнейшее место военная тема занимала в кинематографе, музыке, живописи. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого (тема «расчета с прошлым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б.Келлермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с огромной силой эти проблемы были подняты в произведениях ставшего впоследствии всемирно знаменитым писателя Г. Бёлля (роман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведениях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э. Ремарк). Для всех этих произведений характерен реалистический подход. Это же отличает творчество американских писателей того времени У. Фолкнера, Э. Хемингуэя. Реализм в литературе сохранялся и позже. Подобные явления наблюдались и в кинематографе. После войны огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселини «Рим - открытый город» об участниках движения Сопротивления. В 60-70-х гг. ХХ в. В Италии снималось немало фильмов, обращенных к социальной и политической тематике. В них остро ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии. Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди американских фильмов также немало таких, которые обращались к актуальной социально-политической тематике. Так, многие выдающиеся произведения посвящены войне во Вьетнаме «Возвращение домой» Х. Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров - вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фантастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные войны» ДЖ.Лукаса, «Крестный отец» Ф. Копполы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др. Некоторые из подобных фильмов затрагивают острейшие проблемы, в том числе в критическом плане оценивают состояние американского общества (трилогия «Матрица» братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д. Финчера). Популярными остаются различные модернистские направления. В 40 - 50-е гг. ХХ в. французские писатели Ж. П. Сартр и А. Камю стали пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требованиями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставил ась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий. С 50-х гг. ХХ в. популярными становятся авангардистские течения, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощущениях и переживаниях героев
Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э.Ионеско. Героем абсурдистских пьес являлся «маленький человек» с его беспомощностью перед судьбой, паническими настроениями. Большим успехом с 60-х п. ХХ в. пользуются авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Борхес, Х. Кортасар, Г. Маркес и др.). Одно из господствующих положений в литературе занял жанр «фэнтези», В котором авторы помещают своих героев в придуманный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж.Толкиена. Модернистские направления господствовали и в изобразительном искусстве. Здесь начался новый этап, названный постмодернизмом. В отличие от модернизма, который следовал определенным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40-60-е гг. ХХ в. был абстрактный экспрессионизм. Для произведений этого направления характерна беспредметность искусства. В 60 - 70-е гг. ХХ в. как определенная реакция на абстрактный экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Художник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявляется «фактом искусства». Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господствующее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появление в 60-е гг. ХХв. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его классиками стали певец Э. Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появились и другие направления. Возникает огромная индустрия шоу-бизнеса, охватившая весь мир, заполнившая его звуко- и видеозаписями. В целом для культуры второй половины ХХ в. характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.
Развитие науки и техники. Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине ХХ в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения - автомобилей, холодильников, микроволновых печей и т.д. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства. Научные открытия вели к созданию таких новых транспортных средств, как реактивная авиация и космические ракеты. В 70-е гг. ХХ в. начался новый этап научно-технической революции. Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой данного этапа стало резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразным символом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий ХХ в. стал неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни в развитых странах.
Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко при меняться для автоматизации производства. Огромные перемены произошли в средствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Принципиально новыми устройствами являются также копировальные аппараты (ксероксы), сканирующие устройства и т.д. Ярчайшие достижения науки второй половины ХХ в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутника Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-американской гонке в исследовании космоса. Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжаются. Так, началось создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др.
|
|||
|