Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные экономические показатели современного мира (начало 90-х гг., в %)



 

Тема. Информационное общество и экономика. Глобализация в экономике.

ЗАДАНИЯ:

1. Изучить лекцию и записать конспект.

2. Ответить на вопросы.

 

Срок выполнения: выполненное задание переслать, в виде фотографий рабочих тетрадей, в группу в контакте  до 06.06.

 

Обратная связь: https://vk.com/club193356427

Информационное общество и экономика. В 70—90-е гг. в развитых индустриальных странах действовала общая тенденция перехода рабочей силы из производственных отраслей в сферу услуг. Это признавалось одной из характерных черт постиндустриального общества. Наиболее масштабно «информационная экономика» проявилась в США, Канаде и Великобритании, где в сфере услуг в середине 90-х гг. было занято 70—72% рабочей силы (в сельском хозяйстве 2—3%). Вторая модель — «информационно-индустриальная» — отличалась еще довольно высокой степенью занятости в промышленности. Например, в середине 90-х гг. в странах Западной Европы (Германия, Франция и др.), а также в Японии занятость в сфере услуг составляла от 55 до 64%. Не дотягивала до этого уровня Италия, где еще существует большая численность занятых в мелком бизнесе, а в сфере услуг — около 45% рабочей силы.

Однако в отличие от прошлых десятилетий занятость в сфере услуг изменилась структурно. В 90-е гг. здесь занята прежде всего высококвалифицированная и образованная часть рабочей силы, которая связана с информационными услугами, стратегически важными для новой экономики. В развитых странах более 50% рабочей силы и 60% трудовых функций связаны с информатикой.

Скорость изменений научно-технической базы современного высокотехнологичного общества такова, что вряд ли кто-либо осмелится предсказать, какова будет информационная технология и последствия ее внедрения лет через десять. Однако уже сейчас символами новой эпохи стал персональный компьютер, глобальные системы телекоммуникаций и Интернет. Определился ряд общих тенденций «информационного общества» и «информационной экономики»: источником более высокой производительности труда все в большей степени становятся знания и информация, применяемые в производстве, и эти знания и информация все в большей мере опираются на науку;

производство в развитых капиталистических странах двигается от создания материальных благ и товаров к производству информации, что фундаментально меняет социальную и профессиональную структуру этих обществ, а само направление экономической деятельности определяется знаниями в области организации производства и повышением производительности труда;

осуществляется переход от производства массовой продукции к гибкой системе производства штучной качественной продукции, и в соответствии с этим сама организация производства трансформируется от крупномасштабной организации к широкой сети более мелких экономических единиц;

эта трансформация происходит в момент самой значительной в истории научно-технической революции, стержнем которой является информационная технология (информатика, микроэлектроника и телекоммуникации), которой сопутствуют вспомогательные научные открытия

в области биотехнологии, технологии новых материалов, лазеры и т. п.

Эти перемены и революция в информационной технологии происходят в глобальном масштабе, минуя национальные границы. В перспективе создается новое международное разделение труда, когда важную роль играет не размещение естественных ресурсов, дешевый труд и даже не капитальные фонды, а способность создавать новые знания и быстро их применять через информационный процесс и телекоммуникации в самых различных сферах человеческой деятельности и на огромных пространствах.

Транснациональные корпорации и интеграция экономик в ряде регионов мира создают условия для глобального распространения новой технологии, новых систем управления и открывают простор для новой длинной волны в мировой экономике.

Глобализация экономики является одной из важнейших особенностей развития мирового хозяйства в конце XX в.Процесс глобализации выражается прежде всего в том, что все большее число стран и секторов экономики вовлекается во всемирный рынок товаров и услуг.

Развитие международных коммуникаций обусловило появление «мирового потребителя». Производство комплектующих частей, а затем их сборка происходят в различных странах. Продукция становится обезличенной. Глобализация экономики неизбежно ведет к росту взаимозависимости национальных экономик, влияя на возможность правительств осуществлять автономную политику. Отсюда необходимость координации и международной кооперации, а также либерализации торговли.

Изменения в социальной структуре стран Запада. За полвека после Второй мировой войны в социальной структуре индустриального общества произошли существенные изменения. Практически во всех странах резко сократилась занятость в сельском хозяйстве и возросла до 90% доля наемного труда. Определяющее воздействие на социальные перемены оказывают упадок старых отраслей хозяйства, новые технологические процессы, автоматизация и компьютеризация нематериальной сферы хозяйства (банки, конторы, средства связи и информации, научные работы, разного рода услуги, образование и пр.). В итоге доля работников физического труда резко сократилась (в ряде высокоразвитых стран до четверти самодеятельного населения). Существенно увеличилась доля трудящихся в сфере услуг (до 2/3наемной рабочей силы).

 

Основные экономические показатели современного мира (начало 90-х гг., в %)

Типы стран, страны Территория Население Доля в промышленном производстве Доля в сельском хозяйстве Оборот внешней торговли Валовой национальный продукт
Мир
Экономически развитые капиталистические страны, в том числе 23,8 15,2 70,4
Западная Европа 2,7 45,8
США 6,9 4,7 12,9
Япония 0,4 2,3 7,4
Менее развитые капиталистические страны (развивающиеся) 53,5 22,3
Постсоциалистические и социалистические страны, в том числе 26,2 31,3 7,3
Китай 7,1 21,4 1,6
Россия 12,8 2,8 6,5 2,5

Новая особенность в сфере занятости — рост численности работающих женщин (они составляют ныне половину наемных работников). Растет число наемных работников, занятых неполный рабочий день и неделю. Это так называемая частичная, неполная занятость, во многом порождаемая возросшей в 80—90-е гг. массовой безработицей.

Изменилось материальное положение большинства населения. В новых отраслях промышленности и секторе услуг возросла потребность в работниках высокой квалификации. Структурные сдвиги в экономике потребовали повышения профессионального и образовательного уровня рабочей силы, возросли интеллектуальные функции труда. С повышением общеобразовательного и квалифицированного уровня рабочего класса увеличилась оплата труда и улучшилось материальное положение большинства работающих. Иногда говорят, что в странах Запада сформировалось общество двух третей среднего класса. К категории богатых слоев общества в этих странах относится 7 часть населения.

В то же время в индустриальных капиталистических странах значительные группы населения не могут найти постоянной работы по ряду причин (недостаток образования и квалификации, утрата здоровья, пенсионный возраст, дискриминация) или имеют весьма низкие заработки. Эта часть общества, составляющая в ряде стран до 20% населения, живет в бедности и вынуждена обращаться к государственному вспомоществованию и благотворительности. Это маргинальные (оказавшиеся на обочине общественной жизни) группы населения.

В последние десятилетия обострилась проблема безработицы. Если в период послевоенного бума в 50—60-е гг. безработица в странах Запада составляла всего 2—3%, то в 80—90-е гг. в развитых капиталистических странах безработица возросла с 5 до 11%, приобретя хронический характер.

Вопросы.

1. Каковы причины и особенности экономических кризисов 1974—1975 и 1980—1982 гг.?

2. Чем вызваны структурные кризисы 70-х гг? Почему они повлияли на переход от экстенсивного к интенсивному типу производства?

3. Согласны ли вы с тем, что научно-техническая революция создала достаточную материально-техническую базу для интенсивного типа производства? Какова при этом роль человеческого фактора?

4. Дайте характеристику экстенсивного и интенсивного типов хозяйственного развития.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.