|
|||
СольфеджиоСольфеджио
5 класс (фгт) Следуя русской народной мудрости «Повторение – мать учения», проверим наши знания и вспомним основные теоретические понятия по теме «Лад»:
Тоника – самый устойчивый звук в песне или инструментальной пьесе, I ступень лада. Тональность – высота лада. Порядок диезов при ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си
Порядок бемолей при ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа
Мажорные и минорные тональности до 5-и знаков при ключе (включительно): ПОВТОРЯЕМ, УЧИМ До мажор и ля минор - знаков нет Ре мажор и си минор - 2# Ми мажор и до-диез минор - 4#
До мажор и ля минор - знаков нет Си-бемоль мажор и соль минор - 2b Ля-бемоль мажор и фа минор - 4b
Соль мажор и ми минор - 1# Ля мажор и фа-диез минор - 3# Си мажор и соль-диез минор - 5#
Фа мажор и ре минор - 1b Ми-бемоль мажор и до минор - 3b Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор - 5b Устойчивые ступени –I - III - V
Неустойчивые ступени –II - IV - VI - VII
Вводные ступени –VII и II (самые неустойчивые, находятся около тоники) Главные ступени лада: I – тоника IV – субдоминанта V – доминанта
Одноименные тональности – мажор и минор с одинаковой Тоникой. (например: Ре мажор и ре минор) Параллельные тональности – мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками, это тональности - «друзья» (например: Ре мажор и си минор)
Три вида мажора: ü натуральный – ступени не изменяются ü гармонический – VI ступень понижается
Три вида минора: ü натуральный – ступени не изменяются ü гармонический – VII ступень повышается ü мелодический - VI и VII ступени повышаются (при движении вверх)
Правило нахождения мажорных тональностей по знакам при ключе: ü Бемольные тональности – предпоследний бемоль – это I ступень (тоника) мажора ü Диезные тональности – последний диез – этоVII ступень, а значит следующий звук – это I ступень (тоника) мажора.
Домашнее задание:
1. Вспомните и выучите основные теоретические понятия по теме «Лад».
2. Проверь себя! (тест – выбери правильный ответ)
1) Как называется самый устойчивый звук? а) субдоминанта б) доминанта в) тоника
2) В гармоническом мажоре VI ступень… а) повышается б) понижается в) не изменяется
3) Как называется IV ступень лада? а) тоника б) субдоминанта в) доминанта
4) Сколько знаков в Ля-бемоль мажоре и фа миноре? а) 4b б) 3b в) 3#
5) Главные ступени лада: а) I - VI - V б) I - III - V в) I - IV - V
6) Как называются самые неустойчивые ступени - VII и II? а) водяные б) главные в) вводные
7) У параллельных тональностей одинаковые… а) знаки при ключе б) тоники в) лады
8) Как называется минор, у которого повышается VII ступень? а) натуральный б) гармонический в) мелодический
9) Какая ступень называется - доминанта? а) I б) IV в) V
10) Правильный порядок диезов: а) фа, до, соль, ре, ля, ми, си б) фа, до, соль, ми, ре, ля, си
11) Правильный порядок бемолей: а) си, ми, ре, ля, соль, до, фа б) си, ми, ля, ре, соль, до, фа
12) Какие ступени изменяются в мелодическом мажоре и миноре? а) VII и II б) VI и VII в) IV и VII
13) Как называются тональности (мажор и минор) с одинаковой тоникой? а) параллельные б) одноименные
14) Соль мажор и ми минор – это тональности… а) параллельные б) одноименные
15) В каких тональностях три диеза - 3#? а) Ми мажор и до-диез минор б) Ре мажор и си минор в) Ля мажор и фа-диез минор
16) Сколько знаков в Ми-бемоль мажоре и до миноре? а) 3b б) 4# в) 2b
17) Предпоследний бемоль при ключе – это… а) тоника мажора б) тоника минора в) VII ступень
Фото или электронный вариант задания №2 присылайте на адрес электронной почты – kadakho@mail.ru
Не забудьте подписать работы (свои фамилию и имя)!
Уважаемые родители! Убедительная просьба, пожалуйста, проконтролируйте своих детей и по возможности окажите им помощь в выполнении заданий (и по их доставке).
Всем успехов!
Ольга Ивановна Звоните, спрашивайте по телефонам: дом. 2-04-92 сот. 8-912-728-87-25
|
|||
|