|
||||||||||||
И. Я. Бахофен Дж. Мак-Леннан Л. Г. Морган
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.Также, под антропологией понимается часть философии, в которой изучается человек, как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются способы человеческого существования. Факт права взаимосвязан с человеком, сущностью человека, смыслом его существования. Люди издавна желали жить по праву и справедливости. Право как особый институт жизнедеятельности человеческого общества возникает с появлением государства, где человек существует в границах соотношений «моего» и «нашего», «дозволенного» и «недозволенного». При этом урегулирование взаимоотношений в обществе определяется правовой нормой, установленной властью, а не традициями и обрядами. Позже правовое поле проникает во все сферы человеческих отношений. Если человек хочет быть полноправным членом общества, он должен следовать установленным правилам и нормам. Кроме того, только того человека считали человеком, кто был способен осознавать и выполнять требования права. Так, последователь Конфуция Мэн-цзы (ок. 372-289 гг. до н.э.) утверждал, что принципиальное отличие человека от животного заключается в том, что человек умеет соблюдать определенные нормы взаимоотношений со своими собратьями.
Антропология права – наука, изучающая взаимосвязь человека и права. Антропология права (юридическая антропология) - научная и учебная дисциплина, которая путём анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей. Г. Гроций является одним из основателей правовой антропологии. Он связывал идею права с назначением человека. По его мнению, то что соответствует сущности человека, является моральным, а то, что поддерживает мирное и стройное общежитие, является правомерным.
Т. Гоббс считал человека абстрактным индивидом (равным таким же абстрактным индивидам), который следует согласно своим интересам. Необходимость же правопорядка, то есть общих для всех людей норм, осознается им лишь под влиянием страха перед насилием со стороны таких же индивидов, и этот страх оправдывает механическую силу государства, соединяющую индивидов в одно целое. В итоге субъектом правопорядка оказывается совершенно имморальный, эгоистический индивид, стремящийся превратить другого в средство и договаривающийся с ним лишь под угрозой собственной безопасности. Следовательно, образу человека, который руководствуется исключительно собственными интересами и ориентируется на поиски только личной выгоды и счастья, соответствует такой образ права, где собственно правовая реальность подменяется реальностью государственных предписаний.
А.И. Ковлер считает, что антропология права начинает развиваться с XV в., а как самостоятельная наука впервые заявляет о себе в трудах Ж.-Ж. Руссо, который связал до этого разрозненные элементы антропологического проекта.
Свою теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо строил на тех же антропологических основаниях, что и Гоббс. Так же, как и у Гоббса, индивид у него руководствуется мотивом личного благоразумия, стремлением к самосохранению и счастью. По мнению Ж.-Ж. Руссо человек уже предпочитает правовой порядок деспотической государственности, однако не на безусловных моральных основаниях, а подчиняясь сознанию опасности, которая ему угрожает со стороны этой государственности. Но не только государство принуждает индивидов, но и оно само принуждается надындивидуальной негосударственной волей.
И. Кант считает человека способным стать «господином себе самому» и потому не нуждающемся во внешней опеке при осуществлении ценностно-нормативного выбора. Этот человек не разумный эгоист, а моральное существо. Философско-правовая теория И. Канта является классическим образцом соответствия «образа права» «образу человека».
И. Я. Бахофен Дж. Мак-Леннан Л. Г. Морган (1815 – 1887) (1827 -1881) (1818 -1881)
Труды Мэна пронизывают две основные идеи. Во-первых, теория трех стадий эволюции права: вначале люди думают, что право дано им богами, которые продиктовали его суверенам (Моисей и десять его заповедей); затем право
Выделяют два фундаментальных вопроса правовой антропологии: что является главным фактом человеческого существования: конфликт или кооперация?
|
||||||||||||
|